Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
2016-01-21, 8:05 PM | |
СКО Кызылжарский район Беловская средняя школа Учитель математики: Сатимирова Айсулу Шайдоловна Открытый (интегрированный) урок по физике и математике в 7 классе. Тақырыбы: «Решение физических задач с помощью линейных уравнений». Мақсаты: использование математических методов для решения задач физического содержания. Задачи: образовательная: - повторить взаимосвязь таких физических величин как масса, плотность, объем, скорость, время, путь; - повторить единицы измерения этих величин (основные и производные); - закрепить навык решения физических задач с данными величинами; - отработать навыки решения задач физического содержания с помощью линейных уравнений; развивающая: - развитие интеллектуальных умений (обобщение, сравнение, анализ); - развитие познавательного интереса к предметам; воспитательная: - сформировать потребность в знании через показ взаимосвязи между науками и жизнью; через показ значимости математики как метода (языка) научного познания; - развитие коммуникативных умений (слушать других; проверить и помочь (работа парах) организовать свою деятельность (в ходе самостоятельной работы)). Сабақ жоспары. I. Организационный момент. Ұйымдастыру кезеңі. А) Амандасу. Приветствие. На доске написаны слова: ФИЗИКА МАТЕМАТИКА Учитель: На доске записаны два слова. Прочитаем эти слова. Они переплелись неслучайно. Сегодня на уроке мы убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны друг с другом и им друг без друга не обойтись. - Поэтому эпиграфом к уроку выбрано высказывание М.В.Ломоносова Эпиграф: Математика - царица всех наук, но служанка физики... (М.Ломоносов) В) Психологический настрой урока. Тренинг. Аман - сау бол, күн алтындай! Аспан көгшлдшр аман – сау бол! Аман – сау бол? Мен және сен! Сізді барлық біз көруге разы! У каждого на столе есть свой оценочный лист, который вы сдадите в конце урока. Подпишем оценочный лист – Фамилия, Имя. II. Проведем разминку - КРОССВОРД Итак: перед вами физико - математический кроссворд (карточки с кроссвордами на столах у каждого): 7Р А С л С 5п и Т 2с Л 6К н О 8О К О О е Я Б 1п О 3м Т Р й Н Ъ У Р А 4В Н Е н И Е Т О С Р О Н о Е М Ь С С Е С Ь е Т А М Т Ь Я Ь Учитель читает задания, ученики пишут ответы в кроссворде 1. Длина траектории, по которой движется тело (путь) 2. Путь, пройденный телом в единицу времени (скорость) 3. Физическая величина, основной единицей измерения которой является 1 кг (масса) 4. t – какая физическая величина обозначается этой буквой (время) 5. Масса вещества в единице объема (плотность) 6. Решить уравнение это значит - найти его … (корень) 7. Другое название пути (расстояние) 8. Величина, единицей измерения которой является см3, м3 (объем) Проверяем кроссворд – за каждое правильно отгаданное слово - 1 балл. Сумму баллов заносим в свой оценочный лист (работа в парах) Так как, цель нашего урока научиться решать задачи физического содержания на взаимосвязь физических величин с помощью линейных уравнений. Вспомним формулы. III. Блок повторения 1.Работа по составлению формул. - Выясним, какова взаимосвязь между этими величинами? Перед вами карточки с физическими величинами. Распределите карточки на две группы. m ρ V и t S (Ученики работают с разрезными карточками на местах – собирают их в 2 группы) 1. Как найти массу m? 2. Как найти путь S ? (каждый ученик составляет формулы и записывают формулы в тетрадях). 1) m = ρ • V - Проверьте друг друга ( работа в парах - заполняют оценочный лист: верно составлены 2 формулы – 2балла, 1 формула – 1 балл, неверно все формулы – 0 баллов) 2) Выразите ρ? Выразите t? Обучающиеся записывают в тетрадях. В это время формулы появляются на доске : ρ = (Ученики составляют формулы, записывают в тетрадях; проверяют друг друга в парах) 3) Выразите V ? ? Записывают в тетрадях. В это время формулы появляются на доске. - Эти формулы помогут нам при решении задач. 2. Знание единиц измерения. - Вспомним единицы измерения m (основную и производные). - Покажите карточку с основной единицей измерения m (кг) и неосновной (г). - Основная единица измерения V? (м3) ; неосновная? (см3) - Основная единица измерения ? , неосновная Учащиеся заполняют оценочный лист: ответы без ошибок – 4 балла, 1 ошибка – 3 балла. 2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки-1 балл, 4 ошибки- 0 баллов) 3. Определение линейного уравнения IV.