Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ · Скачать удаленно (21,4 МБ) ] | 2014-02-04, 11:20 AM |
Урок 6 класс по теме "Координатная плоскость" Цели: • Закрепление навыков и умений наносить координаты на плоскость и определять координаты точки. • Развитие внимательности, навыков самоконтроля, познавательный интерес, приобщение к творчеству. • Воспитание ответственного отношения к учебному труду. Учебные материалы: • презентация, сопутствующая ходу урока (см. Приложение). • мультимедийный проектор • компьютер • раздаточный материал. Оформление школьной доски: • Девиз урока: “Чтобы обрести себя в жизни, нужно развивать два абсолютно необходимых качества – любопытство к явлениям окружающего мира и любовь к труду”. • Путеводитель по “Небесному зоопарку” (см. Приложение 1). • Ход урока Вступление ТЕСТ по теме «Координатная плоскость» 1) Под каким углом пересекаются координатные прямые, образующие систему координат на плоскости? a) Под острым углом b) Под прямым углом c) Под тупым углом d) Под развернутым углом 2) Как называется горизонтальная прямая? a) Аппликата b) Ордината c) Абсцисса d) Биссектриса 3) Как называется вертикальная прямая? a) Ордината b) Абсцисса c) Аппликата d) Биссектриса 4) Как называют точку пересечения этих прямых? a) Начало всех начал b) Середина c) Начало отсчета d) Разделитель 5) Как называют пару чисел, определяющих положение точек на плоскости? a) Координаты точки b) Числа на плоскости c) Числа для точки d) Показатели точки 6) Что показывают стрелки на координатных прямых? a) Что прямые можно продолжить b) Положительное направление c) Отрицательное направление d) Ничего не показывают 7) Как правильно записываются координаты? a) (х;у) b) (у;х) c) х, у d) В любом порядке ( На экран проецируется карта звёздного неба.) Мир звёзд чрезвычайно разнообразен, интересен и увлекателен. Небо над нашей головой усыпано множеством маленьких сверкающих точек. Они кажутся такими, потому что находятся от нас очень далеко. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Самые горячие из них – голубые, затем – жёлтые, как наше солнце, и красные. Есть звёзды – гиганты и звёзды – карлики. Небо всегда притягивало к себе своей неизвестностью и загадочностью. Когда люди в древности наблюдали звёздное небо, они обратили внимание на отдельные группы звёзд – ярких и таинственных. Это были созвездия. Фантазия помогла им в них увидеть очертания сказочных героев или животных, поэтому почти с каждым созвездием связаны какая – нибудь легенда или миф. Мы сегодня познакомимся с некоторыми из них, посетив небесный зоопарк. Её обитателей мы будем находить по координатам. Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на чистом поле в безлунную, тёмную ночь. На небе вспыхивают сотни и тысячи звезд. Выберите их них самую яркую и подтянитесь к ней.( дети тихо встают и понимают руки вверх) 1. Определим по координатам первых обитателей зоопарка: а) ( 7; 5,5 ), ( 3; 7 ), ( 0; 7,5 ), ( -3; 5,5 ), ( -6; 3 ), ( -8; 5 ), ( -5; 7 ), ( -3; 5,5 ) б) ( -15; -7 ), ( -10; -5 ), ( -3; -6 ), ( 5,5; - 6), ( 5; -10 ), ( -1; -10 ), ( -3; -6) (Обучающиеся выполняют задание, затем на экран проецируется изображения созвездий Большой и Малой Медведиц, звучит легенда.) Ответ: Легенда гласит: Самый знаменитый олимпиец Зевс был большим поклонником прекрасного пола. Однажды он обратил внимание на прекрасную девушку Каллисто. По истечении года у Каллисто родился сын Аркас. Про это узнала венценосная жена Зевса Гера. Она разлучила мать с сыном, превратив её в медведицу, но на этом не остановилась. Аркас вырос и стал храбрым и сильным юношей, замечательным охотником. Однажды он охотился в лесу, и Гера наслала на него большую медведицу. Аркас уже нацелился на неё, но что – то остановило его. Это Зевс вовремя подоспел на помощь и не допустил смерти Каллисто от рук сына. Позже Зевс превратил и Аркаса в медведя. С того времени на небе загорелись два очень ярких созвездия: это Большая Медведица – Каллисто и Малая Медведица - Аркас. Самые яркие, хорошо видимые невооружённым глазом звёзды обеих Медведиц образуют на небе фигуры, очертаниями похожие на ковш. На кончике “хвоста” Малой Медведицы располагается самая известная звезда – Полярная. Она указывает всем путешественникам на суше и на море направление на север. 