Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Инновационная среда как средство профессионального развития учителя
[ Скачать с сервера (584.4 Kb) ] 2015-01-28, 8:21 PM
Инновационная среда как средство профессионального развития учителя
Исмагулова С.Т.,
руководитель МО
учителей русского языка и литературы
Везде, на всех континентах, наблюдается возрождение личности, ее интеллектуальной мощи и ответственности. Новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой.
Поэтому наш выбор направления – управление качеством образования.
Н.А.Назарбев.

Качество системы образования
не может быть выше качества
работающих в ней учителей
М.Барбер

Прежде чем начать свое выступление по данной теме хотелось бы обозначить проблему:
Обсуждение ведется по группам:
1 Группа:
- Каковы основные причины необходимости изменить преподавание и обучение в 21 веке?
2Группа
- Каковы ключевые внешние факторы, способствующие внедрению изменений в Казахстане?

В условиях интеграции и информатизации всех сфер деятельности человека наше государство выдвигает новые требования к образованию своих граждан. Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
Инновация (от лат. Innovatio) – нововведение, обновление. (Слайд 5)
В современной литературе инновация рассматривается как «целенаправленное изменение, вносящее в среду новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое». Следует отметить еще один крайне необходимый критерий феномена инновации. Речь идет о том, что в отличие от естественного, стихийно протекающего процесса инновация носит характер инициируемых и контролируемых изменений, т.е. изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия. Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определенного результата.
Относительно инноваций в образовании имеется в виду изменение целей образования, его результатов (содержание образования) и вслед за этим – изменение способов их достижения (иная система организации учебного процесса, иные позиции учителя и учащегося, формы и характер их взаимодействия, иная система образования и подготовки педагогических кадров). Изменения могут инициироваться и руководством сферы образования, и отдельного образовательного учреждения, и самим учителем. Должен лишь сохраняться основной критерий инновационности – изменение целей, т.е. содержания образования (его результатов), как основных составляющих деятельности педагога и учащегося. Причем, изменения должны осуществляться именно в деятельности и мышлении участников образовательного процесса.
(Слайд 6) Инновационная среда - определённая система морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс[1].
Работая в такой среде, современный учитель должен: (Слайд 7)
- обладать сформированным инновационным мышлением и высокой креативностью;
- уметь использовать методы и средства самостоятельной организации профессионального роста;
- владеть интегрированными междисциплинарными знаниями и быть способным работать в команде;
- владеть практическим опытом разработки и внедрения исследовательских, проектных, конструкторских и других решений.
Следует отметить, что одной из основных задач создания инновационной образовательной среды, является формирование у педагогов творческого мышления, способности к новым оригинальным идеям и их реализации. В структуре профессионального развития, важное место должна занимать способность личности к самосовершенствованию, развитию творческого потенциала, накоплению творческого опыта, являющегося основой для самореализации личности в процессе профессиональной деятельности [2].
Имеющийся опыт исследований по педагогике подтверждает, что инновационная среда выступает механизмом оптимизации инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, новых технологий и, что наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе, снижает коэффициент "сопротивления" учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны.
М.С.Бургин выделяет несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения. В этой связи необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик [3].
В педагогической теории факт наличия инновационной среды упоминается А.М.Моисеевым. Л.В.Загрекова предлагает рассматривать ее как условие развития образовательного учреждения. Социальную среду в инновационном контексте описывает В.С.Лазарев, определяя ее как благоприятную профессионально-педагогическую среду, «подкрепляющую поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие». Мотивационную среду как основу для инновационной деятельности педагогов рассматривает Н.В.Немова, рефлексивную, как условие эффективного ведения инновационной деятельности, - И.Г.Никитин и Б.М.Чарный[2].
Инновационная среда как совокупность вводимых в образовательное учреждение новшеств, среди которых трудятся педагоги, может по-разному влиять на их профессиональное развитие (положительно или отрицательно). (Слайд8) Чтобы влияние среды было позитивным, она должна быть специально организованной и при ее моделировании должна исходить: а) из задач формирования отношений педагогов к деятельности, детям и к себе; б) из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности.
(Слайд 9) Наличие инновационной среды можно определить по следующим признакам: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.)
(Слайд 10) В целом инновационная среда представляет собой систему, состоящую из внешней среды прямого и косвенного воздействия (внешняя макро и микросреда) — так называемый «инновационный климат». Второй важной составляющей, — является внутренняя среда организации или «инновационный потенциал» — система взаимодействующих и взаимосвязанных ресурсов (кадровых, финансовых и т. д.), необходимых в процессе осуществления инновационной деятельности и обеспечивающих достижение поставленных целей
Опыт показывает, что успехов в инновационной деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности. Это говорит о том, что умение эффективно организовывать работу в классе являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. Поэтому основным направлением работы должно быть развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать учебную деятельность ученика В связи с этим профессиональная подготовка учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом.
(Слайд 11) В практике известны и используются различные формы повышения уровня профессионального развития учителя:
- это стажировка, повышение квалификации педагогов;
-педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии;
-деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; ----творческая работа учителей в школьных, районных МО;
- самообразование, работа с научно-методической литературой;
- (Слайд 12) самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы;
-практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы;
- описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др.
Многолетний опыт показывает, что в управлении инновационными процессами в образовании наиболее эффективными методами руководства инновационной деятельностью признаны:
- методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций;
- методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль);
- методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива;
- методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры .

