Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование |
[ Скачать с сервера (526.6 Kb) ] | 2014-01-06, 5:22 PM |
В.И. Пономарева, учитель информатики гимназии №5 Костанайская область, г. Рудный Формирование ключевых компетенций учащихся по предметам ЕМЦ Методика реализации межпредметных связей в процессе преподавания ин-форматики и предметов ЕМЦ Одной из главных задач в обучении является развитие творческих, познава-тельных и исследовательских способностей учащихся. На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат. Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями ЕМЦ (химии, физики и т.д). посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д. Учитель с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей последующим направлениям: (таблица 1) учитывая межпредметные связи на различных этапах уроков (таблица 2) таблица 1 Направления в осуществлении межпредметных связей Изучение нового материала Демонстрация на мониторах компьютера или на специальном экране высококачественных иллюстраций, имитация Подготовка и проверка домашне-го задания Самостоятельное изучение содержания мультимедийного учебника, закрепление материала с выполнением текстовых заданий дома Самостоятельная работа Работа с индивидуальным заданием на ком-пьютере, практикум по решению задач Проверочные и контрольные ра-боты по изучаемому материалу Возможности компьютера при их проведении практически безграничны Внеклассная работа Виртуальные экскурсии на химические заво-ды, моделирование технологических циклов промышленных предприятий и др. Творческая работа Создание собственного Интернет-сайта, его постоянное обновление; участие в мультиме-дийных уроков, освоение азов программиро-вания таблица 2 Варианты использования информатики на различных этапах уроках Тип урока Варианты использования Урок усвоения новых знаний Информационный ввод: электронная презентация, ис-пользование ЭОР (аудио и видеофрагменты) Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами Урок усвоения навыков и умений - компьютерная лабораторная работа Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты) Допуск к работе: тестовый контроль Практическая работа: виртуальная лабораторная рабо-та с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактив-ных задач, творческие задания, сбор информации Урок усвоения новых знаний (навыков и уме-ний) – виртуальная экс-курсия Виртуальное путешествие по странам, музеям, запо-ведникам и т.д. Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии Урок обобщения, систе-матизации Электронная презентация; интерактивная дидактиче-ская игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот). Урок контроля и коррек-ции Тестовые программы, электронные дидактические ма-териалы. Методика реализации межпредметных связей в преподавании предметов ЕМЦ и информатики может быть представлена теоретической моделью реализации межпредметных связей, структура и функционирование которой обеспечивается целостностью целевого, содержательного, организационно-методического, процессуального и результативно-оценочного компонентов (Рисунок 1) Методика творческой работы учителя включает ряд этапов: 1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы; 2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов; 3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках; 4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организа-ции обучения; 5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпред-метных связей в обучении. Рисунок 1 Совокупность всех функций межпредметных связей (методологической, развивающей, образовательной, воспитывающей, конструктивной) реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель осуществляет все многообразие их видов и только тогда будет результативность. (Рисунок 2) Рисунок 2 Методы, формы и средства реализации межпредметных связей представлены на следующем схеме: (Рисунок 3) Рисунок 3. Методы, формы и средства реализации межпредметных связей В последние годы отмечается прикладной характер предмета информатики. К учащимся предъявляются требования не просто овладеть конкретным набором знаний, умений и навыков по информатике, но и уметь применить их в различных ситуациях. Достичь данной цели помогают интегрированные уроки и внеурочные мероприятия, а также проектная деятельность. При разработке системы работы я руководствовалась рекомендациями психо-лога Зимней И.А., которая с целью развития творческих способностей и повышения познавательного интереса предлагает учитывать следующие факторы: (Рисунок 4). Рисунок 4. Рекомендациями психолога Зимней И.А Широкие возможности развития регулярной творческой деятельности на уро-ках информатики предоставляет применение метода проектов. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Примеры проектов по химии: роект «Начало органической химии», «Предельные углеводороды», «Изоктан», «Алкены», «Углеводороды», по физике: «Законы механики Ньютона». Интегрированные уроки также способствуют увеличению темпа работы на уроке, делают урок нестандартным. Разработка таких уроков – трудоемкая работа, но результат достаточно высокий. Об этом свидетельствует общее качество знаний учащихся по предметам, повышение интереса к предмету, высокая мотивация (со-гласно исследования школьного психолога и заместителя директора по профильной работе), увеличение количества проектов на научно-практических конференциях, активное участие школьников в олимпиадах по информатике. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышле-ния учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным сред-ством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни. Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнауч-ных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предме-тов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ори-ентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Я убедилась, что интеграция дисциплин развивает мыслительные процессы, способствует развитию творческой личности, это я показываю на своих уроках. Список использованной литературы 1. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989. 2. Каменский, Я.А. Великая дидактика: Избр. соч. / Я.А. Каменский. - М., 1955. - 287 с. 3. Батурна Г. И. Межпредметные связи в истории советской школы и педагики. — В кн.:Межпредметные связи в учебном процессе. М.1974., с.44. 4. Черкес-Заде Н.М. Межпредметные связи как условие совершенствования учеб-ного процесса: Дис. …канд.пед.наук. — М.,1968. 5. Федорова В.Н. Межпредметные связи естественно математических дисциплин: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.-207с. 6. Гуревич Р.С. Формирование межпредметных связей естественнонаучных дисциплин в СППТУ: Дис. ... канд.пед. наук. — Киев,1979. — 169с. 7. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса — Вып.5. — М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1981.; Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // педагогика. — М., 1972. - №6. - С.48-56 8. Максимова В.Н. «Межпредметные связи и совершенствование процесса обуче-ния», М., «Просвещение»,1984. 9. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения - М.: Просвещение, 1988 - 192 с. 10. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. - М.: издательский центр «Академия», 2001. -624с. 11. Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании. // Информатика и образование.- 2005.- №1 – с.86 – 87. 12. Компьютерные технологии в обучении // www.informatika.ru | |
Просмотров: 1918 | Загрузок: 139 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|