Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
2016-11-09, 9:00 PM | |
Тема: «Решение задач на движение» Цели: Выработать умение самостоятельно и в комплексе применять знания, умения, навыки; осуществлять их перенос в новые условия. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Повторение. Учитель. Вычислите устно примеры, записанные на доске. На доске. - 16 : 12 + 9 х 3 - 29 : 23 х 18 : 36 - 47 : 15 + 23 : 13 Дети решают, называют ответы. В тех примерах, где допущена ошибка, предлагается сделать проверку в обратном порядке (от ответа). 3. Тема урока. Учитель. Какие величины участвуют в задачах на движение? Дети. Скорость, время, расстояние. У. Как найти скорость, время, расстояние? Д. Скорость равна расстоянию, деленному на время. Записывается формулой v = s : t. - Время находим, если расстояние разделим на скорость. Вычисляется с помощью формулы t = s : v. Расстояние найдем, если скорость умножим на время. Формула s = v x t. У. Предлагаю задачи-разминки. Решать их будем устно. Голубь улетел на расстояние 420 км. Через сколько часов он вернется, если его скорость равна 60 км/ч.? Д. Через 7 часов. У. Из двух городов вышли навстречу друг другу два поезда. Один вышел в 8 часов, а другой – в 10 часов. Встретились они в 12 часов. Сколько часов был в пути каждый поезд до встречи? Д. один – 4 часа, другой – 2 часа. У. Когда автомобиль движется точно со скоростью поезда? Д. Когда погружен на платформу. У. от двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. Встреча произошла через 15 часов. Катер шел со скоростью 19 км/ч. С какой скоростью шла моторная лодка? Учитель записывает условие задачи на доске. ? 19 км/ ч. 15 ч. А В 510 км - Еще раз внимательно вчитайтесь в задачу. О каких величинах идет в ней речь? Д. О скорости, времени и расстоянии. У. Что известно? Д. Расстояние – 510 км, катер шел со скоростью 19 км/ч. Встреча произошла через 15 часов. Известно, что они отплыли одновременно. У. Что надо узнать? Д. С какой скоростью шла моторная лодка. У. Что надо знать, чтобы найти скорость? Д. Зная расстояние и время, найдем скорость сближения, а затем и скорость моторной лодки. Дети проговаривают, а затем один ученик записывает на доске. 510 : 15 – 19 = 15 (км/ч) – скорость моторной лодки. У. Составьте обратные задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. Работайте в тетрадях. Кратко запишите условие, а задачи составьте и расскажите устно. Дети выполняют задания. Один-два ученика рассказывают задачи. Варианты записей решения. 1. , 15 км/ч, 15 ч, 510 км. Решение: 510 : 15 – 15 = 19 (км/ч) – скорость катера. 2. 19 км/ ч, 15 км/ч, , 510 км. Решение: 510 : (19 + 15) = 15 (км/ ч) – время, через которое встретятся катер и моторная лодка. 3. 19 км/ч, 15 км/ч, 15 ч, . Решение: (19 = 15) х 15 = 510 (км) – расстояние между пристанями. У. А теперь с этими же данными составим задачу на движение в противоположном направлении. 4. 15 км/ч 19 км/ ч. А В 510 км Решение: 510 : (15 + 19) + 15 часов – время, через которое расстояние между моторной лодкой и катером будет 510 км. - Сравним 2. и 4. задачи! Почему выражения, составленные по задачам, получились одинаковые? Д. Скорость сближения и удаления находим сложением. У. Сравните схемы двух задач и скажите, чем они отличаются друг от друга. Дети записывают схемы. : ( + ) = : ( + ) = Д. Первая схема подходит к задачам на движение навстречу ив противоположном направлениях, а вторая – к задачам на движение вдогонку. У. А сейчас у нас самостоятельная работа на решение задач на движение при помощи уравнений. 