Изучение инновационной практики работы школ показало, что учитель постоянно находится среди различного рода новшеств, как содержательных, так и организационных. Например, педагоги школ, в которых в настоящее время происходит внедрение модели профильного обучения, находятся среди следующих содержательно-организационных новшеств: элективные курсы, новые учебные программы и учебники, электронные пособия, индивидуальные программы обучения. В учительской среде происходит освоение новых технологий, необходимых при профильном обучении, например, модульно-блочных, информационно-коммуникативных. Меняются организационные компоненты среды: создаются проблемные группы по разработке разноуровневых программ, «портфолио», диагностике личностного самоопределения учащихся; регулярно проводятся семинары, конференции по представлению инновационного опыта. Учителя объединяются в различные формальные и неформальные группы, поддерживают друг друга, экспериментируют, ведут научные исследования, создают методики, подготавливают новые учебно-методические материалы.
При освоении информационно-коммуникативных технологий учителя во временных творческих коллективах анализируют электронные ресурсы: электронные учебники, энциклопедии, учебные пособия, лабораторные практикумы; апробируют их, разрабатывают рекомендации для их применения; активно используют общие Интернет-ресурсы и материалы городского образовательного портала как для разработки собственных уроков-презентаций, так и для размещения своих разработок на сайтах и порталах. На конференциях, семинарах происходит обмен опытом, в условиях поддерживающей среды педагоги вдохновляются общими идеями, ведут совместный поиск, воодушевляются полученными результатами, радуются своим успехам и успехам своих коллег.
Итак, как показывает педагогическая практика, во многих образовательных учреждениях учитель постоянно находится среди различных новаций. Таким образом, предлагается следующее авторское определение инновационной среды: инновационная среда - это совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов. В таком понимании среда выступает как условие жизнедеятельности педагогов, которое может как влиять, так и не влиять на их развитие. Но инновационная среда - это не только совокупность новаций, но и совокупность специально подготовленных для решения новых задач ниш с господствующими в них позитивными стихиями, которые побуждают педагогов осваивать нововведения и использовать их в своей практике. При этом среда становится не только условием, но и средством достижения управленческих целей.
(Слайд 13) Природа появления инновационной среды сложна. В ходе исследования было установлено, что такая среда в своем становлении проходит определенные уровни: на начальном этапе - это неорганизованная, затем - частично-организованная, в завершающей стадии - организованная (как средство) инновационная среда. В неорганизованной среде влияние субъекта управления на инновационные процессы минимально, возможности среды мало отличаются от традиционных. Инновационная среда рождается в недрах относительно устойчивой, стабильно функционирующей среды, в которой вся жизнь учащихся и педагогов «расписана по правилам». В какой-то момент в этой устойчиво существующей среде начинается «возмущение» некоторых ее элементов. Как правило, «возмутителями спокойствия» становятся отдельные педагоги. Их не устраивают имеющиеся результаты, они испытывают потребность в более эффективных формах и способах деятельности. Начинается поиск новых идей, смыслов, концепций, создаются новые или преобразуются действующие образовательные структуры. Все это происходит спонтанно. Исследование показало, что в начале своего становления инновационная среда – это среда развития с большой долей неопределенности, неясности, неупорядоченности. Стихии, в основном, генерируются самими учителями, не направляются субъектами управления. Новации не объединены общими целями. Однако такая среда позволяет знакомиться с различными новшествами, экспериментировать, преодолевать ощущение «застоя». Частично-организованная инновационная среда характеризуется тем, что идет активный поиск новшеств, под руководством субъекта управления отбираются те из них, которые могут оказать влияние на результаты обучения и воспитания учащихся. Создаются специальные «инновационные места» для расширения возможностей профессионально-педагогической среды. Однако общая концепция преобразовательной деятельности отсутствует, цели не ориентированы на изменения профессионально-значимых отношений педагогов, достаточно много учителей, сопротивляющихся преобразованиям, заметны негативные стихии. Организованная инновационная среда характеризуется наличием общей концепции преобразовательной деятельности, ясно артикулированными целями, созданными в соответствии с этими целями нишами с достаточными возможностями. Доминирующими являются позитивные стихии, содействующие достижению поставленных инновационных целей, решению конкретных педагогических задач. Инновационная среда формируется постепенно, по специально разрабатываемому сценарию, преобразуясь из условия в средство профессионального развития учителя.
Завершить свое выступление хочу, предложив вопросы для обсуждения:
• Если инноватика – это новшество позитивное, то почему проводимые реформы образования не приводят к желаемому результату? Или почему одни инновационные идеи быстро распространяются, а другие остаются невостребованными, как оценить новшество, почему новое встречает сопротивление? (Работа в группах)

Литература:
1.Управление образованием с использованием инноваций в образовательном учреждений. [Электронный ресурс]festival.1september.ru
2. Формирование инновационной образовательной среды с использованием проектного метода обучения [Электронный ресурс] // Материалы Международной научно-практической конференции.http;//www.ntfmkonf.ucoz.ru
3. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. http://yurii.ru/gum
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Saule_Daniar
Просмотров: 3901 | Загрузок: 111 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-12-03, 10:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru