Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
2014-03-25, 10:11 AM | |
Сержанова Гульмира Акантаевна учитель математики КГУ «Школа-гимназия города Курчатова» Сложение и вычитание рациональных чисел. Температура воздуха. Цели урока: • закрепить умения и навыки сложения и вычитания чисел с разными знаками • научить вычислять среднесуточную температуру и амплитуду воздуха. • развивать умения переносить свои знания в новую ситуацию • развивать интуицию, познавательный интерес, умение делать умозаключения. • развивать навыки работы с интерактивной доской. • воспитывать умения применять свои знания на практике, привитие навыков самостоятельной работы ориентация на специальности метеорологической службы Вид урока: интегрированный Тип урока: закрепление изученного материала Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный. Оборудование: • интерактивная доска • эмблема метеоцентра • термометры • индивидуальные сигнальные карточки • физическая карта Казахстана Ход урока 1. Сообщение темы и целей урока. Сегодня у нас необычный урок, интегрированный урок математики и географии. На уроке вы узнаете, что знания математики нужны нам в реальной жизни. Вы узнаете об изменении температуры воздуха, научитесь находить средне суточную температуру и амплитуду воздуха. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. 2. Актуализация знаний Начнем урок с устной работы. Перед вами на интерактивной доске ряд чисел. -5,6; 11,8; -0,5; ; 3,7; 7 ; -19; 0. Ответьте на вопросы: • Какое число в ряду наибольшее? • Какое число имеет наибольший модуль? • Какое число является наименьшим в ряду? • Как сравнить два положительных числа? • Как сравнить два отрицательных числа? • Как сравнить числа с разными знаками? • Какие числа в ряду являются противоположными? • Назовите числа в порядке возрастания. Следующее задание: Запишите выражение в виде алгебраической суммы и вычислите ее: (-4) + (+5) + (-3) + (+1) + (-2)= Каким правилом при раскрытии скобок вы пользовались? На интерактивной доске записывают правила знаков 3. Понятие температуры. Привести примеры, где встречается понятие температуры (в литосфере, гидросфере, у растений, животных, и т.д.) Итак, мы с вами выяснили, что с понятием температуры вы уже встречались при изучении тем литосферы, гидросферы, атмосферы, вы знаете температуру тела у животных и растений из курса природоведения. Ребята, какая погода сегодня? А по каким элементам погоды вы определили? (температура, ветер, атмосферное давление, осадки, облачность). Сегодня мы с вами остановимся на одном из главных элементов погоды – температуре воздуха. Каждое утро, отправляясь в школу, вы слышите прогноз погоды, в котором первым называется температура воздуха. Как измерять температуру воздуха? Температуру воздуха определяют по термометру и выражают в °С. Термометр - прибор для измерения температуры воздуха. В нем имеется резервуар (шарик) с ртутью или спиртом. Содержимое резервуара, нагреваясь, расширяется и поднимается вверх по трубочке. Чем сильнее разогревается жидкость, тем выше она поднимается. Термометры бывают спиртовые и ртутные. Уличные термометры наполняют спиртом, т.к. температура замерзания спирта ниже, чем ртути, они более безвредные, в случае разбивания. На метеостанциях термометры помещают в метеорологическую будку, которая всегда устанавливается так, чтобы шарики термометров были на высоте 2м от поверхности земли. Дверца метеорологической будки должна открываться с северной стороны. Делается это для того, чтобы при отсчете температуры, лучи не нагревали термометр, иначе он покажет не температуру воздуха, a температуру нагревания стеклянной трубки. В сводках погоды нам называют средне суточную температуру. Как ее вычислить? На метеостанциях наблюдение за состоянием погоды, в том числе за температурой воздуха проводят через каждые 3 часа, а затем находят среднее арифметическое этих температур. 4.Проверка знания учащихся основных определений, правил сложения и вычитания чисел: Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. Сумма двух чисел одного знака есть число того же знака; чтобы найти модуль суммы, надо сложить модули слагаемых. Например: (+12)+ (+8)= +20; (-12) + (-8) = -20. Сумма двух чисел с разными знаками есть число, которое имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем; чтобы найти модуль этой суммы, надо из большего модуля вычесть меньший. Например: (+12)+ (-8)= +(12-8) = 4; (-12) + (+8) = -(12 – 8) = - 4. Сумма противоположных чисел равна нулю. Например: (+6) + (-6) = 0. Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому. Например: 12 – (-8) = 12+8 = 20; 12 – (+8) = 12+ (-8) = 4. Применение учащимися знаний в стандартных условиях (под руководством учителя) Выведем правило вычитания с помощью практической задачи об изменении температуры. Например, пусть температура повысилась с -30 С до 50 С, тогда она изменилась на 5+3=80 С. С другой стороны, изменение температуры равно разности 5 – ( - 3), и поэтому 5 – ( - 3)=5+3=8. Таким образом, а – b = a + ( - b), a – ( - b)=a+b, a – (+b)=a – b. 5. Индивидуальная работа с использованием интерактивной доски и сигнальных карточек «Игра Светофор» 6. Работа в парах Задание: Вычислить средне суточную температуру. На доске написаны данные температуры воздуха за сутки: Время суток Температура, °С 1 час ночи + 4 4 часа утра + 6 7 часов утра + 8 10 часов утра + 10 13 часов дня + 10 16 часов дня + 14 19 часов вечера + 10 22 часов вечера + 6 Время суток Температура, °С 1 час ночи - 5 4 часа утра - 7 7 часов утра - 3 10 часов утра 0 13 часов дня + 4 16 часов дня + 9 19 часов вечера + 1 22 часов вечера -2 Учитель: Как вычислить средне суточную температуру?Сумму этих температур следует разделить на число измерений. (+4+6+8+10+10+14+10+6)°С : 8= 8,5 °С Если в течение суток были как положительные, так и отрицательные температуры, то для вычисления средне суточной температуры, надо отдельно сложить положительные и отрицательные значения температур, затем из числа с большим модулем вычесть число с меньшим модулем и полученную разность разделить на число измерений. (4+9+1) + (-5+ (-7) + (-3) + (-2)) : 8 Наблюдая за температурой в течение суток, можно отметить самую высокую (max), и самую низкую (min) температуру в нашем первом примере max =+14.°С была в 16 часов, min = +4°С была в1час. Разность между наибольшей и наименьшей значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой. В нашем первом примере амплитуда +14 – (+4) = 10° С. Летом суточные колебания температуры воздуха больше, нежели зимой. В умеренных широтах они составляют в среднем зимой 2°С, летом 7-10°С. Амплитуда суточных колебаний сильно меняется в зависимости от характера поверхности. Над океанами и морями она равна 1-2°С, а над пустынями достигает 15-20°С, даже 30°С. Растительность, особенно лес, уменьшает - величину суточных колебаний температуры воздуха. При пасмурной погоде облака, как одеяло, предохраняют поверхность от сильного нагревания и от охлаждения, поэтому суточная амплитуда меньше. Закрепление. Отработка практического навыка вычисления суточной амплитуды. Мы разделимся на две группы: наблюдателей и инженеров-синоптиков (работа в парах) вычислим средне – суточную температуру и суточную амплитуду за неделю рассказ о профессии метеоролога, инженера-синоптика и специфике их работы. Итог урока • Что мы делали сегодня на уроке? • Какие знания понадобились тебе на уроке? • Что нового узнали? • Что понравилось на уроке больше всего? • Ваши впечатления об уроке. Эмоциональный настрой. Домашнее практическое задание по карточкам. | |
Просмотров: 1006 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|