4. Самостоятельная работа. У. Рассмотрите таблицу, записанную на доске. На доске. параметры животные v t s акула кит дельфин ? ? ? 2 ч. 6 ч 3 ч 72 км 240 км 180 км Дети выполняют задание. - Найдите скорости акулы, кита и дельфина, составив уравнения, но прежде назовите, кто из этих животных млекопитающие, а кто рыбы. Д. Акула – рыба, а кит и дельфин – млекопитающие. У. Первый ряд найдет скорость акулы. Второй – кита, а третий – дельфина. Дети работают самостоятельно. 1-й ряд. Х км/ ч – скорость акулы Х х 2 = 72 Х = 72 : 2 Х = 36 36 км/ч – скорость акулы 2-й ряд С км/ч – скорость кита С х 6 = 240 С = 240 : 6 С = 40 40 км/ ч – скорость кита 3-й ряд В км/ч – скорость дельфина В х 3 = 180 В = 180 : 3 В = 60 60 км/ч – скорость дельфина - Проверим позже, а сейчас назовите самую большую скорость и самую маленькую. Д. У акулы самая маленькая скорость, а у дельфина – самая большая. У. На сколько скорость акулы меньше, чем скорость кита и дельфина? Сравните скорости дельфина и кита! Д. Скорость акулы меньше скорости кита на 4 км/ ч, а скорости дельфина – на 24 км/ ч. У. А сейчас самопроверка! Поставьте карандашом на полях «+» те, у кого ответ: 36 км/ч, 40 км/ч и 60 км/ч. Дети выполняют задание. - Какими правилами воспользовались при решении уравнений? Д. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. У. Теперь работаем в парах. Задание сложное, можно друг с другом советоваться. Учитель читает сначала уравнение для 1-го ряда, затем для 2-го и 3-го. 1-ряд Произведение разности 148 и С и числа 15 равно 135. (148 и С) х 15 = 135 (148 и С) = 135 : 15 148 – С = 9 С = 148 – 9 С = 139 Проверка: (148 - 139) х 15 = 135 135 = 135 2-й ряд Частное числа 126 и разности чисел Y и 130 равно 9 126 : (Y – 130) = 9 Y – 130 = 126 : 9 Y – 130 = 14 Y = 144 Проверка: 126 : (144 - 130) = 9 9 = 9 3-й ряд Частное суммы чисел х и 59 и числа 14 равно 8. (Х + 59): 14 = 8 Х + 59 = 8 х 14 Х+ 59 = 112 Х = 112 – 59 Х = 53 Проверка: (53 = 59): 14 + 8 8 = 8 - Проверяем! Кто решил первым, подходит к доске и решает уравнение. У кого есть ошибки? Кто решил правильно? Ответы детей. Учитель задает дополнительные вопросы тем, кто решал. - Что такое уравнение? Д. Равенство, содержащее неизвестное число, называют уравнением. У. Что значит решить уравнение? Д. Значит найти его корень. У. Что такое корень уравнения? Д. Значение неизвестного, при котором получается верное числовое равенство. 5. Решение примеров на деление. У. Вспомните алгоритм деления! Д. Чтобы одно число разделить на другое, надо найти количество цифр в частном. Для этого нахожу первое неполное делимое, ставлю дугу. В частном будет … цифр. (Ставим точки). У. Что надо помнить об остатке? Д. Он должен быть меньше, чем делитель. Дети решают примеры. _35910 378 _259080 635 3402 95 2540 408 _1890 _5080 1890 5080 0 0 _263344 436 х 378 2616 604 95 _1744 + 1890 1744 3402__ 0 35910 У. Решите задачу. Одна мастерская переплела 1920 книг, другая – 1935. первая переплетала в день 640 книг. Вторая – 215. Какая мастерская выполнила работу скорее и во сколько раз? Что означает выражение 1920 : 640? Д. Сколько дней переплетали 640 книг в первой мастерской. У. 1935 : 215. Д. Сколько дней переплетали 215 книг во второй мастерской. У. (1935 : 215) : (1920 : 640). Д. Во сколько раз быстрее выполнила работу первая мастерская, чем вторая. У. Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась так: 1935 : 215 – 1920 : 640. Д. На сколько дней больше работала вторая мастерская? 6. Домашнее задание. 7. Подведение итога урока, выставление оценок. | |
Просмотров: 503 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|