Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология труда |
[ Скачать с сервера (31.3 Kb) · Скриншот ] | 2018-06-06, 7:57 AM |
Разработка урока развернутая лекция 1 час. Учитель технологии: Ахметова Шолпан Кайржановна Тема : Казахские национальные головные уборы. Цель: Ознакомить учащихся с традиционными головными уборами. Научить правильно снимать мерки головы для построения чертежа "тюбетейки» l.Ev. Доброе утро! Сегодняшний наш урок посвящен истории казахских, национальных головных уборов. Образцы одежды казахов, заселявших степи Евразии, соответствовали их кочевой жизни и природным условиям. В каждом его узоре отображена история казахского народа. Каждая деталь несёт в себе глубокий философский смысл жизни. Скажите, что вы знаете о традиционных казахских головных уборах? . А для того чтобы наша с вами работа была интереснее и продуктивнее я предлагаю вам заполнить следующую таблицу: " Раньше я знал " " Теперь я знаю" Сейчас я попрошу вас записать в 1 колонку вашей таблицы, все, что вы знаете о казахских национальных головных уборах. Работаем в парах, обсуждаем и записы- заем в тетради. После этого обмениваетесь полученной информацией в группах. 1 спикер от каждой группы готовится к выступлению. Затем я попрошу спикеров зачитать всё то, что они успели записать. Остальных в это время я попрошу внимательно следить и делать отметки в своих тетрадях всего, что совпало и записывать все, чего у вас нет. Следующие спикеры дополняют в свою очередь только то, что ещё не прозвучало. (Самостоятельная работа 3 минуты, выступление спикеров 3 минуты ). 2.R А теперь, я предлагаю вам ознакомиться с историей казахского народного костюма самостоятельно и ответить письменно на вопрос: какие традиционные головные уборы носили казахи ? Заполнив вторую колонку нашей таблицы, "теперь я знаю" читаем самостоятельно, обсуждаем в группах делаете краткие записи в таблице, 1 спикер готовится поделиться информацией в соседней группе . Затем по моей команде обмениваемся спикерами 1-3 и2-4 группы. В течении 3- минут спикеры других команд знакомят вас со своей информацией, вы пополняете свои записи во 2-ой колонке. Затем они возвращаются в свои группы, там вы подводите итоги вашей совместной работы (1м) .И затем мы с вами заслушаем спикеров 1 и 4 группы (в течении 5 минут) Ребята, теперь вы видите, как много нового вы узнали сегодня и очень ценно то, что вы получили эти знания самостоятельно. Сейчас мне хочется узнать, насколько прочно вы усвоили материал. Для этого предлагаю вам в течении 2-х минут расставить в предложенном порядке, названия головных уборов. Работаем в группах, подготавливаете спикера, не забывайте, что каждый раз вы должны менять своего спикера в группе. А теперь я попрошу спикеров команд 2-З.расставмть название головных уборов по порядку на доске. (2-3 минуты вместе с обсуждением). 3 Rf. А сейчас . я предлагаю вам . сделать "звонок другу"' и рассказать ему : 1. Что ценного было сегодня для вас? 2.Что нового вы сегодня узнали ? З.Что поможет в дальнейшей жизни? Я попрошу вас также поработать в начале самостоятельно, затем обменяться своими мнениями в группах подготовить по одному спикеру (4 минуты)и затем мы с вами узнаем, что нового, ценного и полезного вы сегодня получили . (Выступление спикеров до конца урока.) 2-ой урок. Практическое занятие 1-Ev. Несомненно каждый из вас. сможет теперь с лёгкостью отличить один головной убор от другого, похвастаться перед друзьями знаниями истории казахского народного костюма, но так как цель предмета «технология» научить вас практическим навыкам, то на втором уроке, мы с вами начнем одну из самых интересных и ярких работ, изготовление тюбетейки. ?вопрос. Сколько мерок необходимо знать, чтобы построить чертёж тюбетейки? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам внимательно осмотреть готовые образцы этого головного убора в группах. В течении двух минут обсудить и построить от руки чертёж тюбетейки в развёрнутом виде. Затем спикеры от каждой группы представляют на обсуждение свои чертежи. Действительно если мысленно представить тюбетейку в развернутом виде, то получим узкий, длинный прямоугольник и круг. Исходя из этого можно сделать вывод, что длина прямоугольника равна обхвату головы ОГ, а длина окружности верхней части равна мерке ОГ Я предлагаю вам формулу по которой вы легко сможете высчитать радиус окружности- R= 1/6 ОГ. 2. R На этапе реализации, учащиеся работают в парах: снимают мерку ОГ, производят расчёты по формуле, затем строят чертёж тюбетейки в натуральную величину на листе бумаги. Вырезают полученные лекала, уточняют её с помощью сантиметровой ленты. 3. Rf. Для того, что подвести итог нашего урока я предлагаю вам, написать ЭССЕ на следующие темы: 1.Тюбитейка модна ли она сегодня? 