Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология труда |
2012-12-14, 5:23 PM | |
ТЕМА: КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ. Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Нередко учителя считают, что только они сами в си¬лах доступно и верно объяснить сложный материал. На практике мы убедились, что во многих случаях это могут сделать и ученики, естественно, если им будет обеспечена необ¬ходимая помощь учителя. Следовательно, суть КСО можно трактовать и так: учит не только учитель, но и ученики друг друга. Учитель заранее делит класс на группы по 5—6 учащихся в каждой и определяет лиде¬ров. Это, как правило, способные ученики, проявившие склонность к предмету и хоро¬шо по нему успевающие. Лидеры — будущие помощники учителя, который вместе с ними заранее подготавливает все необходимое к уроку: карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, образцы или модели из¬делий, трафареты, технологические карты, инструкции по технике безопасности, обо¬рудование, инструменты и др. Следует отме¬тить, что лидеры знают ответы на вопросы и умеют выполнять задания, поскольку они уже предварительно отвечали учителю, изу¬чили технологическую карту и отработали определенные операции. Члены каждой группы, получив карточки, приступают к работе, самостоятельно гото¬вятся к устному ответу, делают записи в ра¬бочих тетрадях. Лидер первой группы пред¬лагает задавать вопросы друг другу, а также продумать вопросы для второй группы, та го¬товит вопросы для третьей группы и т.д. Если у отвечающих возникают затруднения, то да¬ют пояснения задающие вопрос. Лидер ре¬шает, кто из группы будет отвечать или зада¬вать вопросы. Применение КСО возможно на обобщаю¬щих уроках. В этом случае ученики, давая от¬вет, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений, способ¬ность выделять главное, делать выводы. На обобщающих уроках можно предложить группам задания по решению технологичес¬ких, экономических, экологических про¬блем. И даже поставленная перед группами одинаковая проблема может быть решена ими по-разному. Учитель после обсуждения предлагает оценить наиболее оптимальное решение. В некоторых школах достаточно успешно применяют КСО на уроках контроля знаний. Каждый учащийся сдает готовую работу вна¬чале лидеру группы, который ставит оценку. При этом лидер оценивает соблюдение тех¬нологической последовательности при из¬готовлении изделия, соблюдение техники безопасности при работе. Кроме того, учи¬тывается ведение записей в рабочей тетради, чистота и порядок на рабочем месте. Учи¬тель, как правило, согласен с оценкой или за¬дает дополнительные вопросы. Существует несколько способов деления класса на группы. Например, разделить его на равноценные группы, т.е. в каждой со¬брать сильных и слабых учеников, или со¬здать разноуровневые группы, т.е. объеди¬нить в одних — успевающих, в других — не¬успевающих учащихся. В первом случае учи¬тель может ставить одну проблему для всех, давать одинаковой сложности практические задания и будет уверен, что все группы спра¬вятся, хотя одни быстрее и лучше, другие — позже и хуже. Положительным моментом яв¬ляется тот факт, что в каждой группе есть сильные ученики, которые объяснят матери¬ал, решат трудную задачу и помогут "вытя¬нуть" проблему. Однако психологи считают, что при таком делении нет условий для раз¬вития "стеснительных" учащихся. Они как в классе вели себя тихо, не высказывали своих мыслей, не проявляли инициативы, так и в составе группы будут следовать за сильными учениками. При втором варианте инициатива сла¬бых, робких не подавляется сильными. Ос¬тавшись наедине со своими задачами, они просто вынуждены будут их решать. Для та¬ких групп надо готовить посильные задания, иначе теряется интерес, снижается мотива¬ция. Такой же подход необходим и к силь¬ным ученикам — им надо предлагать задания творческого, исследовательского плана. При этом учителю предстоит большая работа по подготовке разноуровневых заданий к каж¬дому уроку. Сложность заключается также в большой подготовительной работе с лидера¬ми, подготовке раздаточного материала, его тиражировании. Некоторые учителя труда используют объединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют друг другу не¬понятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал соседней паре. Учителя, постоянно применяющие КСО на своих уроках, как правило, заранее преду¬преждают учащихся о том, что на следующем занятии они будут работать в группах или парах. Ученики знают, с кем они будут рабо¬тать. Применение КСО на уроках трудового обучения помогает учителю добиваться по¬ставленной цели, создает творческую, сорев¬новательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает рабо¬тоспособность, воспитывает такие качества, как взаимоконтроль, самоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности. Ознакомившись с коллективным спосо¬бом обучения (КСО), я решила использо¬вать его на уроках технологии. Хотя КСО разработан в ос¬новном для гуманитарных и естественно-ма¬тематических дисциплин, опыт показывает возможность его успешного применения на уроках при повторении и обобщении пройденного материала. Проводя опрос, работу организую в па¬рах (в V-VI классах) и малых группах (в VII-IX классах), используя карточки с вопро¬сами и ответами. Каждый ученик задает свое¬му напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ, в случае необходи¬мости поправляя и дополняя его. Ниже приводится образец карточки используемой на уроках КАРТОЧКА ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ 1. Перечислите основные свойства тканей. 1. К основным свойствам тканей относятся физико-механические, гигиенические и технологические свойства. 1. Какие виды волокон вы знаете? 1. Существуют два вида волокон: натуральные и химические. 2. От чего зависят технологические свойства тканей? 2. Технологические свойства тканей зависят от свойств волокон, ткачества, характера отделки ткани. 2. Перечислите основные технологические свойства тканей. 2. К основным технологическим свойствам тканей относятся: осыпаемость нитей, раздвижка нитей в швах, усадка, растяжимость. Взаимопроверка знаний в парах и малых группах значительно повышает активность учащихся, развивает мышление и речь, создает условия для естественного общения детей. Учитель технологии Полещук Инна Владимировна. | |
Просмотров: 2960 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|