Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология труда |
[ · Скриншот ] | 2016-03-17, 5:56 PM |
Система работы по трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Сыздыкова Актоты Кайржановна учитель -дефектолог КГУ «ОСШИ №3 для детей с ОВР» г. Караганда Актуальность проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью подчёркнута в Законах республики Казахстан «Об образовании», «О социальной медико - педагагогической–коррекционнной поддержке детей с ограниченными возможностями», которая предусматривает решение данной проблемы в тесном единстве с политехническим обучением и трудовым воспитанием, осуществляемыми в процессе изучения основ наук, трудового обучения, курса СБО, организации разнообразной внеклассной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, в соответствии с требованиями социально-экономической ситуации и рынка труда. Изучением проблемы социальной адаптации и реабилитации занимались С.В. Андреева, К.М. Турчинская, С.Л. Мирский, М.И. Кузьмицкая, А.Н.Смирнова, И.И.Говор, К.М.Гуревич, Ж.И. Намазбаева и другие. Под влиянием современных требований общества, государства в деятельности школ появляются новации в определении целей, задач, содержания, технологии обучения. Сочетание традиций и инноваций характеризуют портрет современной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью. Одновременно всё более значимой становится проблема социализации детей с нарушением интеллекта в условиях учебно-воспитательной работы школы - интерната. В настоящее время данная проблема достаточно важна, так как от её правильного решения во многом зависит судьба выпускников школ. Одними из важных механизмов социализации являются социальная адаптация и реабилитации детей с ограниченными возможностями в развитии. Значительная роль в социальной адаптации и реабилитации молодёжи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации их на рынке труда принадлежит системе учебно-воспитательной работы школы, основной целью которой является подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Обучение труду в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта складывается из ряда последовательных этапов. Каждый этап решает как общие, так и характерные для него задачи обучения и воспитания, обусловленные психофизическим развитием учащихся, ростом их трудовых и интеллектуальных возможностей. Подготовка учащихся к труду в коррекционной школе состоит из четырёх этапов. 1. Ручной труд в 1-3 классах. 2. Обще трудовая подготовка в 4-6классах 3. Профессионально - трудовое обучение в 7-9 классах На всех этапах трудового обучения решаются задачи нравственного воспитания учащихся, прежде всего положительного отношения к труду, развития трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта путём коррекции присущих им недостатков. Занятия ручным трудом в I – III классах направлены на всестороннее развитие учащихся и на приобретение ими начальных трудовых умений. Задачами ручного труда в младших классах являются: 1)содействие умственному развитию ребёнка и усвоению общеобразовательных умений и навыков; 2) коррекция моторики (особенно мелкой моторики рук и пальцев); 3) воспитание умения планировать и организовывать свою деятельность, аккуратности, точности, самостоятельности, настойчивости; 4) подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению. Разнообразие видов работ, входящих в программу по ручному труду (лепка, вязание и плетение, шитьё, работа с бумагой, картоном, текстилем, проволокой, природным материалом, конструирование из деталей металлоконструктора), обеспечивает разностороннюю и активную работу всех органов чувств ребёнка. При изготовлении простейших предметов полезного назначения учащиеся получают знания об этих предметах и явлениях, с ними связанных, приобретают элементарный трудовой опыт, учатся использовать свою речь в предметной деятельности. Одна из важных задач данного этапа – подготовка школьников к профессиональному трудовому обучению. Она в первую очередь предусматривает усвоение учащимися некоторых правил организации своего труда (подготовка рабочего места, бережное отношение к инструменту и материалам, умение работать не отвлекаясь и т.п.). Учебная программа ручного труда, определяя задачи развития трудовой деятельности учащихся, указывает на необходимость формирования у них умения анализировать образец изделия, планировать предстоящую работу, сравнивать изготовляемые ими изделия с образцом. Успешность решения этих задач, даже на самом простейшем учебном материале, значительно помогает развитию умений, необходимых на последующих этапах обучения труду. При организации занятий в учебных мастерских необходимо соблюдать преемственность между первым и последующими этапами трудовой подготовки. На занятиях ручного труда решается задача предварительного прогнозирования развития трудовых способностей каждого ученика и определяется соответствующий вид труда для обучения в IY классе. Устанавливая профиль дальнейшего трудового обучения школьника, учитель должен учитывать его психофизические данные, глубину и характер дефекта, возможности родителей оказать помощь в адаптации выпускника школы к избранной специальности в производственных условиях. В процессе общетрудовой подготовки на базе профессиональных учебных мастерских учащиеся IY –VI классов способны выполнять некоторые простейшие приёмы работы с использованием станочного оборудования (сверлильного станка, швейной машины), ряда приспособлений. Однако в целом трудовые возможности учащихся IY иVI классов остаются ещё низкими. Это в первую очередь относится к уровню развития их рабочих движений. Анализ существующей практики обучения учащихся с нарушением интеллекта показывает, что на данном этапе ещё рано ставить задачу овладения двигательными навыками в основных операциях работы по изготовлению изделий. Как уже отмечалось, формирование таких навыков требует значительного