Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование |
[ Скачать с сервера (584.4 Kb) ] | 2015-01-28, 8:21 PM |
Инновационная среда как средство профессионального развития учителя Исмагулова С.Т., руководитель МО учителей русского языка и литературы Везде, на всех континентах, наблюдается возрождение личности, ее интеллектуальной мощи и ответственности. Новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой. Поэтому наш выбор направления – управление качеством образования. Н.А.Назарбев. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей М.Барбер Прежде чем начать свое выступление по данной теме хотелось бы обозначить проблему: Обсуждение ведется по группам: 1 Группа: - Каковы основные причины необходимости изменить преподавание и обучение в 21 веке? 2Группа - Каковы ключевые внешние факторы, способствующие внедрению изменений в Казахстане? В условиях интеграции и информатизации всех сфер деятельности человека наше государство выдвигает новые требования к образованию своих граждан. Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, модернизация школьного образования предполагает формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Инновация (от лат. Innovatio) – нововведение, обновление. (Слайд 5) В современной литературе инновация рассматривается как «целенаправленное изменение, вносящее в среду новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое». Следует отметить еще один крайне необходимый критерий феномена инновации. Речь идет о том, что в отличие от естественного, стихийно протекающего процесса инновация носит характер инициируемых и контролируемых изменений, т.е. изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия. Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определенного результата. Относительно инноваций в образовании имеется в виду изменение целей образования, его результатов (содержание образования) и вслед за этим – изменение способов их достижения (иная система организации учебного процесса, иные позиции учителя и учащегося, формы и характер их взаимодействия, иная система образования и подготовки педагогических кадров). Изменения могут инициироваться и руководством сферы образования, и отдельного образовательного учреждения, и самим учителем. Должен лишь сохраняться основной критерий инновационности – изменение целей, т.е. содержания образования (его результатов), как основных составляющих деятельности педагога и учащегося. Причем, изменения должны осуществляться именно в деятельности и мышлении участников образовательного процесса. (Слайд 6) Инновационная среда - определённая система морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс[1]. Работая в такой среде, современный учитель должен: (Слайд 7) - обладать сформированным инновационным мышлением и высокой креативностью; - уметь использовать методы и средства самостоятельной организации профессионального роста; - владеть интегрированными междисциплинарными знаниями и быть способным работать в команде; - владеть практическим опытом разработки и внедрения исследовательских, проектных, конструкторских и других решений. Следует отметить, что одной из основных задач создания инновационной образовательной среды, является формирование у педагогов творческого мышления, способности к новым оригинальным идеям и их реализации. В структуре профессионального развития, важное место должна занимать способность личности к самосовершенствованию, развитию творческого потенциала, накоплению творческого опыта, являющегося основой для самореализации личности в процессе профессиональной деятельности [2]. Имеющийся опыт исследований по педагогике подтверждает, что инновационная среда выступает механизмом оптимизации инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, новых технологий и, что наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе, снижает коэффициент "сопротивления" учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. М.С.Бургин выделяет несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения. В этой связи необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик [3]. В педагогической теории факт наличия инновационной среды упоминается А.М.Моисеевым. Л.В.Загрекова предлагает рассматривать ее как условие развития образовательного учреждения. Социальную среду в инновационном контексте описывает В.С.Лазарев, определяя ее как благоприятную профессионально-педагогическую среду, «подкрепляющую поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие». Мотивационную среду как основу для инновационной деятельности педагогов рассматривает Н.В.Немова, рефлексивную, как условие эффективного ведения инновационной деятельности, - И.Г.Никитин и Б.М.Чарный[2]. Инновационная среда как совокупность вводимых в образовательное учреждение новшеств, среди которых трудятся педагоги, может по-разному влиять на их профессиональное развитие (положительно или отрицательно). (Слайд8) Чтобы влияние среды было позитивным, она должна быть специально организованной и при ее моделировании должна исходить: а) из задач формирования отношений педагогов к деятельности, детям и к себе; б) из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности. (Слайд 9) Наличие инновационной среды можно определить по следующим признакам: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.) (Слайд 10) В целом инновационная среда представляет собой систему, состоящую из внешней среды прямого и косвенного воздействия (внешняя макро и микросреда) — так называемый «инновационный климат». Второй важной составляющей, — является внутренняя среда организации или «инновационный потенциал» — система взаимодействующих и взаимосвязанных ресурсов (кадровых, финансовых и т. д.), необходимых в процессе осуществления инновационной деятельности и обеспечивающих достижение поставленных целей Опыт показывает, что успехов в инновационной деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности. Это говорит о том, что умение эффективно организовывать работу в классе являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. Поэтому основным направлением работы должно быть развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать учебную деятельность ученика В связи с этим профессиональная подготовка учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом. (Слайд 11) В практике известны и используются различные формы повышения уровня профессионального развития учителя: - это стажировка, повышение квалификации педагогов; -педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; -деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; ----творческая работа учителей в школьных, районных МО; - самообразование, работа с научно-методической