Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
2014-02-05, 3:07 PM | |
Формирование навыков табличного умножения. Активизация познавательной деятельности учащихся требует большого количества однообразных упражнений. Ученики младших классов в силу недостаточно развитого произвольного внимания не могут долго выполнять вычислительную работу. С детьми важно работать над развитием внимания ,воображения, памяти, мышления. Здесь мы встречаемся с противоречием: чтобы правильно считать, нужно много считать. Много считать нельзя в связи с возрастными особенностями учащихся. Это противоречие можно разрешить, если разнообразить требования к вычислительным заданиям. Вычисли, сравни, расположи в порядке возрастания . , расположи в порядке убывания , и.т.д. Для обучения математике важно чтоб формировался интерес к самому процессу обучения. И здесь требуются задания иного рода. К заданиям предъявляются следующие требования: Выполнение задания должно иметь смысл. Ученик в результате выполнения задания кроме совершенствования вычислительного навыка должен овладеть новыми математическими умениями. Следует предлагать задания, в которых достижение результата возможно разными способами. Например, с помощью суждения и вычислительных действий. Таким требованиям удовлетворяет система с использованием магических квадратов. Работая с магическими квадратами ученик приобретает умение работать с понятием , выводит следствия . учится рассуждать ,доказывать, искать различные варианты. Вот некоторых типы заданий : 8 18 4 6 10 14 16 2 12 В математических квадратах сумма чисел по любым диагоналям ,вертикалям, горизонталям равна одному числу. Требование состоит в установлении объекта, объекту понятия. Ученик должен расставить в соответствии с условиями все необходимые суммы ,найти их значения и сделать вывод. В ходе обучения математическим приемам вычисления включаю в урок логические задания развивающего характера, ограниченно увязываю его с программным материалом .Большой интерес для совершенствования навыков устных вычислений и развития внимания представляет собой числовой лабиринт. 5 6 8 4 3 7 5 9 3 2 4 6 8 6 4 2 3 5 9 7 1 7 9 3 5 9 7 3 1 5 9 5 7 7 9 3 Предлагаю пройти маршрут от вершины к ее основанию и наоборот, от основания к ее вершине ,переходя из каждой клетке в одну из двух расположенных под нею или над нею. Необходимо набрать сумму « 40»Например: из верхней клетке «5» в нижнюю «6», «8», или «4». Задание выполняется методом проб и ошибок. 5+8=13, 13+7=20, 20+8=28 28+7=35, 35+5=40 Вычислительные навыки и умения находятся в сложных взаимоотношениях, и процесс их формирования это единый процесс , требующий активной вычислительной деятельности. Овладение вычислительными навыками арифметических действий есть суть вычислительной культуры. Особенностями формирования навыков табличного умножения заключается в следующем: Составление и усвоение табличных случаев умножения начинаю с числа «9» ,что помогает сосредоточить внимание на наиболее сложных для запоминания случаях умножения. 9х8, 9х6, 9х7, 8х7, 7х6, и т.д. Составление таблиц выполняется небольшими порциями. Учитывается что не все учащиеся запомнят табличные случаи умножения и деления в процессе обучения данных в учебнике в определенной системе обучения. Используя свойства переместительного закона умножения ,при составлении таблиц сокращается объем. Система заданий отражает сущностный подход к понятию «вычислительная культура». Ориентировочной основой или опорным пунктом в каждом задании является математическая запись с помощью каторой учащиеся устанавливают связь между числовым выражением и его значением. Формулировка самого задания стимулирует работу мысли. Индивидуальные особенности памяти каждого ученика способствует вариативности выполнения упражнения: либо ученик помнит наизусть таблицу умножения и только контролирует себя ,записывая числа в «окошки» ,либо прибегают к общему способу действия.