2. Перейдём к другому обитателю зоопарка. Задание. Определить и записать координаты точек созвездия, по часовой стрелке, начиная с точки, имеющей самую большую ординату. (Обучающиеся выполняют задание, затем на экран проецируется координаты точек созвездия, его изображение, звучит легенда.) Ответ: ( 6; 8 ), ( 5; 7 ), ( 1; 1 ), ( 0 ; 0 ), ( - 4; 2 ), ( -7; 6 ), ( - 4; 5,5 ), ( -2; 5 ), ( 5; 7 ). Об этом животном легенда рассказывает: Бог виноделия и праздников Дионис весело шествовал по земле, всех покоряя жизнелюбием и обаянием. Он учил людей выращивать виноград и делать из его спелых гроздьев божественный напиток – искристое вино. Его сопровождала весёлая свита, в числе которой был бог сатиров, состязающихся в весёлых рифмах - Пан ( древние римляне его называли Фавном. Однажды Пан, сидя под деревом в парнасском лесу, играл на свирели. Вдруг на него напал разбуженный музыкой дракон Пифон. С испуга Пан бросился в бегущий рядом глубокий ручей. Дионис, чтобы спрятать его то Пифона, превратил Пана в козла, но с большим рыбьим хвостом вместо ног. Так появился Козерог, которого позже боги поместили на небо, как созвездие с тем же названием. 3. Переходим к следующему обитателю зоопарка. Но вот беда. Нам неверно указали его координаты. Задание. В координатах, записанных ниже абсцисса указана верно, а ордината на одну единицу больше. Запишите верные координаты и постройте созвездие. • 1 ветвь: ( -2; 8 ), ( 4; 9 ), ( 5; 6 ), ( -1; 0 ), ( - 3; 2 ), ( -2; 8 ) • 2 ветвь: ( -2; 8 ), ( -5; 10 ), ( -5; 7 ) Ответ: • 1 ветвь: ( -2; 7 ), ( 4; 8 ), ( 5; 5 ), ( -1; -1 ), ( - 3; 1 ), ( -2; 7 ) • 2 ветвь: (-2; 7 ), ( -5; 9 ), ( -5; 6 ) (Обучающиеся выполняют задание, затем на экран проецируется изображение созвездия, звучит легенда.) Ответ Речь идёт о Фениксе, который приходился братом царевны Венеры. После её похищения, Феникс немедленно отправился на её поиски и долго странствовал по свету, пока не узнал, что его сестра похищена самим великим Зевсом. Тогда он смирился с роком и основал новое царство Финикию. А когда пришло время распроститься ему с земной жизнью, боги превратили его в золото – розовую птицу, оперение которой раскрашено в цвета полярных сияний. Апполон поместил птицу в священную рощу. По воле богов бессмертный Феникс каждые пятьсот лет покидает рощу Апполона, чтобы навестить свою вторую родину – Финикию. Там он сгорает в пламени божественного огня, а затем вновь рождается из пепла. Поэтому Феникс является символом возрождения и новой жизни. Ему посвящено созвездие Феникс. 4. Теперь мы разделимся с вами на две группы, каждая из которой определит путь самостоятельно. I вариант Задание: Постройте по координатам созвездие следующего обитателя зоопарка и дайте ему название. • 1 ветвь: ( -10; 3 ), ( - 5; -2 ), ( 0; 4 ), ( 6; -1 ), ( 8; -1 ) • 2 ветвь: ( 0; 4 ), (3; 5 ) ( 6; 6 ), ( 4; 8 ) Единорог Голубь II вариант Задание: Постройте по координатам созвездие следующего обитателя зоопарка и дайте ему название. • 1 ветвь: ( -10; 2 ), ( - 8; 0 ), ( -3; 0 ), ( -2; -1 ), ( 0; 1 ), ( 2; -1 ) • 2 ветвь: ( -2; -1 ), (-3; -8 ) Единорог Голубь (Задания обучающиеся выполняют самостоятельно по вариантам, сдают тетради учителю, после чего на экран поочерёдно проецируются изображения созвездия I варианта и зачитывается легенда, затем изображение созвездия II варианта и зачитывается легенда.) Единорог Память об этом животном, жившем в первом тысячелетии, а затем истреблённом, сохранилась только в древних легендах. В рукописи об Индии, принадлежащем перу эллинского историка Ктесия, встречаются такие строки: “ Там водятся дикие ослы ростом с лошадь. Тело у них белое, голова тёмно – красная, а глаза голубые. На лбу рог. Порошок, соскобленный с этого рога, применяется как лекарство от смертельных ядов”. Возможно, в последней фразе содержится ключ к разгадке тайны его исчезновения: его истребили, охотясь за целительным рогом, от которого он и получил своё название - Единорог. Голубь Это созвездие получило название в память об описанной в Библии истории Всемирного потопа, когда благочестивый Ной с домочадцами и домашними животными был спасён по воле Бога. Многие дни скитался их ковчег по бушующему океану. Однажды вконец измученный Ной с угасающей надеждой на спасение решил всё – таки выяснить, в каком направлении находится суша. С этой целью он выпустил на волю голубя из клетки. Умная птица вскоре возвратилась, неся в клюве оливковую веточку. И Ной понял, что земля близко и мало того, она богата, раз там растут оливковые деревья. Вскоре ковчег действительно пристал к берегу. Ной и все его спутники плакали от счастья и поклялись любить эту землю и трудиться на ней. А умную птицу Боги поместили на небо с тем же названием – Голубь. Домашнее задание Придумать и изобразить на координатной плоскости фигуру любого животного, птицы, рыбы и тд. Заключение В древности люди очень сильно увлекались астрологией. В наше время она не считается наукой, однако звёзды говорят, что каждый ребёнок рождается талантливым. Дерзайте и будущее будет вашим. Звёзды всегда на стороне весёлых и находчивых. | |
Просмотров: 2047 | Загрузок: 385 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|