Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование |
2014-11-03, 8:25 AM | |
Өндірістік оқыту сабағының жоспары План открытого урока производственного обучения Бағдарлама тақырыбы/Тема программы: Берілген нұсқа бойынша сызбаны орындап жарық бергіш сымдарды байланыстыру.Выполнение по заданным схемам проводок осветительных сетей 6 часов Сабақтың такырыбы/Тема урока: Параллельді қосылған шырақтың сызбасын жинап байланыстыру. Сборка схемы включения ламп накливания с параллельным соединением. Үш бірыңғай сабақтың мақсаты/Триединая цель урока: Білімділік/Образовательная: Параллельді қосылған шырақтың сызбасын жинап байланыстыруды оқушыларға үйрету. Научить учащихся собирать схемы включения ламп накливания с параллельным соединением. Теория мен өндіріете оқытудың арасындағы бай ланысты тереңдету. Углубить связь между теорией и производственным обучением Дамытушы/Развивающая: Формировать технические и технологические знания и умения учащихся, необходимые им для участия в созидательном труде; совершенствовать чтение электрических схем. Тәрбиелік/Воспитательная: Прививать учащимся чувство бережного отношения к инструменту и оборудованию; экономного использования материала; эстетичекого выполнения работы; формировать потребность в профессиональном труде; прививать навыки самоконтроля. Сабақтың түрі/Тип урока: урок освоения новых практических приёмов Оқыту әдістері/Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический, личный показ мастера. Оқудың пікірі/Принципы обучения: профессионально-политехническая направленность, связь теории с практикой, доступность и наглядность, прочность овладения компонентами профессиональной компетентности. Пәнаралық және пән ішіндегі байланыс/Межпредметная и внутрипредметная связи: производственное обучение тема «Соединение и ответвление проводов в коробках»,«Монтаж проводок»; электротехника «Способы соединения приёмников электрической энергии»; устройство электровоза; материаловедение; черчение, математика, казахский язык; с производством; с жизнью. Материалдық техникалық құрал жабдықтары/Материально-техническое оснащение: однополюсной выключатель -14 шт., электрический патрон – 28 шт., штепсельная розетка – 14шт., технологическая карта – 14шт., пассатижи – 14 шт., отвёртка – 14шт., нож монтёрский - 14шт., соединительные провода, инструкционнные карты по сборке электрических цепей с параллельным соединением потребителей – 14 шт., компьютер. Өткізілген жер/Место проведения: учебная электромонтажная мастерская. Сабақтың барысы Ход урока 1. Ұйымдастыру бөлімі/Организационная часть(3-5 мин.) 1.1. Взаимное приветствие, проверка наличия учащихся: 1.2. Проверка внешнего вида учащихся (соответствие спецодежды требованиям производственной санитарии и безопасности труда): 1.3. Назначение дежурных: 2. Кіріспе нұскаулар/Вводный инструктаж(40-45 мин.) 1. Сообщение темы и цели урока: Тема нашего занятия: «Сборка схемы включения ламп накливания с параллельным соединением». Цель урока: Научиться собирать схемы включения ламп накливания с параллельным соединением. 2.Актуализация внимания учащихся на содержание темы урока: В квалификационной характеристике Машиниста электровоза сказано, что он должен уметь выполнять элементарные электромонтажные работы. В будущем, работая машинистами электровозов, вам необходимо знать и уметь как правильно и качественно выполнять соединение проводов и их присоединение к электрическим аппаратам. Для освещения кабины электровоза, помимо естественного освещения, применяется и освещение светильниками. Также светильники применяются и для освещения машинного отделения, входов и выходов, габаритов электровоза, а розетки для подключения переносных ламп и других электропотребителей (холодильник, плитка). Цепи управления и освещения электровоза питаются постоянным током номинальным напряжением 50В. В быту, знания и умения, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам при ремонте квартирной электропроводки, в гаражах. 3. Актуализация опорных знаний: Предлагается двум учащимся тестовые задания по теоретическому материалу. Приглашается один учащийся для решения кроссворда по изучаемой теме. Фронтальный опрос учащихся по материалу, полученному на уроках устройства электровоза, электротехники и производственного обучения (вопрос и эталон ответа выводятся на экран) : 1.Что такое электрический ток? Эталон ответа: Поток электронов называется электрическим током 2.Что такое фаза в электрике? Эталон ответа: Фаза в электрике – это провод, который подает ток от источника питания 3.Что такое ноль в электрике? Эталон ответа: Ноль –это провод, который отводит ток обратно,к источнику питания. 4.Дополните предложение ; Электрическая цепь состоит из .......... Эталон ответа: Источника,потребителей,соединительных проводов и других элементов. 5.Что такое проводники? Эталон ответа: Материалы с низким сопротивлением называется проводниками 6.Что такое изоляторы? Эталон ответа: Материалы с очень высоким сопротивлением называется изоляторами 7.Какие виды соединений вы знаете? Эталон ответа: Последовательное, параллельное, смешанное. 8.Где используется последовательное соединение? Эталон ответа: В гирляндах 9.