Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ Скачать с сервера (248.0 Kb) ] | 2014-01-31, 7:52 AM |
Государственное учреждение «Неженская средняя школа» Методическая разработка обобщающегоурока по математике « Сложение и вычитание рациональных чисел» для учащихся 6 класса Автор разработки- Меньшенина Наталья Николаевна Учитель математики 1 квалификационной категории Неженской средней школы Района имени Г. Мусрепова Северо-Казахстанской области с. Нежинка 2012 год Аннотация урока Предметная область- математика. Тема урока « Сложение и вычитание рациональных чисел». Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Методы обучения: частично – поисковый, словесный, практический, наглядный. Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая совместная деятельность, применение компьютерных технологий и интерактивной доски. Форма проведения урока- урок- практикум. Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме Задачи урока учебные: обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами; закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений; формировать навыки самостоятельной работы; развивающие: развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки; развивать умение применять полученные знания к решению задач; расширение кругозора; воспитательные: ввоспитывать ценностное отношение к знаниям как важным и необходимым для личности и общества. Воспитывать культуру мышления, активность, взаимоуважение, умение слушать других, делать выводы, умения работать в коллективе, уверенность в своих способностях. Оборудование: Компьютер Мультимедийный проектор, звуковые колонки Программа «MicrosoftPowerPoint 2007» , карточки, таблицы, тестовые задания для домашней работы Методической особенностью урока , обеспечивающей его эффективность, является тот момент, что на уроке активно используются многие формы учебной деятельности. При наличии всех этих форм реализуется общая цель, происходит объединение учителя и учеников для ее достижения. Такой урок позволяет решить конкретные дидактические задачи. Дифференцированный подход дает возможность усваивать учебный материал как на обязательном уровне подготовки, так и на более высоком. Задания, предлагаемые учащимся, способствуют обучению учеников самоконтролю. В этом случае контролирующие действия проводят сами ученики путем сверки ответов и образцов решения. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.. Наглядный материал оформлен в виде презентации. План урока: 1. Вступительное слово учителя. 2. Проверка домашнего задания. 3. Повторение правил сложения и вычитания чисел с разными знаками. Актуализация знаний. 4. Устный счет 5 . Практикум . Нахождение расстояний между точками на координатной прямой 6. Решение примеров по карточкам «Отгадай слово» 7. Решение уравнений самостоятельно с проверкой 8. Самостоятельная работа по вариантам. Группа А- решение магического квадрата, группа В—заполнить таблицу. 9. Компьютерный тест « Проверь товарища». Работа в парах 10. Подведение итогов урока. 11. Постановка домашнего задания. Ребята, на последних нескольких уроках мы с вами научились складывать и и вычитать положительные и отрицательные числа, мы их называем рациональными, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир уже знакомых вам чисел и правил действий над ними . Итак , мы начинаем. Эпиграфом нашего урока я взяла русскую пословицу « Чужой ум- не попутчик». Как вы ее понимаете? 1. Проверка дом задания. 1) Заполнить таблицу ДаннДДанное число 22 5 -а 1/8 2в Противоположное данному -2 -(-у) 1/3 -1/7 Обратное противоположному 1/6 4 2) Выполнить действия. Фронтальная проверка Вариант 1. Вариант 2. 1. 2. 3. 2. Повторение правил выполнения действий над рациональными числами. ( Слайды 3-7) 3. Устный счет. ( Слайды 9-11). 4. Практикум . Нахождение расстояний между точками на координатной прямой. Слайды ( 12-14). 5. Из истории положительных и отрицательных чисел. Рассказ учителя. Наглядно представить себе дробь может каждый , для этого достаточно посмотреть на разрезанный арбуз, пирог или огород, разделенный на грядки. Но представить себе число – 5 труднее. Ведь нельзя ни отмерить – 5 м ткани, ни отрезать – 500 г хлеба. Зачем же нужны такие странные числас еще более странными правилами действий над ними? Дело в том? Что существует много вещей? Которые могут как увеличиваться,так и уменьшаться. Если на товар большой спрос, фабрике увеличивают план по его выпуску. А если товар вышел из моды, то план приходиться уменньшать. При обработке детали на станке ее масса уменьшается, а если к ней приваривают другую деталь, то масса увеличивается. Увеличивается и уменьшается с течением времемени температура воздуха и т. п. Положительные и отрицательные числа служат как раз для описания изменений величин. А можно толковать положительные и отрицательные числа и по- иному. Например, можно считать положительные числа выражают имущество, а отрицательные- долг. Если у крго-то в кармане 100 тенге, но он должен отдать из них 40 тенге, то располагать он может только 60 тенге, поэтому 100+ (-40)=60. Если же , наоборот, у него в кармане только 40 тенге, а должен он 100, то после того, как отдана вся наличная сумма, то останется еще 60 т. долга. Это и выражается равенством40+(-100)=-60. Примерно так толковали отрицательные числа индийские математики, которые столкнулись с ними при решении уравнений. По –видимиму, такие числа рассматривал и греческий математик Диофант, живший в 3 веке до н.