Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Сборка схемы включения ламп накаливания с параллельным соединением
2014-11-03, 8:25 AM
Өндірістік оқыту сабағының жоспары
План открытого урока производственного обучения

Бағдарлама тақырыбы/Тема программы: Берілген нұсқа бойынша сызбаны орындап жарық бергіш сымдарды байланыстыру.Выполнение по заданным схемам проводок осветительных сетей 6 часов


Сабақтың такырыбы/Тема урока: Параллельді қосылған шырақтың сызбасын жинап байланыстыру. Сборка схемы включения ламп накливания с параллельным соединением.

Үш бірыңғай сабақтың мақсаты/Триединая цель урока:

Білімділік/Образовательная: Параллельді қосылған шырақтың сызбасын жинап байланыстыруды оқушыларға үйрету. Научить учащихся собирать схемы включения ламп накливания с параллельным соединением. Теория мен өндіріете оқытудың арасындағы бай ланысты тереңдету.
Углубить связь между теорией и производственным обучением

Дамытушы/Развивающая:
Формировать технические и технологические знания и умения учащихся, необходимые им для участия в созидательном труде; совершенствовать чтение электрических схем.

Тәрбиелік/Воспитательная:
Прививать учащимся чувство бережного отношения к инструменту и оборудованию; экономного использования материала; эстетичекого выполнения работы; формировать потребность в профессиональном труде; прививать навыки самоконтроля.

Сабақтың түрі/Тип урока: урок освоения новых практических приёмов

Оқыту әдістері/Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический, личный показ мастера.

Оқудың пікірі/Принципы обучения: профессионально-политехническая направленность, связь теории с практикой, доступность и наглядность, прочность овладения компонентами профессиональной компетентности.


Пәнаралық және пән ішіндегі байланыс/Межпредметная и внутрипредметная связи: производственное обучение тема «Соединение и ответвление проводов в коробках»,«Монтаж проводок»; электротехника «Способы соединения приёмников электрической энергии»; устройство электровоза; материаловедение; черчение, математика, казахский язык; с производством; с жизнью.

Материалдық техникалық құрал жабдықтары/Материально-техническое оснащение: однополюсной выключатель -14 шт., электрический патрон – 28 шт., штепсельная розетка – 14шт., технологическая карта – 14шт., пассатижи – 14 шт., отвёртка – 14шт., нож монтёрский - 14шт., соединительные провода, инструкционнные карты по сборке электрических цепей с параллельным соединением потребителей – 14 шт., компьютер.

Өткізілген жер/Место проведения: учебная электромонтажная мастерская.

Сабақтың барысы
Ход урока

1. Ұйымдастыру бөлімі/Организационная часть(3-5 мин.)

1.1. Взаимное приветствие, проверка наличия учащихся:

1.2. Проверка внешнего вида учащихся (соответствие спецодежды требованиям производственной санитарии и безопасности труда):

1.3. Назначение дежурных:


2. Кіріспе нұскаулар/Вводный инструктаж(40-45 мин.)

1. Сообщение темы и цели урока:
Тема нашего занятия: «Сборка схемы включения ламп накливания с параллельным соединением».

Цель урока: Научиться собирать схемы включения ламп накливания с параллельным соединением.
2.Актуализация внимания учащихся на содержание темы урока:
В квалификационной характеристике Машиниста электровоза сказано, что он должен уметь выполнять элементарные электромонтажные работы.
В будущем, работая машинистами электровозов, вам необходимо знать и уметь как правильно и качественно выполнять соединение проводов и их присоединение к электрическим аппаратам. Для освещения кабины электровоза, помимо естественного освещения, применяется и освещение светильниками. Также светильники применяются и для освещения машинного отделения, входов и выходов, габаритов электровоза, а розетки для подключения переносных ламп и других электропотребителей (холодильник, плитка).
Цепи управления и освещения электровоза питаются постоянным током номинальным напряжением 50В.
В быту, знания и умения, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам при ремонте квартирной электропроводки, в гаражах.

