Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование |
[ · Скачать удаленно (886 Kb.) ] | 2014-04-15, 8:46 PM |
Цель урока: овладение учащимися комплексов навыков, знаний и умений, необходимых на начальном этапе обучения. Задачи урока: развитие музыкально-творческих навыков учащихся. 1. развитие чистоты интонации; 2. развитие чувства метро-ритма; 3. развитие музыкальной памяти через различные формы музыкальных диктантов; 4. освоение теоретического материала, необходимого для применения его на практике. Иллюстраторы: учащиеся 1-го класса фортепианного отделения. Слушатели: преподаватели ДМШ г. Серебрянска, родители детей. План урока. I Вступительная часть 1) приветствие; 2) проверка домашнего задания; 3) распевка. II Основная часть 1. Ладоинтонационные и метро-ритмические упражнения на примере гаммы. 2. Работа над: а) метро-ритмом, б) слухом; в) развитием музыкальной памяти в виде устных и письменного диктантов. 3. Пение по учебнику «Сольфеджио для 1-го класса» (автор – Барабошкина). а) домашних номеров; (№ 62,68) б) чтение с листа стр. стр. 56, № 1, стр. 57 № 2, 5; стр. 60 № 3, 5 III Заключительная часть. 1. Анализ урока; 2. Запись домашнего задания; 3. Выставление оценок за урок. Ход урока. I Вступительная часть. Приветствие: Учитель: «Здравствуйте, ребята!» Ученики: «Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень!» Проверка домашнего задания. (Узнать, как справились с домашним заданием ребята, проверить каждого). Д. з.: выученное заранее стихотворение выкладывается ритмо-карточками, а дома записывается в виде ритмического рисунка. Дин-дон, дили-дон В переулке ходит слон Старый, серый сонный слон Дин-дон, дили-дон. Распевка в виде выученной (заранее) песни «Гномик» (муз.: О. Юдахина, сл.: Г. Новицкая). II Основная часть. 1. Пение гаммы ре мажор в разных темпах и ритмах: а) обычным способом (с названием ключевых знаков и т. д. б) пение гаммы с другим ритмическим рисунком. Варианты комбинаций с четвертными и восьмыми длительностями, паузой в разных комбинациях (ритм записан на доске). Фа# и до# не называются, но подразумеваются. 1 вариант. ре ми фа соль ля си си до2 си до ре2 2 вариант ре1 ми фа соль ля си до2 ре2 ре2 до2 си ля соль фа ми до1 ре1 2. Ладоинтонационные упражнения: опевание Т (тоники) в ре мажоре, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, 6 положений T53. 3. Пение по столбице ступеней. Диктанты. Игра «Эхо» в виде вопросов-ответов (участвуют две команды 1-я команда: педагог + одна группа учащихся 2-я команда: ученик + вторая группа учащихся) Примеры: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) Устные ритмические и интонационные диктанты. 3. Письменный диктант. Перед записью диктанта учащихся выкладывают ритмический рисунок специальными карточками (у каждого свои), либо записывают ритмический рисунок над нотоносцем; и после того, как осознаны и высота и ритм, производится запись диктанта. Пение номеров из учебника «Сольфеджио» 1. Пение домашних номеров (домашнее задание); желательно опросить каждого из учащихся хотя бы по 2 фразы. В легких номерах возможен вариант дирижирования (№№ 61, 62 – дирижируем; №№ 60, 69 – тактируем). 2. Чтение с листа. С обязательным определением тональности, тоники, ключевых знаков, размера, количества фраз. Стр. 56 – 57 (№№ 1, 2; 5 (6)), стр. 60 № 3 или 5. III Заключительная часть. Анализ урока. Отмечаю, что уже получается хорошо, на что обратить внимание, над чем поработать, что необходимо вспомнить. Обязательно отмечаю активных и старательных детей. Делаю замечание тем ребятам, которые могли бы лучше проявить себя, но пока у них не получается из-за невнимательности, несобранности, а порой и недостаточной домашней подготовки. Напоминаю учащимся, что при работе над музыкальным диктантом – главное – уметь сосредоточиться и уметь задействовать те навыки, которые были получены и закреплены на предыдущих уроках. 2. Запись домашнего задания: 1) сочинить вариацию к диктанту (который был записан на этом уроке); 2) петь №№ 72, 75. Или: 3) Сочинить мелодию на стих «Дин-дон». Выставление оценок за урок с устным комментарием. Вывод: Большинство учащихся хорошо справляется с метро-ритмическими трудностями. Неплохо владеют теоретическим материалом на данном этапе и умело применяют его на практике. Гораздо лучше, чем в середине года угадывают мелодии и воспроизводят их (в устных диктантах). Что касается чистоты интонации, то не у всех ребят она была качественной с самого начала. К сожалению, некоторые ученики детонируют и сейчас. И все-таки, если провести сравнительный анализ чистоты интонирования с первыми уроками в этой группе, то результат заметен, очевидно, что динамика положительная. А также, делая анализ проведенного мною и учащимися 1 класса открытого урока, хочется сделать вывод, что детям очень нравятся метро-ритмические упражнения, игры в «Эхо» (послушное, капризное, ленивое, грамотное) – все это очень положительно сказывается на всем процессе обучения, как на уроках сольфеджио, так и на уроках специальности. Поэтому считаю в целом цели и задачи, поставленные на этот урок, - выполненными. При работе с начинающими и для подготовки данного урока пользуюсь следующей методической литературой: 1. Е. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» 2. Г. Франио, И. Лифиц «Методическое пособие по ритмике» 3. А. Барабошкина «Методическое пособие для 1 класса, для 2 класса» 4. П. Вейс «Ступеньки в музыку» Учебниками: 1. А. Барабошкина «Сольфеджио для 1 класса» 2. Г. Фридкин «Музыкальные диктанты» 3. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поём» 4. Л. Баренбойм, Н. Пирунова «Путь к музыке» 5. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Музыкальные диктанты» | |
Просмотров: 910 | Загрузок: 311 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|