времени на упражнения, во время которых конечным результатом практической деятельности школьников является не столько завершённая работа по изготовлению изделия, сколько усвоение правильности и темпа рабочих движений. В учебных программах по труду задача формирования общетрудовых навыков ставится на следующих этапах обучения. В ІҮ-VI классах трудовые действия формируются на уровне осознанно выполняемых приёмов (предварительных навыков). Новые для данного периода задачи связаны, прежде всего с тем, что уроки труда проводятся в профессиональных мастерских. Наиболее важная из них – воспитание у учащихся организационных умений и навыков работы в мастерской. Во время обучения общетрудовой подготоки в IY - VI классах трудовое обучение решает главным образом те же учебно-воспитательные задачи, и решается задача отбора учащихся по видам трудового обучения. На этом этапе продолжается также работа по профессиональной ориентации к выбранному виду труда. Профессионально - трудовое обучение в школьных мастерских (VII –IXклассы). На этом этапе трудового обучения учащиеся овладевают доступными для них знаниями, профессиональными приёмами труда и умениями рационально планировать свои трудовые действия. Практическая деятельность учащихся, прежде всего по своей внутренней организации (уяснению условий задания, выбору рациональных действий, использованию прошлого опыта и т.п.), постепенно приближается к труду рабочего на производстве. Этому способствует также и применение ряда производственных орудий труда и соответствующих приёмов работы. Особое внимание уделяется коррекции недостатков в трудовой деятельности школьников. Появляется возможность развивать у школьников те трудовые умения, которые повышают их самостоятельность непосредственно в условиях на производстве. Не менее важная задача в школьных мастерских заключается в формировании профессиональных навыков, осуществление которых происходит постепенно, путём проведения специальных упражнений, но главным образом при изготовлении общественно полезных изделий. Основным разделом профессионально - трудового обучения учащихся является производственная практика, содержание которой включает последовательное освоение учащимися различных видов работ на одном рабочем месте или при смене рабочих мест в определённом порядке. Большое воспитательное воздействие на школьников во время практики оказывает их участие в жизни производственного коллектива. В условиях производства активнее воспитываются общественные интересы школьников, формируется уважительное отношение к рабочим специальностям, к трудовой дисциплине. В соответствии с действующим в настоящее время типовым учебным планом внимание уделяется социальной адаптации и профессионально - трудовой подготовке. Летняя трудовая практика проводится по окончании учебного года или в том же объеме в течении года при условии продления срока обучения. Трудовая практика в 5 -6 классах осуществляется на базе школы, в 7-9 классах на базе школьных мастерских. Срок и порядок прохождения трудовой практики определяется Советом (педагогическим советом) школы, исходя из местных условий. Обучение в школе завершается экзаменом по профессионально – трудовому обучению. Перед практикой ставится задача ознакомление школьников с коллективом производственного предприятия, с основами технологии выпуска продукции и условиями труда рабочих профессий. В этот период учащиеся овладевают умениями выполнять перечень работ, соответствующий начальной трудовой квалификации. Их трудовые навыки достигают норм производительности труда рабочих на данном производстве или достаточно близки к ним. Одна из главных особенностей обучения учащихся с нарушением интеллекта заключается в специализации их трудовой подготовки, т.е. в овладении умениями и навыками, которые необходимы для выполнения конкретной работы на данном рабочем месте базового предприятия. Профессиональная ориентация в коррекционной школе — система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих выпускнику школы в выборе профессии с учетом его способностей и потребностей общества. Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным. Наблюдения показывают, что учащиеся с нарушением интеллекта очень редко сами выбирают профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают чаще всего те специальности, по которым осуществлялась их подготовка в школе, или наоборот не хотят работать по этой специальности. В связи с низким уровнем возможностей учащихся в самостоятельном выборе специальности профориентационная работа в школе для детей с нарушением интеллекта в первую очередь должна решить задачу выявления и прогнозирования развития их профессиональных способностей и склонностей. Второе направление в этой работе заключается в формировании у школьников устойчивого интереса к профессии с учетом их реальных способностей, возможностей трудоустройства и условий быта. При выборе профиля трудового обучения школьника учитывается его интеллектуальный уровень, характер основного и наличие сопутствующих дефектов, физическое развитие. В коррекционной школе основная работа по профориентации проводится на уроках труда и внеклассных занятиях. Однако опыт ряда специальных школ показывает, что эффективного результата в решения вопросов профориентации можно добиться при активном участии в этой работе всего педагогического коллектива. Вопросы профориентации должны включаться в планы работы медицинских и социально-психологических служб школы, в план общешкольных мероприятий. Наиболее распространенные из них: праздники труда, выпуск стенгазет, оформление стендов и фотовитрин, посвященных труду и выбору профессии, выставка книг по трудовой тематике, работа технических кружков (по специальности) и кружков прикладного искусства, встречи с передовиками производства и бывшими воспитанниками школы. | |
Просмотров: 1561 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|