При попадании человека в эту зону, по телу человека потечет ток (по цепи земля-ступня- колено- пах- другое колено-другая ступня-Земля) так как напряжение возникает. По сути, между ног человека, оно получило название? Эталон ответа: Пошаговое напряжения 10.Это схема показывает принцип работы устройства. В ней задействованы элементы, используемые в данном устройстве (схеме) их задача показать, как должны монтироваться элементы электрической сети или устройства. Как называется это схема? Эталон ответа: Принципиальная схема Проверка выполнения учащимися тестовых заданий и кроссворда. 4. Инструктирование учащихся по материалу урока: Жана материадарды түсіндіру: Переходим к объяснению нового материала: Последовательное соединение нельзя использовать в тех случаях, когда в электрическую цепь необходимо включить (или выключить) несколько приборов независимо друг от друга, например для освещения комнат в квартире, так как часто нет необходимости, чтобы одновременно светили все лампы. При последовательном их соединении, отключая одну лампу, мы отключаем и все остальные. Во всех случаях, когда нужно независимое включение и выключение электрическихприборов в цепь, используют параллельное соединениеэлектрических устройств. На рисунке 1 показана цепь параллельного соединения двух лампочек, Рис.1 а на рисунке 2— электрическая схема этой цепи. Очевидно, что при параллельном соединении ток в цепи разветвляется. Рис.2 Параллельное соединение - такое соединение, при котором проводники параллельны друг другу (начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы – к другой). Вычерчивается схема параллельного соединения проводников на доске, а учащимся предлагается вычертить в рабочей тетради. Применение параллельного соединения проводников. В одну и ту же электрическую цепь параллельно могут быть включены самые различные потребители электрической энергии. Такая схема соединения потребителей тока используется, например, в жилых помещениях. Далее предлагается учащимся самим привести примеры применения параллельного соединения проводников. Личный показ мастера производственного обучения приёмов сборки схемы включения ламп накливания с параллельным соединением на демонстрационном стенде с комментарием. Правила техники безопасности при работе: - правильная организация рабочего места; - проверить состояние рабочего инструмента, при необходимости заменить у мастера производственного обучения; - на электромонтажном столе можно размещать только предметы, необходимые для выполнения данной работы; - при зачистке проводов нож необходимо держать под углом к жиле, движения выполнять от себя; - подавать инструмент ручкой от себя, а класть на стол – ручкой к себе; - использовать инструмент только по назначению; - с инструментом и материалами необходимо обращаться бережно, не ронять их; - не включайте источники электропитания без разрешения мастера; - производите сборку электрических цепей, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике электропитания; - проверяйте наличие напряжения на источнике электропитания с помощью контрольный лампы или указателя напряжения; - следите, чтобы изоляция проводов и инструментов была исправна, а на концах проводов были наконечники; при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами; - выполняйте электротехнические работы, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснутся к оголенным токоведущим частям, находящимся под напряжением; - обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключайте источник электропитания и сообщите об этом мастеру; - по окончанию работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь. 5. Закрепление материала инструктажа проводим следующим образом: Приглашается учащийся для составления алгоритма сборки схемы. Приглашается учащийся для закрепления приёмов удаления изоляции ножом, проведения скрутки двух проводов, формирования колечка, присоединения провода к электрическим аппаратам. Приглашается учащийся для соединения проводов в распределительной коробке. А теперь проверим знание казахского языка. На экран выводится подбор букв казахского алфавита. Учащимся предлагается в хаосе букв найти слова обозначающие приспособления и инструменты элекромонтера: БҰЛБҰРАУЫШХОРОШОҚАШАУАТАУЫЗЮД ИЩИБҮЙІРКЕСКІШЧЯ ЬЯФПЫШАҚЭХКЕСКІР ТЫӨТКІЗГІШСЫМ ҮШКІРТІСТЕУІШПОВНИМАТЕЛЬНЕЙПРЕСКІЛТТЕР ЦИФРЛЫҚМУЛЬТИМЕТРРЕЗЕҢКЕҚОЛҚАП ЕЩЕИНДИКАТОРЛАР Эталон ответа: 1.Бұрауыш 2.Қашау 3.Атауыз 4.Бүйір кескіш 5.Пышақ 6.Кескір 7.Өткізгіш сым 8.Үшкір тістеуіш 9.Пресс кілттер 10.Цифрлық мультиметр 11.Резеңке қолғап 12.Индикаторлар На русском языке они звучат так: 1. Отвертка 2. Стамеска 3. Плоскогубцы 4. Бокорез 5. Нож 6. Зубило 7. Проводка 8. Круглогубцы 9. Пресключи 10. Цифровой мультиметр 11. Резиновые перчатки 12. Индикаторы 6.Ознакомление учащихся с практическим заданием, которое необходимо выполнить. Озвучить проблему, решение которой учащиеся должны найти в процессе выполнения практического задания на уроке. Проблема: Что произойдет если перепутали ноль с фазой при сборке схем? Выдача задания: Сегодня вам предстоит собрать схему параллельное соединение ламп накаливания. Порядок выполнения задания: 1.Сборку схемы следует проводить в одном направлении. Например: собираем схему по часовой стрелке. 2.При работе со сложными, разветвленными схемами, удобно разбить ее на составные части. 3.Если в схеме много разъемов, контактов, соединений, удобно разбить схему на участки. Например: сначала собираем цепь от фазы до потребителя, потом собираем от потребителя к другой фазе, и т.д. 4. Сборку схемы следует начинать от фазы. 5.При подключении электроустановочных устройств, необходимо помнить. что ноль разрывать нельзя. В любом случае, после сборки у нас должна получиться замкнутая цепь: Например: фаза розетки-разъем контакта выключателя- потребитель- «ноль»-розетка. 7. Ознакомление учащихся с критерием оценок на данное задание. Критерий оценок выводится на экран и комментируется мастером производственного обучения. Оценка Критерии «5» Работа выполнена в соответствии с требованиями. Схема собрана правильно. Скрутка выполнена безупречно. Зачистка провода выполнена в соответствии с требованиями, эстетично. Отсутствие нарушений правил ТБ и электробезопасности . Правильная организация рабочего места на протяжении всего урока. Активное участие на вводном инструктаже. «4» Работа выполнена в соответствии с требованиями . Скрутка выполнена безупречно . Зачистка провода выполнена, но имеются небольшие оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений правил ТБ электробезопасности. Порядок на рабочем месте на протяжении всего урока. Участие на вводном инструктаже. «3» Имели место нарушения выполнения работы , но были самостоятельно учащимся устранены. Или имели место оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений ТБ и электробезопасности. В процессе урока на рабочем месте находились посторонние предметы. Слабые теоретические знания, пассивное участие на вводном инструктаже. «2» Не выполнение работы в соответствии с требованиями. Не справился с заданием. Имели место нарушения ТБ. Беспорядок на рабочем месте, неумение организовать рабочее место. 8.Расстановка учащихся по рабочим местам. 3. Ағымдағы нұскаулық/ текущий инструктаж (4часа) Деятельность учащихся: - организация рабочего места; - изучение технической документации; - зачистка проводов, выполнение скрутки, формирование колечек, присоединение проводов к контактам приборов; - сборка схемы; - проверка работы собранной схемы (с мастером); - соблюдение правил техники безопасности и электробезопасности. Деятельность мастера производственного обучения: Текущее инструктирование во время целевых обходов: - проверить организацию и содержание рабочих мест; - проверить правильность работы учащихся ножом при выполнении зачистки проводов; - проверить правильность выполнения скрутки; - проверить соблюдение технологии формирования колечек; - проверить правильность сборки схемы; - контролировать на протяжении всего урока правильность выполнения трудовых приемов и операций, соблюдение требований техники безопасности и электробезопасности. Контроль качества выполняемых работ. В случае возникновения подобного рода ошибки у нескольких учащихся, которая может привести к браку, остановить работу учащихся и лично продемонстрировать выполнение соответствующих приемов и операций. После выполнения задания учащиеся самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с ранее определенными критериями. Приёмка и оценка выполненных работ. Жұмыс орындарын жинау/Уборка рабочих мест. 4. Қорытынды нұсқаулар\Заключительный инструктаж(15-20 мин.) 4.1. Сабақты корытындылау және бағаларын хабарлау/Подведение итогов урока с анализом выполнения планового задания; 4.2. Обсуждение решения проблемной стуации; 4.3. Белгілі кемшіліктерді талдау және ең жақсы жұмыстарды атап өту/Разбор типичных ошибок и демонстрация лучших работ: 4.4.Анализ трудовой дисциплины и соблюдения безопасных условий труда: 4.5. Сообщение оценок: 4.6.Аргументирование оценки каждого учащегося: 4.7. Үйге тапсырма беру\Выдача домашнего задания: М.С.Живов «Монтаж осветительных электроустановок», стр.68-82, тема: Соединение проводов; дополнительно просмотреть материал на сайте WWW.chipdip.ru. Соберите схему цепь на батарейках с маленкими лампочками. Рефлексия Ө/о шебері\мастер п\о Кудияров Ж.К Критерий оценок Оценка Критерии «5» Работа выполнена в соответствии с требованиями. Схема собрана правильно. Скрутка выполнена безупречно. Зачистка провода выполнена в соответствии с требованиями, эстетично. Отсутствие нарушений правил ТБ и электробезопасности . Правильная организация рабочего места на протяжении всего урока. Активное участие на вводном инструктаже. «4» Работа выполнена в соответствии с требованиями . Скрутка выполнена безупречно . Зачистка провода выполнена, но имеются небольшие оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений правил ТБ электробезопасности. Порядок на рабочем месте на протяжении всего урока. Участие на вводном инструктаже. «3» Имели место нарушения выполнения работы , но были самостоятельно учащимся устранены. Или имели место оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений ТБ и электробезопасности. В процессе урока на робочем месте находились посторонние предметы. Слабые теоретические знания, пассивное участие на вводном инструктаже. «2» Не выполнение работы в соответствии с требованиями. Не справился с заданием. Имели место нарушения ТБ. Беспорядок на рабочем месте, неумение организовать рабочее место. | |
Просмотров: 953 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|