Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология труда

КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2012-12-14, 5:23 PM
ТЕМА: КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Нередко учителя считают, что только они сами в си¬лах доступно и верно объяснить сложный материал. На практике мы убедились, что во многих случаях это могут сделать и ученики, естественно, если им будет обеспечена необ¬ходимая помощь учителя. Следовательно, суть КСО можно трактовать и так: учит не только учитель, но и ученики друг друга.
Учитель заранее делит класс на группы по 5—6 учащихся в каждой и определяет лиде¬ров. Это, как правило, способные ученики, проявившие склонность к предмету и хоро¬шо по нему успевающие. Лидеры — будущие помощники учителя, который вместе с ними заранее подготавливает все необходимое к уроку: карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, образцы или модели из¬делий, трафареты, технологические карты, инструкции по технике безопасности, обо¬рудование, инструменты и др. Следует отме¬тить, что лидеры знают ответы на вопросы и умеют выполнять задания, поскольку они уже предварительно отвечали учителю, изу¬чили технологическую карту и отработали определенные операции.
Члены каждой группы, получив карточки, приступают к работе, самостоятельно гото¬вятся к устному ответу, делают записи в ра¬бочих тетрадях. Лидер первой группы пред¬лагает задавать вопросы друг другу, а также продумать вопросы для второй группы, та го¬товит вопросы для третьей группы и т.д. Если у отвечающих возникают затруднения, то да¬ют пояснения задающие вопрос. Лидер ре¬шает, кто из группы будет отвечать или зада¬вать вопросы.
Применение КСО возможно на обобщаю¬щих уроках. В этом случае ученики, давая от¬вет, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений, способ¬ность выделять главное, делать выводы. На обобщающих уроках можно предложить группам задания по решению технологичес¬ких, экономических, экологических про¬блем. И даже поставленная перед группами одинаковая проблема может быть решена ими по-разному. Учитель после обсуждения предлагает оценить наиболее оптимальное решение.
В некоторых школах достаточно успешно применяют КСО на уроках контроля знаний. Каждый учащийся сдает готовую работу вна¬чале лидеру группы, который ставит оценку. При этом лидер оценивает соблюдение тех¬нологической последовательности при из¬готовлении изделия, соблюдение техники безопасности при работе. Кроме того, учи¬тывается ведение записей в рабочей тетради, чистота и порядок на рабочем месте. Учи¬тель, как правило, согласен с оценкой или за¬дает дополнительные вопросы.
Существует несколько способов деления класса на группы. Например, разделить его на равноценные группы, т.е. в каждой со¬брать сильных и слабых учеников, или со¬здать разноуровневые группы, т.е. объеди¬нить в одних — успевающих, в других — не¬успевающих учащихся. В первом случае учи¬тель может ставить одну проблему для всех, давать одинаковой сложности практические задания и будет уверен, что все группы спра¬вятся, хотя одни быстрее и лучше, другие — позже и хуже. Положительным моментом яв¬ляется тот факт, что в каждой группе есть сильные ученики, которые объяснят матери¬ал, решат трудную задачу и помогут "вытя¬нуть" проблему. Однако психологи считают, что при таком делении нет условий для раз¬вития "стеснительных" учащихся. Они как в классе вели себя тихо, не высказывали своих мыслей, не проявляли инициативы, так и в составе группы будут следовать за сильными учениками.
При втором варианте инициатива сла¬бых, робких не подавляется сильными. Ос¬тавшись наедине со своими задачами, они просто вынуждены будут их решать. Для та¬ких групп надо готовить посильные задания, иначе теряется интерес, снижается мотива¬ция. Такой же подход необходим и к силь¬ным ученикам — им надо предлагать задания творческого, исследовательского плана. При этом учителю предстоит большая работа по подготовке разноуровневых заданий к каж¬дому уроку. Сложность заключается также в большой подготовительной работе с лидера¬ми, подготовке раздаточного материала, его тиражировании.
Некоторые учителя труда используют объединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют друг другу не¬понятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал соседней паре.
Учителя, постоянно применяющие КСО на своих уроках, как правило, заранее преду¬преждают учащихся о том, что на следующем занятии они будут работать в группах или парах. Ученики знают, с кем они будут рабо¬тать.
Применение КСО на уроках трудового обучения помогает учителю добиваться по¬ставленной цели, создает творческую, сорев¬новательную атмосферу среди учащихся.
Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает рабо¬тоспособность, воспитывает такие качества, как взаимоконтроль, самоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности.
Ознакомившись с коллективным спосо¬бом обучения (КСО), я решила использо¬вать его на уроках технологии. Хотя КСО разработан в ос¬новном для гуманитарных и естественно-ма¬тематических дисциплин, опыт показывает возможность его успешного применения на уроках при повторении и обобщении пройденного материала.
Проводя опрос, работу организую в па¬рах (в V-VI классах) и малых группах (в VII-IX классах), используя карточки с вопро¬сами и ответами. Каждый ученик задает свое¬му напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ, в случае необходи¬мости поправляя и дополняя его.
Ниже приводится образец карточки используемой на уроках
КАРТОЧКА

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
1. Перечислите основные свойства тканей. 1. К основным свойствам тканей относятся физико-механические, гигиенические и технологические свойства. 1. Какие виды волокон вы знаете? 1. Существуют два вида волокон: натуральные и химические.
2. От чего зависят технологические свойства тканей? 2. Технологические свойства тканей зависят от свойств волокон, ткачества, характера отделки ткани. 2. Перечислите основные технологические свойства тканей. 2. К основным технологическим свойствам тканей относятся: осыпаемость нитей, раздвижка нитей в швах, усадка, растяжимость.
Взаимопроверка знаний в парах и малых группах значительно повышает активность учащихся, развивает мышление и речь, создает условия для естественного общения детей.

Учитель технологии Полещук Инна Владимировна.
Категория: Технология труда | Добавил: Полещук
Просмотров: 2960 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-12-29, 4:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru