Содержание
Пояснительная записка
Основная часть
II.1. Самостоятельные работы
II.2. Примерные контрольные работы
II.3. Тесты
II.4. Зачеты
II.5. Задания повышенной сложности
II.6. Задания для любознательных
II.7. Логические задания
II.8. Как оформлять решение?
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
I. Пояснительная записка
Дидактические материалы по математике для 5 класса включают 10 самостоятельных, 15 контрольных работ, 80 тестовых заданий, 40 заданий повышенной сложности, 12 заданий занимательного характера и 20 логических задач. Предложенные задания не выходят за пределы учебной программы, поэтому доступны для большинства учащихся 5-6 классов. Данное пособие поможет учителю организовать самостоятельную работу учащихся и проконтролировать их знания. Причем самостоятельные работы, данные в пособии, не являются обязательными. Учитель может выбрать по своему усмотрению то или иное задание или даже часть задания. Предлагаемые задания должны органически входить в создаваемую учителем систему упражнений для работы в классе над очередным вопросом программы. При их выполнении учитель может оказывать индивидуальную помощь, давать советы и указания.
Иногда у учителя возникает необходимость еще в процессе изучения темы (до проведения контрольной работы) проверить степень овладения учениками пройденным материалом. С этой целью он может использовать содержащиеся в пособии упражнения для самостоятельных работ. В этом случае должна быть обеспечена большая самостоятельность учащихся, что позволяет учителю не только получить представление о степени овладения материалом, но и при желании оценить работы группы учащихся, а иногда и всего класса.
Контрольные работы составлены с учетом изучаемых тем, согласно календарного планирования. Заметим, что каждый учитель имеет право в любой контрольной работе уменьшить или увеличить число заданий, изменить те или иные задания или заменить их другими, а также предложить отдельным учащимся дополнительные задания.
В дидактические материалы включены также: нулевой срез знаний, итоговая контрольная работа и экзаменационный материал, которые можно использовать для сравнительного анализа обученности учащихся.
Тестовые задания, предложенные в пособии, помогут учителю организовать повторение учебного материала за весь курс 5 класса; подготовить к промежуточному контролю; обозначить основные темы этого этапа обучения.
Зачетные работы можно использовать как для контроля знаний, так и для подготовки к контрольным работам, для обобщения и повторения учебного материала в конце любого этапа обучения.
Задания повышенной сложности, логические задачи и задания для любознательных рассчитаны на более глубокие и прочные знания, хорошие навыки и гибкость ума. Поэтому их можно использовать в работе с одаренными детьми, с детьми, увлеченными занимательной математикой, нестандартными заданиями. Задания собраны из разных источников, апробированы в работе c учащимися 5-6 классов, и только те из них, которые воспринялись большинством учащихся, легли в основу этого пособия.
В основу идеи создания дидактических материалов по математике для 5-х классов легли Государственные общеобразовательные стандарты Республики Казахстан. Каждый учитель знает, что должны знать и уметь его ученики по истечению определенного промежутка времени. Данные «Дидактические материалы» составлены с целью акцентировать внимание учителя на наиболее важных вопросах курса и помочь ему в организации самостоятельной работы, работы с одаренными детьми и организации внеурочных мероприятий по предмету. Выполнение всех приведенных в пособии самостоятельных работ совершенно необязательно. В зависимости от подготовки учащихся, усвоения ими учебного материала, их умения решать задачи по какому-либо разделу, запасу времени, учитель по своему усмотрению может предложить учащимся ту или иную самостоятельную работу или ее часть. Некоторые работы можно вообще не выполнять, некоторые можно использовать для индивидуальной или групповой деятельности. Задачи занимательного характера и логические задания позволят выявить учащихся с творческим мышлением, занять их интерес и любознательность. Предложенные задания этих разделов можно использовать при проведении внутришкольных олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов, игр, викторин. Интересны они будут и для детей с низкой уровневой подготовкой, т.к. имеют занимательный характер. Тестовые задания можно использовать для проведения устного счета и для выполнения организации работы со слабоуспевающими детьми, для которых выбор ответа может быть единственная возможность проявления математических способностей.
Кроме того, учащихся 5-х классов необходимо уже сейчас готовить к внешнему контролю, к ВОУД и ЕНТ, учить анализу предложенных ответов, выбору верного ответа.
Зачеты, как правило, дают объективную картину усвоения учебного материала и позволяют верно оценить знания, умения, навыки по проверяемой теме. При проведении зачета следует обращать внимание на оформление письменной работы.
Предложенные «Дидактические материалы» носят обучающий и контролирующий характеры, поэтому каждый учитель использует их в зависимости от поставленных целей.
Список используемой литературы.
Закон «Об образовании в Республике Казахстан». Алматы: 2007 г.
Государственные общеобразовательные стандарты образования Республики Казахстан. Алматы: 2002 г.
Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. /т.Алдамуратова, Е. Байшоланов. Издание второе переработанное. – Алматы: Атамұра, 2005 г.
Задания по математике для учащихся 5-6 классов. / А.Петерсон, Г. Лудина, Л.Карнаухова. - Моска 1994г.
Задачи по элементарной математике. /В.Лидский, Л.Овсянников, А.Тулайков, М.Шабунин. Издательство «Наука» М.1965г.
Задачи всесоюзных математическмх олимпиад /Н.Васильев, А.Егоров. Издательство «Наука» М.1988г.
Как научится решать задачи. Л.Фридман, Е.Турецский, В.Стеценко. Издательство «Просвищение» М. 1979г.
Конкурсные задачи по математике / В.Осипов. Издательство Ленинградского университета . Л. 1991г.
Математические диктанты для 5-9 классов. Е. Арутюнян, М.Волович, Ю.Глазков, Г.левитас, - М: Просвещение, 1991г
Математика: Учебно-методическое пособие. Астана: РГКП «Национальный центр тестирования». 2012 г.
Математика: Учебно-методическое пособие. Астана: РГКП «Национальный центр тестирования». 2013 г.
Математика: Учебно-методическое пособие. Астана: РГКП «Национальный центр тестирования». 2014 г.
Математика: Тестовые задания для подготовки к ПГК. 9 класс. Издательство 2-е, исправленное, дополненное. /М.В. Симакин. Кокшетау. 2010г.
Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика. /А.Блох, В. Гусев, Г. Дорофеев и др. – М. Просвещение.1987 г.
Повторим математику /Э.Шувалова, Б. Агафонов, Г. Богатырев. Издательство «Высшая школа». М.1969 г.
Сто задач. / Г. Штенйгауз, перевод с польского Г. Боярской и Б. Боярского. издательство . издательство «Наука» М. 1976 г.
Приложение
К-1. I вариант 1)888; 2) а)2984, б)32, в)35; 5) а)7000, б)2405
II вариант 1)412км2. 2) а) 2764, б)93, в)120; 5) а)2000, б)1896
К-2. I. вариант 1)55км; 2) а)22, б)11, 3)157; 4) а)12, б)364; 5)2а+4в
II вариант 1)20км; 2) а)33, б)18 3)237 4)а)16 б)1229 5)2а+3в
К-3. I. вариант 5) 750, 1050
II вариант 5) 650, 1150
К-4. I. вариант 5) 12 м, 36 м
II вариант 5) 15 кг, 45 кг
К-5. I. вариант 2) 9 тг 3)288, 680 4) а)27, б)18 5) 871
II вариант 2) 3 тг 3)360, 315 4)а)18 б)33 5)750
К-6. I. вариант 1) 51/3 км/ч 6) 3/100; 1/10
II вариант 1)91/2 км/ч 6) 3/1000, 3/4
К-7. I вариант 1)4/5 2) а)4/7, б)7/8, 3)а) 21/3 б)5 31/36 в) 4/( 9) г) 1 7/12
II вариант 1)7/12 2) а)3/5, б)7/8, 3)а) 19/14 б)117/12 в) 13/( 22) г) 5 25/42
К-8. I вариант 3)40 4) 113/20 5)12/3
II вариант 1)120 4) 53/5 5)1
К-9. I вариант 1)14,15 кг 2) а)5,7 б)24,65 5)а)5,536 б) 3,28
II вариант 1)37,74 км; 2) а)6,8 б)85,68
К-10. I вариант 1)95,75 км; 2) а)2,1 б)12, 3)а) 5,264 б) 4,5
II вариант 1)88,2 м; 2) а)2,1 б)19 3)а)6,954 б)3,1
К-11. I вариант 1)39,02 кг 2) а)12, б)18,5 4) 99 5)1 1/6
II вариант 1)258 кг; 2) а)0,4 б)36,6 4)48,4 5)15/22
К-12. I вариант 3) 1,38 кг 4) 500км 5) 2 11/15 6) 20%
II вариант 3) 34,2 кг 4) 3760 книг 5) 110/21 6) 88%
Задачи повышенной сложности
1)700 2)1,99 3)750 4)3000га 5)40,5 6)400га 7)2,5кг 8)2л 9)2,5% 10) 9 11)1,6 12)128км 13)35л, 7л, 5л 4)58 15)2410 16)30. 17)500кг, 600 кг, 300кг. 18)60% 19)40000мг 20)100 км 21)50кг 22)20% 23)2400 тг 24)2 ч 25)55/8 кг, 93/8 кг, 26) 40% 27)7 км 28)41,2 29)50 г 30)4 км/ч 31)6,4кг 32)30 м 33)0,25 кг 34)50 кг 35)121 км 36) 3 дня, 5 дней 38)400 км 39) 22 км/ч 40) 8,4 см, 4,8 см
Задания для любознательных
1) РТУТЬ 2) МАГНИЙ 5) САЙГАКИ 6)от 4,8 до 5,5 7)Большая медведица 9) Чем на «авось», да «небось», лучше дело брось 10)РАХМАНИНОВ
Логические задания
34 2) 36 3) пятница 4) 7 туров, 126 матчей 5)34 ученика, 6 скамеек 6) 30 и 36 7) 8 лет 8) 1 9) 8 10) 18 11) 49 лет 12) 108 13) 2 м 14) 4 15) 720 16) 200 лет 17) 9 18) 1/4 19) 1,5 ч 20) 12кг
|