Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
2014-10-19, 9:29 AM | |
Статья «Ученик исправляет свои ошибки» Автор Ахмолдина Асия Рафхатовна Учитель математики КГУ СОШ № 15г.Караганды Очень главным моментом в обучении математике является работа над ошибками. Поскольку, только исправив свою ошибку, ученик может освоить полноценно ту или иную тему. Работа над своими ошибками полезна еще и потому, что в последствие, ученик не будет допускать подобные ошибки. «Не ошибается тот, кто ничего ни делает». Каждая вовремя исправленная ошибка дает шанс быстрее и верно изучить тему. Не исправленная маленькая ошибка, со временем может перерасти в огромную проблему, которая может стать причиной негативного отношения ученика к познаниям в этой области, если учитель своевременно не отреагирует на нее должным образом, при этом главную роль в исправлении ошибки должен играть сам ученик, а учителю необходимо ученика правильно направить. Так задача каждого учителя состоит в том, чтобы вовремя отреагировать на ошибку ученика и привлечь его к самостоятельному исправлению допущенной ошибки. Конечно работа над ошибками – это терпеливый труд как для ученика, так и для его учителя, но это и верное средство для достижения точности определений, формулировок теорем и выполнение упражнений. Во время каждого занятия учитель не один раз встречаетс с различными видами ошибок учеников, но задача учителя доступно объяснить ученику, то к чему может привести допущенная ошибка в дальнейшем (можно на конкретном примере). Например: урок математики в 6 классе. Урок- закрепление знаний на тему пропорции. Учащиеся решают задачи на прямую и обратную пропорциональность. Некоторые из них могут спутать задачу на прямую пропорциональность с задачей на обратную пропорциональность. В таких случаях предлагаю отработать схему поиска правильного решения к задачам: 1. вспомнить определения обратной и прямой пропорциональности 2. внимательно прочитай задачу; 3. выяснить о каких величинах идет речь в задаче; 4. разобраться как меняются соответствующие величины в ходе условия задачи. 5. Составить правильно отношение, а после верную пропорцию. 6. Решить задачу с пояснениями и ответом 7. Сопоставить данные задачи с найденными значениями неизвестных и сделать проверку. Вот некоторые ошибки, которые делают ученики при выполнении задании 1. Недочеты и ошибки, допущенные учащимися из-за невнимательности к условиям задания; 2. Ошибки, связанные с недостаточностью логического мышления учащихся; 3. Ошибки, допущенные учащимися из-за недостаточного самоконтроля. После каждой контрольной работы, как правило выполняется работа над ошибками, но этого не достаточно. Такая работа должна проводиться почти на каждом уроке, в различной форме, пусть даже на протяжении всего урока. Каждая замеченная и исправленная учеником ошибка в последующем дает свои плоды. Зная типичные ошибки своих учеников, правильно будет предложить каждому ученику вести записи своих ошибок в отдельной таблице, где четко должен прослеживаться ход устранения ошибки, что позволит повысить эффективность процесса обучения. Из-за боязни допустить ошибку ученик может проявить пассивность, так как допущенная ошибка, по его мнению, может отразиться на оценке. Чтобы этого не происходило, необходимо ученику очень тактично указать на тот пробел, который ему нужно восполнить, тем самым подтолкнуть его на саморазвитие и самоконтроль. Проанализировав типичные ошибки учащихся можно предложить выполнить задание «Найдите ошибки», после чего тщательно проанализировать допущенные ошибки и пути их исправления. При работе над ошибками очень важно выработать у учащихся навыки самоконтроля, то есть учащийся должен уметь выявлять свои ошибки и находить пути их исправления. Мною применяются некоторые приемы самоконтроля, с помощью которых ученик может найти допущенную им ошибку и вовремя ее исправить. Это: 1. Проверка вычисления путем вычисления обратного действия (подставить найденное значение в исходное уравнение); 2. Составление обратных задач с использованием результатов вычислений; 3. Проверить правильность вычисления с помощью логических рассуждений Например, рассмотрим задачу: “За 7 кг винограда покупатель заплатил бы 2450 тенге, но покупатель купил 25% всего винограда. Сколько денег покупатель должен заплатить за купленный им виноград? Ученик решил задачу так: 1) 2450*100: 25 = 9800 Ошибка ясна, если перед решением задачи ученик рассуждает в уме: “7 кг. – это 100%, а значит 25% - то меньший вес винограда. Следовательно, купил меньше чем 7 кг., а значит и заплатит он меньшую сумму”. Такое рассуждение в уме полезно при решении задач на пропорции, с дробями и процентами В жизни ошибки при чертежах архитекторов, при неверных денежных операциях банкиров и продавцов, неточное дозировании лекарственных средств фармацевтами, в общем, ошибки во всех сферах жизнедеятельности человека могут привести к непоправимым упущениям. Таким образом, своевременная замеченная учителем ошибка ученика, который сам же ее и исправит, приводит к улучшению качества образования. Исправленная в зародыше ошибка способствует осознанному восприятию материала. Допущенные ошибки и их исправления, поиск правильных решений и опровержения, пробы, предположения - все это формирует развитие математического мышления у учащихся. | |
Просмотров: 1370 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|