2 Я хочу рассказать вам... 3 Народные традиции в одежде. Учащиеся пишут свои работы в течении 5-6 минут. Затем зачитывают по одной из работ От группы (на выбор). За 2-3 минуты до конца урока выставление оценок. Д/3: принести ткань, швейные принадлежности ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Казахские национальные головные уборы. Уникальным проявлением материальной культуры прошлого является казахский народный костюм, создавшийся под влиянием условий жизни в степях с их знойным летом, с пронизывающими ветрами, морозами зимой, большими перепадами дневных температур. В казахском костюме нашли отражение эстетические идеалы народа, его образ жизни, социальные эквиваленты. Он отличается ярко выраженным своеобразием, и сыграл определенную роль в сохранении и упрочении этнического самосознания народа. Наряду с разговорной речью, антропологическими показателями служили стойким определителем, по которому отличали своих от чужих. Почти все элементы казахского народного однотипны везде, во всех регионах республики. Некоторые различия, имеющиеся в головных уборах, поясах, украшениях, очевидно, связаны с общим историческим процессом сложения отдельных групп казахского народа. У казахского народа очень много разного вида шапок. Самая красивая из них это «такия» (тюбетейка) для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень легкая, высота ее равна 10-15 см. на плоскую поверхность ее, пришивают перо филина (считается священной птицей, как оберега от дурных глаз, болезней). Края украшают дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества. Выходя замуж, девочки исполняли прощальную песню «сынсу» посвященную такие- символу детства, девичьей жизни. Такия на первых порах заменялась «саукеле»- высоким свадебным головным убором, отороченным дорогим мехом, украшенным металлическими подвесками, диадемой, бусинами из драгоценных камней, Кораллов, жемчуга. А после окончания свадебных торжеств «жаулыком» головным убором складываемым из квадрата белой х/б ткани, по всей видимости унаследованный от древних тюрков, о чем свидетельствуют изображения на каменных изваяниях той эпохи. Женщины из богатых семей, предпочитали носить старинный головной убор «Касаба». Она имела в своей основе круглую, слегка скошенную вниз на затылке форму. Ее Размеры и высота строго не регламентировались. Делали ее из того же материала, что и камзол, украшали голунами и серебряным люриксом. Вышивались золотом, украшались мелкими круглыми металлическими пластинами, лобная часть украшалась подвесками из чеканных металлических пластинок, бусин, кораллов, бирюзы, драгоценных и полудрагоценных камней. Справа к височной части «косабы» прикреплялись такие же, из пяти, шести бусин, но более длинные подвески, завершаемые зачастую серебряными колокольчиками. Нарядность шапке придавали ещё и перья. «Косабу» замужние женщины носили без перьев, накинув поверх неё платок, нередко и поверх платка. Женщины преклонного возраста носили «Кимишек». Он шьётся из цельной белой ткани. Отдельно выкраивается лицевая часть. «Кимишек» прикрывает грудь женщины. Края «Кимишек» вышивается позументами, а верх для красоты обвязывают белой тканью - «кундук». ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Казахские национальные головные уборы. Традиционными материалами для мужских казахских народных головных уборов всегда служили кожа, мех, тонкий войлок. Головные уборы шили также из меха волков, лисиц, выдры, куницы и некоторых других пушных зверей. Социальные различия проявлялись здесь лишь в материалах, из которых шили комплект костюма, в его декоре, качестве изготовления. Образцы одежды казахов Евразии, соответствовали их кочевой жизни и природным условиям. Зимой мужчины носили лисий - треух - «тымак», остроконечная, отороченная лисьим или другим мехом шапка. Шапка имеет длинные и широкие наушники, а так - же удлиненный конец, закрывающий затылок. Кроме лисьего меха, которым оторочена в основном лобовая и наушная части шапки, её тыльная сторона обшивается бархатом или другими дорогими тканями. На юге Казахстана на голову одевали отделанную бархатом, под которой носили круглую тюбетейку. Пожилые казахи постоянно, даже за достарханом носили круглую тюбетейку - «такия». А все остальные головные уборы носили поверх неё, когда находились на свежем воздухе. Наиболее простым украшением тюбетейки были узорные строчки на околышке, из ниток – на верхушке. Вышитую шёлком, золотой или серебряной канителью. «Зер-такия» носили молодые люди. У феодальной знати бытовала высокая, сшитая из бархата, вышитая золотой канителью шляпа на войлочной основе « Айыр Колпак». Это высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком. В основном его носили на пиршестве ханы, султаны. Простой люд носили «Борык»- круглая шапка, отороченная мехом. В зависимости от формы «борыка» и от использованного материала выделяют несколько его разновидностей - остроконечный борык с пером филина. «Борык» носят и подростки и взрослые. В целом казахский народный костюм сохранился до наших дней, особенно на селе у пожилой части населения. | |
Просмотров: 1214 | Загрузок: 39 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|