(сложения одинаковых слагаемых),либо на основе переместительного свойства умножения пользуется опорными табличными случаями,которые даны для опорного запоминания. Упражнения, в основе которых лежит прием реконструкции .(Под реконструкцией понимается любое эквивалентное применение математического материала) Вычислительная деятельность предполагает не только формирование вычислительных навыков, но и использование его в различных ситуациях. Разнообразие которых можно представить на любом арифметическом материале. Анализируя выражение учащиеся ориентируются на арифметическое действие. Вставляя пропущенное число могут пользоваться методом подбора, конкретным смыслом действия умножения. Истинность полученой записи обосновывают с позиции общего способа действия умножения однзначных чисел. При выполнении таких заданий учащиеся ориентируются на результат произведения и представляют полученное число в виде различных моделей с помощью арифметических действий. При этом совершенствуются навыки умножения однозначных чисел и навыки сложения и вычитания в области двузначных чисел. Совершенствование навыков табличного умножения можно широко использовать в процессе выполнения действия со скобками где действие в скобках заменяется ео значением и нахождение результата сводится к табличным случаям умножения. При выполнении действий совершенствуются навыки табличного умножения. Упражнения базируются на приеме соотнесения. Прием сводится к увязыванию изучаемого материала с прежними знаниями и отдельных частей ново материала с друг другом. Формирование навыков табличного умножения автоматически включают темы : « Табличное умножение» , « Площадь фигуры» , « Измерение площади прямоугольника», « Сочетательное свойство умножения» Работа по формированию навыков табличного умножения продолжается при изучении других тем. С этой целью предлагаю карточки: «Вставь пропущенный множитель», «Вставь пропущенное слагаемое.» , « Вставь числа в окошки чтоб равенства были верными.» Это не только таблица умножения , но и взаимосвязь результата и компонентов действий сложения и умножения, умения складывать и вычитать двузначные и однозначные числа . Такие задания не позволяют вставлять механически пропущенные компоненты и действия требуют привлечения различных заданий, необходимых для вычисления. Причем каждый раз учащиеся должны осуществлять самоконтроль для обоснования правильности действий выполнения задания. Задания помогают осознавать взаимосвязи табличных навыков умножения с другими темами курса начальной математики. Способствуют как произвольному , так и непроизвольному способу запоминания таблицы умножения. Активная работа мысли в ходе выполнения задания способствуют развитию вычислительной культуры. Такие упражнения выполняются на любом этапе урока . Можно предложить ошибочный вариант , а дети сравнив его Для того чтобы отследить усвоение навыков табличного умножения ведется мониторинг. № Фамилия имя ученика. № карточки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ит.д. 1 Гартунг Регина 2 Лычковский Николай 3 Шишкин Иван 4 Шишкин Павел 5 Шендера Елена 6 Шопанов Асет 7 Холин Илья . № 1. Закончи рисунок соответствующий данному решению. 3Х7 ООООООО О О 9Х8 П П П П П П П П П П П П П П П П 6Х7 Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж № 2. Запиши выражение которые соответствуют данному рисунку. ∞ ∞∞ ∞∞∞ ∞∞∞ ∞∞∞ ∞∞∞ № 3 Найди рисунок который соответствует данному числовому выражению. 9х7 8х7 6х9 ©©©©©©© ©©©©©©© ©©©©©©© ©©©©©©© ©©©©©©© ©©©©©©© ©©©©©©© ©©©©©©© Ш ШШШШШШ ШШШШШШШ ШШШШШШШ ШШШШШШШ ШШШШШШШ ШШШШШШШ ШШШШШШШ ШШШШШШШ ШШШШШШШ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ № 4. Закончи рисунок соответствующий данному решению. 9Х 9 ООООООООО ОООООООО ООООООО ОООООО ООООО ОООО ООО ОО О №5 Закончи рисунок соответствующий данному решению. 8Х6 ΩΩΩΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩΩ ΩΩΩΩΩΩΩΩ ΩΩ № 6 Закончи рисунок соответствующий данному решению. 8Х7 ООО ООО №7 Найди значение выражений. 2Х9=18 3Х9=П 9Х2=П 9Х3=27 9Х4=П 2Х8=16 2Х10=П 3Х8=П 8Х3=24 7Х8=П 8Х7=56 7Х10=70 №8 Разгадай правило по которому составлена схема и запиши числа в окошки. 20 28 21 42 5 4 7 7 7 №9 Найди значение выражений. 2Х9= 7Х8= 3Х9= 9Х2= 8Х7= 10Х3= 2Х10= 7Х9= 3Х8= 10Х2= 7Х10= 9Х3= 2Х8= 10Х7= 8Х9= №10 Вставь числа в «окошки» чтобы записи были верными. 9 Х П= П Х 9 8 ХП = П Х 8 3 Х 8 = П +П+П П +П + П + П =8 Х П 8 Х 4 = П Х П 9 Х10 = 10 Х П № 11 Разгадай правило по которому составлены схемы и запиши числа в окошки. 35 28 7 5 4 7 7 8 8 9 8 6 3 72 27 56 9 64 7 91 8 №12 Вставь вместо звездочек знаки действия чтобы равенства были верными. 7Х2= 2*7 7Х3=7*7*7 6Х2= 18*6 6Х3=6*2*6 5Х2=50*10 5Х3=10*5 4 Х2=4*3*4 5Х6=5*9*15 № 13 Вставь вместо звездочек знаки действия. 6Х5=6*12*12 5 Х5 =5*6*5 9х5 =9*18*18 9Х7 =9*9*9*9 8х7 =8*0*56 8 Х 3= 20*4 9Х6 =9*1*45 №14 Вставь вместо звездочек знаки действия. 7 Х2 =7*7+7 6Х3= 6+6*6 5Х3 =10*5 4Х3=50*38 9 Х 7= 54*9 9 Х 3 = 0*3*9 №15 Вставь пропущенное слагаемое. 8 х4+ П=67 5 Х8+П=94 9Х6+П=70 8Х6+П=70 8Х9+П=85 5 Х9 +П=64 8 Х3 +П =51 8 Х8 +П =80 7Х8 +П= 63 8 Х2 +П=42 № 16 Вставь числа в «окошки» чтоб равенства были верными. П Х 7 +15=50 П Х 8 + 12 =80 6 Х7 +П =742 6 ХП +400 = 430 8 Х П +700 =716 П Х8 –П =19 № 17 Покажите с помощью скобок ,произведение каких чисел можно заменить его значением. 6 Х8 х 3 = 48 Х 3 6 Х 8 Х 3 = 6 Х 24 63 Х 4 = 7 Х 9 Х 4 5 Х 10 Х 2 = 50 Х 2 56 Х 4 = 7 Х 8 Х 4 №18 Разгадай правило по которому составлены схемы. 56 5 4 6 8 7 35 24 9 6 8 3 9 7 6 № 19 Вставь в окошки числа чтобы равенства были верными 544+544+544+544+542+544=П Х П + П 196+196+196+196+106+196=П Х П + П 210+210+210+210+280+210=П Х П + П 655+655+655+655+666+655 = П Х П +П № 20 Поставь знаки <. > = 126+126+126+126+126+126 * 6 Х 126 371+371+371+371+371….. * 371 Х 7 25+25+25+25+25+25+25-25…* 8 Х 25 48+48+48+48+48 24+24 * 6 Х 48 906+906+906+906+906 * 905Х6 835 Х 8 * 835 + 835 +835+835 №21 Поставь знаки <.>.= 5 x(7x2)……..5 x72 81+81+81+81+81 *5 x(9x9) 123+123+123+123+123+123+123 * 123 X(3X2) 345+345+345+345 * (345 X4)X2 (269X 108) x711 * 269 X (108X711) 23+23+23+23+23+23+46 * (23X2) x3 № 22 Запиши цифрами. 9дес.Х4= П х П =П 7 дес. Х 4= Пх П = П 5дес. Х 6 = П Х П = П 6дес. Х8 = П Х П =П 8 дес. Х5 = П Х П =П № 23 Вставь числа в окошки чтобы равенства были верными. ( 7 Х 9 ) + 7 = 10 Х 7 5 Х ( 36 : 3 )= 5 Х П ( 9 Х П ) Х 7= П Х 5 (3 Х 3 ) Х 7 = П Х П ( 8 Х 6 ) Х 9 = П Х 9 П Х 6 Х 7 = 42 Х 9 2 Х ( 10 Х П ) = П Х 30 №24 Используя каждое выражение в виде произведения двух чисел разными способами. 7 х 10 х4 = П Х П Х П =П 7 Х 10 Х 4 = П Х П 7 Х 4 Х 10 П Х П 7 Х 2 Х 10 = П хП хП 7 Х 2 Х 10 = П Х П =П № 25 Используя первое равенство найди значение второго выражения. 11Х 7 =77 23 Х 3 = 69 16 Х 5 =80 11Х8 = П 23 Х 4 = П 16 Х 6 = П №26 Поставь знаки = ,<.> 345+345+345+345+345 * 345Х 6 456+456+456+456 * 456х4 34+34+34+34+34+34+34+34 * 34х8 78+78+78+78+78 * 78Х? №27 Вставь числа в « окошки» чтобы записи были верными. 678+678+678+678+678 = 678хП 987+987+987+987 =987 х П 67+67+67 = 67хП 12+12+12+12+12+12+12= 12 хП № 28 Запиши цифрами. 9дес.х4 = 90х 4 7дес.х 5 = 5дес.х 8 = 8дес .х 7 = 2дес. Х7 = 3дес. Х 4 = 6 дес. Х 6 = №29 Используя данную мерку дорисуй и раскрась фигуры чтобы их площади соответствовали выражениям: 5х5 № 30 4х4 7х5 № 30 Используя данную мерку дорисуй и раскрась фигуры чтобы их площади соответствовали выражениям: 9х2 +9 № 31 Используя данную мерку дорисуй и раскрась фигуры чтобы их площади соответствовали выражениям: 3Х5 -2 №32 Используя данную мерку дорисуй и раскрась фигуры чтобы их площади соответствовали выражениям: 7 Х5 -14 №33 Нарисуй фигуру площадь которой в два раза больше данной. 7Х2=14 7Х П= П №33 Нарисуй фигуру площадь которой в два раза больше данной. 7Х2=14 7Х П= П №34 Нарисуй фигуру площадь которой в два раза больше данной. 7Х2=14 7Х П= П | |
Просмотров: 2110 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|