3. Актуализация опорных знаний:
Предлагается двум учащимся тестовые задания по теоретическому материалу.
Приглашается один учащийся для решения кроссворда по изучаемой теме.
Фронтальный опрос учащихся по материалу, полученному на уроках устройства электровоза, электротехники и производственного обучения
(вопрос и эталон ответа выводятся на экран) :
1.Что такое электрический ток?
Эталон ответа: Поток электронов называется электрическим током
2.Что такое фаза в электрике?
Эталон ответа: Фаза в электрике – это провод, который
подает ток от источника питания
3.Что такое ноль в электрике?
Эталон ответа: Ноль –это провод, который отводит
ток обратно,к источнику питания.
4.Дополните предложение ; Электрическая цепь состоит из ..........
Эталон ответа: Источника,потребителей,соединительных проводов и других элементов.
5.Что такое проводники?
Эталон ответа: Материалы с низким сопротивлением называется проводниками
6.Что такое изоляторы?
Эталон ответа: Материалы с очень высоким сопротивлением называется изоляторами
7.Какие виды соединений вы знаете?
Эталон ответа: Последовательное, параллельное, смешанное.
8.Где используется последовательное соединение?
Эталон ответа: В гирляндах
9.При попадании человека в эту зону, по телу человека потечет ток (по цепи земля-ступня- колено- пах- другое колено-другая ступня-Земля) так как напряжение возникает. По сути, между ног человека, оно получило название? Эталон ответа: Пошаговое напряжения
10.Это схема показывает принцип работы устройства. В ней задействованы элементы, используемые в данном устройстве (схеме) их задача показать, как должны монтироваться элементы электрической сети или устройства.
Как называется это схема?
Эталон ответа: Принципиальная схема

Проверка выполнения учащимися тестовых заданий и кроссворда.

4. Инструктирование учащихся по материалу урока:
Жана материадарды түсіндіру:
Переходим к объяснению нового материала:

Последовательное соединение нельзя использовать в тех случаях, когда в электрическую цепь необходимо включить (или выключить) несколько приборов независимо друг от друга, например для освещения комнат в квартире, так как часто нет необходимости, чтобы одновременно светили все лампы. При последовательном их соединении, отключая одну лампу, мы отключаем и все остальные.
Во всех случаях, когда нужно независимое включение и выключение электрическихприборов в цепь, используют параллельное соединениеэлектрических устройств.
На рисунке 1 показана цепь параллельного соединения двух лампочек,

Рис.1
а на рисунке 2— электрическая схема этой цепи. Очевидно, что при параллельном
соединении ток в цепи разветвляется.

Рис.2
Параллельное соединение - такое соединение, при котором проводники параллельны друг другу (начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы – к другой).
Вычерчивается схема параллельного соединения проводников на доске, а учащимся предлагается вычертить в рабочей тетради.
Применение параллельного соединения проводников.
В одну и ту же электрическую цепь параллельно могут быть включены самые различные потребители электрической энергии. Такая схема соединения потребителей тока используется, например, в жилых помещениях. Далее предлагается учащимся самим привести примеры применения параллельного соединения проводников.

Личный показ мастера производственного обучения приёмов сборки схемы включения ламп накливания с параллельным соединением на демонстрационном стенде с комментарием.
Правила техники безопасности при работе:
- правильная организация рабочего места;
- проверить состояние рабочего инструмента, при необходимости заменить у мастера производственного обучения;
- на электромонтажном столе можно размещать только предметы, необходимые для выполнения данной работы;
- при зачистке проводов нож необходимо держать под углом к жиле, движения выполнять от себя;
- подавать инструмент ручкой от себя, а класть на стол – ручкой к себе;
- использовать инструмент только по назначению;
- с инструментом и материалами необходимо обращаться бережно, не ронять их;
- не включайте источники электропитания без разрешения мастера;
- производите сборку электрических цепей, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике электропитания;
- проверяйте наличие напряжения на источнике электропитания с помощью контрольный лампы или указателя напряжения;
- следите, чтобы изоляция проводов и инструментов была исправна, а на концах проводов были наконечники; при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами;
- выполняйте электротехнические работы, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснутся к оголенным токоведущим частям, находящимся под напряжением;
- обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключайте источник электропитания и сообщите об этом мастеру;
- по окончанию работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

