Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Грабок С.А., учитель математики ОСШ №25 г. Актобе «Решение иррациональных уравнений нестандартным
[ Скачать с сервера (96.8 Kb) ] 2014-01-30, 12:22 PM
Урок математики в 11 классе «Решение иррациональных уравнений нестандартными методами»
Цель:
Расширение математического кругозора;
Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся;
Совершенствование умений и навыков работы;
Подготовка к ЕНТ;
Воспитание культуры математического мышления, положительное эмоциональное отношение к учению, математике.
Тип урока – объяснение нового материала
Форма: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска; компьютер; доска; мел; карточка – тест.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Объяснение новой темы
4. Тест.
5. Подведение итогов.
6.Домашнее задание.

Организационный момент.
Хочу, чтобы наш урок прошел под девизом: «Знание только тогда – знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью» - слова Л.Н.Толстого.
Актуализация знаний.
Устные упражнения.
Найти область определения функции.
а) у = √(х-3) (х≥3)
б)у = √(х-2)+ √(х+5) (х≥2)
в) у = √(х+1) +√(4-х) (-1≤х≤4)
2. Решите уравнения:
а) √(х-10)+ √(1- х) = -3 нет решения
б) √(х-10)+√(1-х)=0 нет решения
в) √(х-10)+ √(1-х)=6 нет решения

Объяснение новой темы.
Напомним алгоритм решения уравнений и основные методы решения иррациональных уравнений.
Алгоритм решения уравнений.
Методы решения уравнений:
1)Уединение корня в одной из частей уравнения
2)Введение новой переменной
3) а) Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель;
б) «Искусство» или нестандартный метод.
4) Сведение уравнения к системе с помощью введения новой переменной;
5) Выделение полного квадрата;
6) Метод оценки;
7) использование монотонности функций;
8) Использование векторов;
9) Графический способ.
Всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому предмету (материалу), сохранения их активности на протяжении всего урока.
Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразные виды работы, организованную в соответствии с особенностью интереса личностных особенностей учащихся, а также постоянным стремлением к познанию, к более глубоким дыханиям.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
Учитывая все это учащимся предлагается материалы и задания не только обязательного уровня обучения, но и задачи, требующие нестандартного решения.
Учащимся предлагается творческая работа по определенной теме, где они на конкретных примерах раскрывают суть решения того или иного нестандартного метода.
На уроках алгебры в 11 классе были рассмотрены решения иррациональных уравнений, содержащих квадратные корни, возведением их в квадрат. Так же рассмотрели решение уравнений, используя определение квадратного корня.
Однако при решении уравнений не всегда следует сразу приступать к «слепому» применению алгоритмов решения уравнения.
В заданиях ЕНТ имеется довольно много уравнений, при решении которых необходимо выбрать такой способ решения, который позволял решить уравнения проще, быстрее.
Но необходимо знать и другие методы решения иррациональных уравнений с целью расширения математического кругозора, осознанной потребности в знаниях, совершенствованию учебных умений и навыков работать с дополнительной научной литературой, интернет – сетью, а также положительного эмоционального отношения к учению математики. Учащимся 11 класса (инициативной группе) было предложено самостоятельно изучить нестандартные методы решения иррациональных уравнений и на конкретных примерах раскрыть суть того или иного метода остальным учащимся класса.
Предоставим им слово:
Графический способ решения:

√(х+4 )=3(х+1)

Построим графики функций(схематически)

у= √(х+4 ) и у = 3(х+1)

х 0 -1
у 3 0



Х ≈ - 0,3.
Метод сведения уравнения n системы с помощью введения новой переменной:

∛(2-х )+√(х-1 )=1 ОДЗ: х≥1
Пусть ∛(2-х ) = а {+█(а^3= 2-х@@в^2=х-1)}
√(х-1 ) = в ( в ≥ 0); а^3+ в^2=1

Имеем : {█(а+в=1@ а^3+ в^2=1) }; {█(в=1-а@ а^3+ (1-а) )^2=1) }

а^(3 )+ 1 – 2а + а^2= 1
а^(3 )+〖 а〗^2- 2а = 0
а (〖 а〗^2 +а -2) = 0
а1 = 0; 〖 а〗^2+а – 2 =0
-1 -2 – а1
-2 1 – а2.
√(█(@@3)&2-х) = 0 √(х-1) = 1
х1 =2 х=2
∛(2-х) = -2 √(х-1)
2 – х = - 8 х – 1 = 9
х2 = 10 х = 10
∛(2-х)=1 √(х-1)
х3 = 1 х=1.
Ответ: 1; 2; 10.
«Искусство» или нестандартный подход:

х^2/(√2х+ 15) + √(2х+15) =2 х х ≠ 0.

т.к х = 0 не является решением данного уравнения. Разделим обе части на х:

х/(√2х+ 15) + √(2х+15)/х =2 ОДЗ: х >0

Замена: х/(√2х+ 15) = t

t + 1/t = 2 t≠ 0 (х^2- 2 х-15)/(2х+15) = 0
t^2- 2t+1=0 х^2- 2 х-15=0
(t – 1 )^2 = 0 2 -3 - х1 2х + 15 >0
t = 1. -15 5 - х2 х > - 7,5.
х/(√2х+ 15) = 1 х=5.
х^2/(2х+ 15) = 1 Ответ: х=5.