Решение задач. - А теперь создадим и решим более сложную задачу, где без ваших знаний по алгебре не обойтись! - У вас на парте лежит кусочек сахара-рафинад и кусок хозяйственного мыла. - Какую форму имеют кусочек сахара-рафинад и хозяйственное мыло? Что это за тела? Сахар-рафинад Мыло хозяйственное Ответ: Эти тела имеют форму прямоугольного параллелепипеда. В: Сколько взаимосвязей необходимо найти, чтобы задача решалась? (О: две взаимосвязи, межу величинами – масса и объем) 1) Рассмотрим объемы данных тел. В: Какое тело напоминает кусочек сахара и кусок мыла - это какая фигура? О: (параллелепипед) Учитель: для того чтобы вычислить массу сахара и мыла, мы должны найти объем, имеющихся у вас предметов. V. Практическая работа. «Определение объема сахара и мыла» (ученики при помощи линейки измеряют размеры тел, заполняя таблицу) - Заполните в таблице данные об объеме двух тел. - Итак, мы определили объем. Занесем данные в таблицу. ( Ученики на местах, один ученик на доске заносит данные в заранее подготовленную таблицу 1). В: Главный вопрос задачи: найти объем каждого тела? - В каких единицах будем измерять объем? (в неосновных единицах - в см3) - Давайте еще раз сформулировать задачу! Задача №1. Учитель. Мы вычисли объемы сахара и мыла, а теперь перед нами стоит задача найти массу этих тел. Как же не имея весов, но, зная плотность и объем этих тел, мы сможем определить их массы. Таблица 1. m p v Сахар _______г 1,6г/см3 _______см3 Хозяйственное мыло _______г 1,2 г/см3 _______см3 Заполняем оценочный лист. Правильно решили – 2 балла, решили с ошибкой – 1 балл, не решили – 0 баллов. С задачей на нахождение массы и объема мы справились. А теперь возьмем другую группу физических величин формулы, из которых мы ранее составляли еще одну формулу. Вспомним единицы измерения этих величин. VI. Найти соответствие. Необходимо соединить стрелочками физическую величину с ее единицей измерения Ч Таблица 2. V мин Какие из этих С величин t км/ч измерения м основные S м/с (с, м, м/с) Км Заполняем оценочный лист. Правильно составили соответствие – 2 балла, составили с ошибкой – 1 балл, не нашли соответствия – 0 баллов. Итак, представим себе следующую сказочную ситуацию. Перед вами отрывок из мультфильма «Ну, погоди!». V. Домашнее задание Откроем дневники и запишем домашнее задание. Задача №2 . В лесу мимо пня, на котором сидел серый волк из мультфильма «Ну, погоди!» в 20.00 пробежал заяц со скоростью 50 км/ч, через некоторое время в 20.06 серый волк пустился в погоню со скоростью 65 км/ч. Сколько времени понадобиться волку, чтобы догнать зайца? В: Какой процесс описывается в задаче (процесс движения) В: Какие физические величины характеризуют этот процесс ( ,t,S) - Заполним данные задачи в таблицу (все ученики на листах; один на доске) В: Какая физическая величина известна (скорость) Чтобы найти взаимосвязь t и S, проследите еще раз за ситуацией (Учитель показывает на схеме одинаковый (равный) путь, который пробежали заяц и серый волк.) Доска: t зайца.=2000 t серого волка =2006 Пень S встреча волка с зайцем Таблица 3. скорость время путь Заяц 50км/ч (х+0,1)ч Путь равный Серый волк 65км/ч Х ч - Какое время возьмем за Х? (наименьшее – время движения серого волка) - Тогда какое время был в пути заяц? (на 0,1 ч больше, т.е. Х+0,1 ч) - Запишем это в таблицу. В: Какое слово поможет составить уравнение?(равный) В: По какой схеме можно решать эту задачу? (по 3-ей: Одна вел. = другая вел.) VI. Подведем итог урока. А теперь суммируем баллы в оценочных листах и сдаем их учителю. Сегодня на уроке мы с вами определили, какая взаимосвязь существует между такими физическими величинами как масса, плотность, объем, скорость, время, путь; повторили единицы измерения этих величин (основные и производные); закрепили навык решения физических задач с данными величинами; научились решать задачи физического содержания с помощью линейных уравнений; VII. Этап рефлексии. У нас в классе «Маскарад настроений». Вам необходимо: если понравился урок, то прикрепить гномика в коричневом колпаке; если понравился, но не очень, то гномика в жёлтом колпаке; а если не понравился совсем, то гномика в синем колпаке, оценить, как прошел урок, как плодотворно работал каждый. Спасибо за урок! До свидания! | |
Просмотров: 1086 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|