э. Китайские ученые изучали отрицательные числа во 2 в.до н.э.. Более точно сказать трудно, так как император Ши Хуан Ди, разгневавшись на них , повелел сжечь все научные книги, а их авторов и читателей казнить В математике наряду с вопросом « почему» встает вопрос « Зачем». Зачем говорить, что температура изменилась на – 80 гдадусов, вместо того, чтобы сказать « Температура упала на 80 градусов С» И впрямь , для обычной речи это не нужно. Но при составлении уравнений мы не всегда знаем, какой получится ответ, положительный или отрицательный. Например, в задаче спрашивается « Через скольколет отец будет вдвое старше сына?» Составив уравнение и решив его, оказывается, что корень его – 7. Значит, 7 лет назад отец был вдвое старше сына. Вот поэтому математики и ввели отрицательные числа и с их помощью решают самые сложные уравнения. 6. Веселая физминутка. Звучит музыка, дети повторяют движения за учителем. ( Лев, медведь, заяц и т.д.) 7. После устного решения примеров с фронтальным опросом по правилам сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, детям предлагается самостоятельно выполнить действия, заполнив таблицу У каждого ребенка на столе имеются таблицы и ключ. ( Слайды 17-18) На земном шаре живут птицы – безошибочные «составители» прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке. Выполнив все задания, ученик получает ключевое слово, а ответы проверяются с помощью проектора. № Пример Ответ Буква 1 – 3,8 – 5,7 2 – 8,4 + 3,7 3 3,9 – 8,4 4 – 2,9 + 7,3 5 6 7 – 3,5 + 8,1 8 – 2,9 – 3,6 – 4,5 4,6 11/ 18 4,4 – 3 5/ 6 – 6,5 – 4,7 – 9,5 А Г И М Н О Л Ф Ключ ФЛАМИНГО строят гнезда в виде конуса: высокие – к дождливому лету; низкие – к сухому. ( учитель показывается ученикам модель конуса). 8. Решение уравнений . (Слайды 18-19). 9. Выполнение групповых заданий 10. 1) заполнение магического квадрата -уровень А ( для слабых учащихся) 2)заполнение таблицы- для более сильных учащихся уровень В. (Слайды 21,22) 11. Компьютерный тест «Проверь товарища». По два человека за одним компьютером выполняют задания, затем следует взаимопроверка. Слайд 24 12. Подведение итогов урока. Домашнее задание Слайды 25,26 Раздаточный материал к уроку. 8 -14 2 -8 -4 -6 -2 4 -18 х + у х - у у – х - х + у - х - 5 - (х + у) | х + у | |- у + х | | х | + | у | Фамилия___________________ Имя______________________ ТЕСТ 2 Сложение положительных и отрицательных чисел 1.Какие из данных примеров решены верно? а)-2,3+(-7,4) = -5,1 в) 2,3+(-7,4) = 5,1 б) - г) 2. Какие из данных примеров решены верно? а)-2,3-(-7,4) = 5,1 в) -2,3-(-7,4) = 9,7 б) г) 3. Найдите значение выражения 4,3- (0,43+с) при с= -2,3. а) 6,17 б) 1,57 в) 2,43 г) другой ответ 4. Решите уравнение: х – 4,6 = -9,3. а) 4,7 б) –4,7 в) –13,9 г) другой ответ 5. Решите уравнение: -у + 2,92 = 0,3 а) 2, 62 в) –2,62 б) 3,22 г) другой ответ 6. Вычислите: -1 + 2 – (-3) + (-4)+5. а) 12 в) 5 б) 2 г) другой ответ 7.Найдите значение выражения: 0,45 – х –3,8 при х = -1,38. а) 6,92 в) –4,73 б) –1,97 г) другой ответ 8. Вася задумал число, прибавил к нему 67, затем от результата отнял 60. В результате у него получилось число –98. Какое число задумал Вася? а)-105 в) –19 б) 19 г) другой ответ 9.Решите уравнение: а) 5 и -5 в) –7 и 5 б) 3 и -7 г) другой ответ 10.Найдите сумму всех целых чисел х таких, что –17<x<14. а) -48 в) 31 б) –31 г) другой ответ Вариант 2 1.Какие из данных примеров решены верно? а)6,5+(-2,3) = 3,3 в)-8,25+(-3,36) = -11,61 б) г) 2. Какие из данных примеров решены верно? а)-2,8-6,5 = -9,3 в) -9,2-6,4 = 2,8 б) г) 3. Найдите значение выражения 5,6- (2,4+с) при с= 1,4. а) 2,7 в) 0,43 б) 1,8 г) другой ответ. 4. Решите уравнение: х – 5,15 = 1,1. а) 6,25 в) 5,75 б) –5,85 г) другой ответ. 5. Решите уравнение: -у + 5,18 = 11,58 а) 6,4 в) –6,4 б) -4,5 г) другой ответ 6. Вычислите: -1 + 3 – 5 +7 - (-9)+(-11) а) 12 в) 5 б) 2 г) другой ответ 7.Найдите значение выражения: -6,5 – х –3,4 при х = -2,7. а) -0,4 в) 5,8 б) 0,4 г) другой ответ 8. Вася задумал число, прибавил к нему 45, затем от результата отнял 87. В результате у него получилось число –14. Какое число задумал Вася? а) 28 в) –19 б) 73 г) другой ответ 9.Решите уравнение: а) 9 и -3 в) –3 и 6 б) 3 и -9 г) другой ответ 10.Найдите сумму всех целых чисел х таких, что –13,5<x<11. а) -48 в) 36 б) –36 г) другой ответ | |
Просмотров: 933 | Загрузок: 103 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|