Формирование профессиональных компетенции при контроле знаний и навыков студентов в профессиональном обучении
Мастер производственного обучения Истемесов Дамир Бахтиярович КГКП «Колледж транспорта»
В настоящее время в системе среднего профессионального образования вводятся образовательные стандарты нового поколения. В них заложены требования к минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников. Реализация этих требований является основой качественной подготовки специалистов на современном этапе, Осуществить качественную подготовку студентов и реализовать основные принципы и социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику. Современная система образования должна не только давать знания, но и формировать у обучающихся потребность в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, создавать возможности для практического закрепления приобретенных умений и навыков. Главная цель сегодняшней системы образования - это воспитание свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Процессы, происходящие в современном обществе, потребовали формирования у каждого обучающегося своей индивидуальности, что помогло бы ему самореализоваться в стремительно меняющемся социуме. Умение решать задачи индивидуализации обучения студентов, развития их творческого потенциала в целостном педагогическом процессе является важным показателем компетентности педагогических кадров всех уровней. В настоящее время система ТиПО перешла на новый этап подготовки специалистов в различных сферах деятельности - кредитная технология обучения, при которой увеличивается объем самостоятельной работы, выполняемой студентами - работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемые в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов. Таким образом, педагогическая деятельность представляется как решение различных, постоянно меняющихся задач, качество решения которых зависит от уровня сформированных в вузе профессиональных умений и навыков. Ряд исследователей (И. Болдырев, С. И. Кисельгоф и др.) считают, что система педагогических умений и навыков должна быть развита у студентов до начала их самостоятельной работы в качестве педагога-практика. Другие ученые полагают, что в вузе можно развит и сформировать основу педагогических умений и навыков, а индивидуальный стиль деятельности формируется в течение 5-7 лет самостоятельной работы. Опыт показывает, что правы и первые, и вторые. Но основы знаний, умений и навыков, естественно, закладываются в вузе. По мнению Н.В. Кузьминой, успех педагогической деятельности обеспечивается наличием у педагога конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей и соответствующих им умений. Особо важную роль в деятельности педагога играют конструктивные умения, включающие в себя проектировочные, гностические и собственно конструктивные умения, которые и определяют стиль и индивидуальное лицо, особенности педагогического мастерства. Актуализирует тему формирования профессиональных навыков будущего педагога технический и технологический процесс, который влечет за собой появление новых видов информационных продуктов, объединяющих текст, звук, изображение, а также новых видов информационных услуг. Применение современных информационных систем в сфере образования обеспечивает принципиально новый уровень получения и обобщения знаний, их распространения и использования в самостоятельной и научно-исследовательской деятельности студента, которые в свою очередь перерастут в хорошо сформированные умения, а затем и в навыки педагогической деятельности. Подводя итог, можно отметить, что одной из центральных проблем дидактических исследований в настоящее время является изучение и организация активной самостоятельной познавательной деятельности студента в условиях кредитной технологии обучения, где первостепенную роль в усвоении новых знаний, в формировании умений и навыков играет самостоятельная работа студента. Существующие особенности познания обучающегося в вузе предопределяют направленность процесса обучения, основной целью которого является процесс познания известного и подготовка к воспроизводству всей деятельности общества.
|