Использование монотонности функции:

√(2х-3 )+ √(х-6)=3
Решение:
ОДЗ: {█(2х-3 ≥0@х-6≥0)}; {█(х≥1,5@х≥6)};х ≥6.

Функция у = √(2х-3+ ) √(х+6 ) является возрастающей на промежутке [ 6 ; +∞ ), поэтому данное уравнение имеет не более одного решения. Легко видеть, что при х ≥ 0 получится верное равенство, значит 6 – единый корень исходящего уравнения.

Ответ: х=6.
√(2х+5+ ) √(3х-5 ) = 4
ОДЗ: {█(2х+5 ≥0@3х -5 ≥0)}; х ≥ 5/3.

Функция √(2х+5+ ) √(3х-5 ) = 4 является возрастающей (т.к. сумма 2-х возрастающих функций), а правая часть – постоянная функция => данное уравнение имеет одно решение х = 2.

Ответ: х=2.
Выделение полного квадрата:

√(х^(2 )-4 х+4 )+ √(х^2+ 6 х+9)=5
√((х-2)^2 )+√((х+3)^2 )=5

׀х-2׀ + ׀х+3׀ = 5

т.к ׀х-2׀= ׀2-х׀, (2-х) + (х+3) = 5 =>

׀2-х׀ + ׀х+3׀ = ׀2-х + х+ 3׀

Используя свойства модуля, получим, что данное уравнение равносильно неравенству:

(2-х)(х+3)≥0 =>
-3≤х<2

Ответ: х € [-3; 2].
+ + -


-3 2

Или методом интервала:

х<-3 -3≤х<2 х≥2
2-х-х-3=5 2-х+х+3=5 х-2+х+3=5
-2х-1=5 5=5 2х+1=5
х=3 -3≤х<2 х=2
{______________________________________}

X € [-3;2].
Тест
Решите уравнения:

√(7-х )=х-1

а) 2 б)3 в)4 г)-1 д)7

√(2-х ) •√(1-4х )=х+8

а)- 2 б)1/4 в)2 г)-8 д)-101/3; -2

√(х+3 )-√(7-х )=2

а)- 3 б)4 в)5 г)7 д)6

√(3+√(5-х ) )=х

а) 3 б)5 в)4 г)1 д)1;4

4√(3- 1/х )- √(х/(3х-1) ) = 3

а) 1/2 б) 1/3 1/4 в) г)2 д)3

Тест (Решения)

√(7-х )=х-1 ОДЗ: х-1 ≥0
7 – х = х²-2х+1 х≥1
х²- х-6 = 0
1 -2 - х1 х Ø ОДЗ
-6 3 - х2
Ответ: 3.

√(2-х ) •√(1-4х )=х+8 ОДЗ: х ≥-8
√(2-8х-х+4х² )=х+8
√(4х²-9х+2 )=х+8
4х²-9х+2=х²+16х+64
3х²-25х-62=0
25 31/3 = -10 1/3 Ø ОДЗ
-86 -6/3 = -2
Ответ: -2

√(х+3 )-√(7-х )=2 ОДЗ: {█(х≥-3@х≤7)┤=>-3≤х≤7
√(х+3 )=2+ √(7-х )
Х+3 = 4+4√(7-х )+7-х
2х-8=4√(7-х )
Х-4=2√(7-х )
Х-4=14-2х
3х=18
Х=6
Ответ: х=6

√(3+√(5-х ) )=х {█(х≥3@х≤5)┤=>[3;5]
3+√(5-х )= х
√(5-х )=х-3
5-х= х²-6х+9
х²-5х+4=0
5 1 - х1
4 4 - х2.
Ответ: 4.

4√(3- 1/х )- √(х/(3х-1) ) = 3 ОДЗ: х/(3х-1)>0
4 √((3х-1)/х )-√(х/(3х-1) )=3 + - +
0 1/3
4t -1/t -3 =0 (t>0)
(4t²-3t-1)/t = 0 (t ≠0) ⟦█(х<0@х>1/3)┤
4t² - 3t -1=0

3 -1/4 - t1 Ø усл. t >0
-4 1 - t2

РУЗ: √((3х-1)/х ) = 1
3 - 1/х = 1
1/х = 2
Х = 1/2
Ответ: 1/2
Подведение итогов.

Необходимость изучения решения иррациональных уравнений очевидна. Иррациональным уравнением выражаются формулы, описывающие многие физические процессы:
Равноускоренное движение
1 и 2 космические скорости
Среднее значение скорости теплового движения молекул
Период радиоактивного полураспада и др.
А также иррациональные уравнения использует статистика

«Да, мир познания не гладок.
И знаем мы со школьных лет
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!»

Домашнее задание:
Решить уравнения:

√(х-2)+ ∛(11-х)=1
√(7-х )=х+1
1-х² = √х
√(х+5-4√(х+1)) + √(х+10-6√(х+1)) =1
√(х+2√(х-1)- √(х-2√(х-1)) ) =3
Категория: Математика | Добавил: ирэн
Просмотров: 912 | Загрузок: 94 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-11-02, 12:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru