Сош №4 Интегрированный урок Тема: ПИСЬМЕННОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТА-НИЕ В СЛУЧАЯХ 45+23 И 68-23. Подготовила: Оверченко Л. И. г.Семей По сказкам А. С. Пушкина. Цель: Продолжение формирования умений выполнять письменное сложение и вычитание, расширение литературного кругозора учащихся. Задачи: 1) 3акрепить вычислительные навыки по теме: «Письменное сложение и вы-чи¬тание». 2) Развивать внимание, мышление, память, математическую речь, воображе¬ние, творческие способности, эстетический вкус. 3) Воспитывать любовь к поэтическому слову А.С. Пушкина, интерес к предмету, самостоятельность. Ход урока. 1. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Письменное сложение и вычитание» и вспомним некоторые сказки. А какие сказки, вы узнаете чуть позже. (На доску вывешивается планшет с названием темы урока «Письмен¬ное сложение и вычитание»). 2. Устная работа. 1. Работа по карточка на местах. (2 человека) 2. Коллективно. 1) Планшет с числами: 23, 45, 60, 55, 18, 7, 94. - Сколько десятков и единиц в числах? Назовите наименьшее число, уве¬личьте его на 8. Назовите наибольшее число, уменьшите его на 5. Найдите сумму числа, в котором 6 десятков, и наименьшего числа. Назовите лишнее число. Почему? Найти значения выражений, прочитав их по¬разному. 78-8 92 + 6 69 + 30 53-20 40+17 89-7 Составьте поданной краткой записи задачу. Лена -15 сказок на? меньше Алия - 6 сказок Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась действием сложения. 2) Минутка чистописания. Итак, девочки знали 21 сказку. (На доске: 21.) - Какие цифры используются для записи данного числа? Какое ещё число можно записать с помощью этих цифр? 12. 3) - Ребята, как вы думаете, кто из девочек больше любит сказки? Почему? - А вы сказки любите? Почему? - В начале урока я вам говорила о том, что мы сегодня продолжим работу над темой «Письменное сложение и вычитание» и отправимся в мир сказок. А каких сказок? 4) Давайте расставим данные числа в порядке возрастания, тогда и узнаем, в мир сказок какого писателя мы отправимся. 21 64 5 16 33 98 Ш И П У К Н 3. Упражнения для закрепления. 1. На доске портрет А.С. Пушкина. А.С. Пушкин - великий русский писатель, которого любят, ценят. Его твор-че¬ством восхищаются миллионы людей во многих уголках нашей планеты. 2006 год в Казахстане был объявлен годом А.С. Пушкина. Наш урок, посвященный сказкам Пушкина, проходит в феврале не случайно, февраль - месяц памяти великого поэта. Ровно 170 лет назад перестало биться сердце Пушкина. Сегодня на уроке мы вспом-ним замечательные сказки А.с. Пушкина, которые он написал для детей на ос-нове народных, сказок, рассказанных ему любимой няней. 2. Демонстрация отрывка мультипликационного фильма «У Лукоморья». - Итак, мы отправляемся в мир сказок А.С. Пушкина. - Сколько стихотворных сказок было написано великим поэтом? (5) 3. Из какой сказки Пушкина эти строки? Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки всё грызёт. («Сказка о царе Салтане...») Давайте и мы с вами, подобно сказочной белке, расщелкаем, как орешки. №3, а поможет нам в этом алгоритме письменного сложения и вычитания. Примеры решаются коллективно письменно, один ученик работает у доски. 63 84 24 89 72 89 + 21 - 21 + 65 - 24 + 17 - 72 84 63 89 65 89 17 На доске: алгоритм сложения и вычитания. 1) Записываю десятки под десятками, а единицы под единицами. 2) Складываю (вычитаю) единицы, пишу под единицами. 3) Складываю (вычитаю) десятки, пишу под десятками. 4) Читаю ответ. 4. А теперь помогите мне закончить пушкинские строчки. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; ОН бежит себе в волнах На раздутых парусах. Поморю, по океану В царство славного … САЛТАНА. Молодцы, а нам необходимо определить по какому пути купцы быстрее добе-рутся до царства Салтана. На доске: Планшет с изображением корабля и в противо¬положной стороне дворца царя Салтана. Между ними начерчены три разноцвет¬ных ломаных линии, состоящие из четырёх звеньев, каждому звену соответствует именованная ве¬личина - километр. 4 км 1км 3 км 5 км красный цвет 2 км 4 км 4 км 5 км зелёный цвет 6 км 4 км 3 км 3 км синий цвет Задание выполняется по рядам. Каждый ряд находит длину ломаной линии оп-ределённого цвета. Итак, самый удобный маршрут первый, т.к. он короче. 4. Физкультминутка. - А сейчас мы с вами отдохнём вместе с самым находчивым героем сказки Пушкина. Догадались, о ком идёт речь? (Под фрагмент видеозаписи отрывка из произведения «Сказка о попе и о ра-ботнике его Балде» дети выполняют танцевальные движения). 5. Продолжение выполнения упражнений для закрепления. 1) А теперь послушайте такую загадку. Я круглое и гладкое. Но не румяное и сладкое. Глядят в меня, А видят себя. ЗЕРКАЛО - Кто из героев сказок Пушкина очень часто смотрелся в зеркало? (Царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях») - Почему она это делала? Какие слова она при этом повторяла? Молодцы ре-бята, я рада, что вы знаете строчки из сказок А.С. Пушкина. 2) Сейчас мы решим задачу об этой царице. На партах у детей листы с напечатанным текстом задачи. До обеда царица смотрелась в зеркало 23 раза, а после обеда – на 12 раз больше. Сколько раз смотрелась в зеркало царица за весь день? 3) Геометрический материал. Проведите один отрезок так, чтобы получилось три треугольника. Найдите периметр треугольника, если его стороны равны 5 см, 5 см, 3 см. (Учитель добавляет «глазик»). Героиню какой сказки Пушкина вам напоми-нает этот чертёж? (Рыбку) - Как называется эта сказка? О чем она? В этой сказке золотая рыбка исполняла желания сварливой старухи. Одним из желаний старухи было стать столбовою дворянкой и получить вы-сокий роскошный терем. (Демонстрация планшета с изображением терема.) Вот какой большой терем подарила рыбка старухе. В этом тереме было очень много богатых комнат прямоугольной и квадратной формы. Давайте найдем периметр двух из них. Самостоятельно. 1 вариант. 2 вариант. Длина - 6 метров Длина - 4 метра Ширина - 3 метра Ширина - 5 метров Периметр - ? Периметр - ? Проверка. 4) Мы не вспомнили ещё одну сказку. Решив математическую цепочку, вы узнаете имя царя из этой сказки. 14 + 30 - 4 + 40 - 60+ 10 + 3 = 33 На доске: Иван - 44 Гвидон - 10 Дадон - 33 (Демонстрация планшета с изображением царя Дадона.) В какой сказке Пушкина царя звали Дадон? («Сказка о золотом петушке») - Вот мы и вспомнили все 5 замечательных сказок А С. Пушкина. Давайте ещё раз назовём их. 6. Итог урока. - Над какой математической темой мы работали? Повторить алгоритм. - Сказки какого поэта вспоминали? - Какая сказка больше всего понравилась и запомнилась? Сказки АС. Пушкина - наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется ещё и ещё раз перечитать сказки АС. Пушкина, быть похожими на положительных героев и каждый раз отыскивать для себя что-то новое. В нашей школьной библиотеке есть прекрас-ные издания произведений А.С Пушкина (демонстрация книг). Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут мне и тебе Оказаться опять в той волшебной стране. Сказки Пушкина - чудо-страна! Свои двери открыла она! Эти скажи опять и опять Будут дети читать, Снова будут их дети читать. 7. Оценивание. 8. Домашнее задание: с. 125, №5.
|