5. Закрепление материала инструктажа проводим следующим образом:
Приглашается учащийся для составления алгоритма сборки схемы.
Приглашается учащийся для закрепления приёмов удаления изоляции ножом, проведения скрутки двух проводов, формирования колечка, присоединения провода к электрическим аппаратам.
Приглашается учащийся для соединения проводов в распределительной коробке.
А теперь проверим знание казахского языка. На экран выводится подбор букв казахского алфавита. Учащимся предлагается в хаосе букв найти слова обозначающие приспособления и инструменты элекромонтера:



БҰЛБҰРАУЫШХОРОШОҚАШАУАТАУЫЗЮД
ИЩИБҮЙІРКЕСКІШЧЯ
ЬЯФПЫШАҚЭХКЕСКІР
ТЫӨТКІЗГІШСЫМ
ҮШКІРТІСТЕУІШПОВНИМАТЕЛЬНЕЙПРЕСКІЛТТЕР
ЦИФРЛЫҚМУЛЬТИМЕТРРЕЗЕҢКЕҚОЛҚАП
ЕЩЕИНДИКАТОРЛАР

Эталон ответа: 1.Бұрауыш
2.Қашау
3.Атауыз
4.Бүйір кескіш
5.Пышақ
6.Кескір
7.Өткізгіш сым
8.Үшкір тістеуіш
9.Пресс кілттер
10.Цифрлық мультиметр
11.Резеңке қолғап
12.Индикаторлар
На русском языке они звучат так:
1. Отвертка
2. Стамеска
3. Плоскогубцы
4. Бокорез
5. Нож
6. Зубило
7. Проводка
8. Круглогубцы
9. Пресключи
10. Цифровой мультиметр
11. Резиновые перчатки
12. Индикаторы

6.Ознакомление учащихся с практическим заданием, которое необходимо выполнить.
Озвучить проблему, решение которой учащиеся должны найти в процессе выполнения практического задания на уроке.
Проблема: Что произойдет если перепутали ноль с фазой при сборке схем?

Выдача задания:
Сегодня вам предстоит собрать схему параллельное соединение ламп накаливания.

Порядок выполнения задания:
1.Сборку схемы следует проводить в одном направлении. Например: собираем схему по часовой стрелке.
2.При работе со сложными, разветвленными схемами, удобно разбить ее на составные части.
3.Если в схеме много разъемов, контактов, соединений, удобно разбить схему на участки. Например: сначала собираем цепь от фазы до потребителя, потом собираем от потребителя к другой фазе, и т.д.
4. Сборку схемы следует начинать от фазы.
5.При подключении электроустановочных устройств, необходимо помнить. что ноль разрывать нельзя.
В любом случае, после сборки у нас должна получиться замкнутая цепь:
Например: фаза розетки-разъем контакта выключателя- потребитель- «ноль»-розетка.

7. Ознакомление учащихся с критерием оценок на данное задание.
Критерий оценок выводится на экран и комментируется мастером производственного обучения.

Оценка
Критерии

«5» Работа выполнена в соответствии с требованиями. Схема собрана правильно. Скрутка выполнена безупречно. Зачистка провода выполнена в соответствии с требованиями, эстетично. Отсутствие нарушений правил ТБ и электробезопасности . Правильная организация рабочего места на протяжении всего урока. Активное участие на вводном инструктаже.


«4» Работа выполнена в соответствии с требованиями . Скрутка выполнена безупречно . Зачистка провода выполнена, но имеются небольшие оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений правил ТБ электробезопасности. Порядок на рабочем месте на протяжении всего урока. Участие на вводном инструктаже.