литературой; - (Слайд 12) самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; -практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; - описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др. Многолетний опыт показывает, что в управлении инновационными процессами в образовании наиболее эффективными методами руководства инновационной деятельностью признаны: - методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; - методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); - методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; - методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры . Изучение инновационной практики работы школ показало, что учитель постоянно находится среди различного рода новшеств, как содержательных, так и организационных. Например, педагоги школ, в которых в настоящее время происходит внедрение модели профильного обучения, находятся среди следующих содержательно-организационных новшеств: элективные курсы, новые учебные программы и учебники, электронные пособия, индивидуальные программы обучения. В учительской среде происходит освоение новых технологий, необходимых при профильном обучении, например, модульно-блочных, информационно-коммуникативных. Меняются организационные компоненты среды: создаются проблемные группы по разработке разноуровневых программ, «портфолио», диагностике личностного самоопределения учащихся; регулярно проводятся семинары, конференции по представлению инновационного опыта. Учителя объединяются в различные формальные и неформальные группы, поддерживают друг друга, экспериментируют, ведут научные исследования, создают методики, подготавливают новые учебно-методические материалы. При освоении информационно-коммуникативных технологий учителя во временных творческих коллективах анализируют электронные ресурсы: электронные учебники, энциклопедии, учебные пособия, лабораторные практикумы; апробируют их, разрабатывают рекомендации для их применения; активно используют общие Интернет-ресурсы и материалы городского образовательного портала как для разработки собственных уроков-презентаций, так и для размещения своих разработок на сайтах и порталах. На конференциях, семинарах происходит обмен опытом, в условиях поддерживающей среды педагоги вдохновляются общими идеями, ведут совместный поиск, воодушевляются полученными результатами, радуются своим успехам и успехам своих коллег. Итак, как показывает педагогическая практика, во многих образовательных учреждениях учитель постоянно находится среди различных новаций. Таким образом, предлагается следующее авторское определение инновационной среды: инновационная среда - это совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов. В таком понимании среда выступает как условие жизнедеятельности педагогов, которое может как влиять, так и не влиять на их развитие. Но инновационная среда - это не только совокупность новаций, но и совокупность специально подготовленных для решения новых задач ниш с господствующими в них позитивными стихиями, которые побуждают педагогов осваивать нововведения и использовать их в своей практике. При этом среда становится не только условием, но и средством достижения управленческих целей. (Слайд 13) Природа появления инновационной среды сложна. В ходе исследования было установлено, что такая среда в своем становлении проходит определенные уровни: на начальном этапе - это неорганизованная, затем - частично-организованная, в завершающей стадии - организованная (как средство) инновационная среда. В неорганизованной среде влияние субъекта управления на инновационные процессы минимально, возможности среды мало отличаются от традиционных. Инновационная среда рождается в недрах относительно устойчивой, стабильно функционирующей среды, в которой вся жизнь учащихся и педагогов «расписана по правилам». В какой-то момент в этой устойчиво существующей среде начинается «возмущение» некоторых ее элементов. Как правило, «возмутителями спокойствия» становятся отдельные педагоги. Их не устраивают имеющиеся результаты, они испытывают потребность в более эффективных формах и способах деятельности. Начинается поиск новых идей, смыслов, концепций, создаются новые или преобразуются действующие образовательные структуры. Все это происходит спонтанно. Исследование показало, что в начале своего становления инновационная среда – это среда развития с большой долей неопределенности, неясности, неупорядоченности. Стихии, в основном, генерируются самими учителями, не направляются субъектами управления. Новации не объединены общими целями. Однако такая среда позволяет знакомиться с различными новшествами, экспериментировать, преодолевать ощущение «застоя». Частично-организованная инновационная среда характеризуется тем, что идет активный поиск новшеств, под руководством субъекта управления отбираются те из них, которые могут оказать влияние на результаты обучения и воспитания учащихся. Создаются специальные «инновационные места» для расширения возможностей профессионально-педагогической среды. Однако общая концепция преобразовательной деятельности отсутствует, цели не ориентированы на изменения профессионально-значимых отношений педагогов, достаточно много учителей, сопротивляющихся преобразованиям, заметны негативные стихии. Организованная инновационная среда характеризуется наличием общей концепции преобразовательной деятельности, ясно артикулированными целями, созданными в соответствии с этими целями нишами с достаточными возможностями. Доминирующими являются позитивные стихии, содействующие достижению поставленных инновационных целей, решению конкретных педагогических задач. Инновационная среда формируется постепенно, по специально разрабатываемому сценарию, преобразуясь из условия в средство профессионального развития учителя. Завершить свое выступление хочу, предложив вопросы для обсуждения: • Если инноватика – это новшество позитивное, то почему проводимые реформы образования не приводят к желаемому результату? Или почему одни инновационные идеи быстро распространяются, а другие остаются невостребованными, как оценить новшество, почему новое встречает сопротивление? (Работа в группах) Литература: 1.Управление образованием с использованием инноваций в образовательном учреждений. [Электронный ресурс]festival.1september.ru 2. Формирование инновационной образовательной среды с использованием проектного метода обучения [Электронный ресурс] // Материалы Международной научно-практической конференции.http;//www.ntfmkonf.ucoz.ru 3. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. http://yurii.ru/gum | |
Просмотров: 3901 | Загрузок: 111 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|