«3» Имели место нарушения выполнения работы , но были самостоятельно учащимся устранены. Или имели место оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений ТБ и электробезопасности. В процессе урока на рабочем месте находились посторонние предметы. Слабые теоретические знания, пассивное участие на вводном инструктаже.


«2» Не выполнение работы в соответствии с требованиями. Не справился с заданием. Имели место нарушения ТБ. Беспорядок на рабочем месте, неумение организовать рабочее место.

8.Расстановка учащихся по рабочим местам.

3. Ағымдағы нұскаулық/ текущий инструктаж (4часа)
Деятельность учащихся:
- организация рабочего места;
- изучение технической документации;
- зачистка проводов, выполнение скрутки, формирование колечек, присоединение проводов к контактам приборов;
- сборка схемы;
- проверка работы собранной схемы (с мастером);
- соблюдение правил техники безопасности и электробезопасности.

Деятельность мастера производственного обучения:
Текущее инструктирование во время целевых обходов:
- проверить организацию и содержание рабочих мест;
- проверить правильность работы учащихся ножом при выполнении зачистки проводов;
- проверить правильность выполнения скрутки;
- проверить соблюдение технологии формирования колечек;
- проверить правильность сборки схемы;
- контролировать на протяжении всего урока правильность выполнения трудовых приемов и операций, соблюдение требований техники безопасности и электробезопасности. Контроль качества выполняемых работ.
В случае возникновения подобного рода ошибки у нескольких учащихся, которая может привести к браку, остановить работу учащихся и лично продемонстрировать выполнение соответствующих приемов и операций.

После выполнения задания учащиеся самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с ранее определенными критериями.

Приёмка и оценка выполненных работ.

Жұмыс орындарын жинау/Уборка рабочих мест.

4. Қорытынды нұсқаулар\Заключительный инструктаж(15-20 мин.)

4.1. Сабақты корытындылау және бағаларын хабарлау/Подведение итогов урока с анализом выполнения планового задания;
4.2. Обсуждение решения проблемной стуации;
4.3. Белгілі кемшіліктерді талдау және ең жақсы жұмыстарды атап өту/Разбор типичных ошибок и демонстрация лучших работ:

4.4.Анализ трудовой дисциплины и соблюдения безопасных условий труда:

4.5. Сообщение оценок:
4.6.Аргументирование оценки каждого учащегося:

4.7. Үйге тапсырма беру\Выдача домашнего задания: М.С.Живов «Монтаж осветительных электроустановок», стр.68-82, тема: Соединение проводов; дополнительно просмотреть материал на сайте WWW.chipdip.ru. Соберите схему цепь на батарейках с маленкими лампочками.

Рефлексия

Ө/о шебері\мастер п\о Кудияров Ж.К
Критерий оценок

Оценка
Критерии

«5» Работа выполнена в соответствии с требованиями. Схема собрана правильно. Скрутка выполнена безупречно. Зачистка провода выполнена в соответствии с требованиями, эстетично. Отсутствие нарушений правил ТБ и электробезопасности . Правильная организация рабочего места на протяжении всего урока. Активное участие на вводном инструктаже.


«4» Работа выполнена в соответствии с требованиями . Скрутка выполнена безупречно . Зачистка провода выполнена, но имеются небольшие оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений правил ТБ электробезопасности. Порядок на рабочем месте на протяжении всего урока. Участие на вводном инструктаже.

«3» Имели место нарушения выполнения работы , но были самостоятельно учащимся устранены. Или имели место оголённые участки провода при подключении к контактам электроизделий, или слабое соединение проводов. Отсутствие нарушений ТБ и электробезопасности. В процессе урока на робочем месте находились посторонние предметы. Слабые теоретические знания, пассивное участие на вводном инструктаже.


«2» Не выполнение работы в соответствии с требованиями. Не справился с заданием. Имели место нарушения ТБ. Беспорядок на рабочем месте, неумение организовать рабочее место.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Адия0998
Просмотров: 953 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-12-03, 10:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru