Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование |
[ Скачать с сервера (37.5 Kb) ] | 2015-02-03, 7:02 AM |
Сарканского гуманитарного колледжа Каркетерова Олеся Михайловна, Петренко Евгения Анатольевна преподаватели спецдисциплин Разработка семинар «Рациональность применения активных форм обучения для развития у учащихся основ экономического мышления» 1 - Часть. Теоретическая Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики. Активный метод обучения – это форма организации взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме. Активные методы обучения позволяют решить следующие задачи: • подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя; • обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных; • установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала. Классификация активных методов обучения 1.По характеру учебно-познавательной деятельности: а) неимитационные; б) имитационные: • игровые; • неигровые. 2.По численности учащихся: а) индивидуальные; б) групповые. 3.По месту проведения: а) аудиторные; б) внеаудиторные; в) экскурсионные. 4. По принципу использования вычислительной техники : а) ручные; б) компьютерные(использование ИКТ). Неимитационные методы обучения Неимитационные методы характеризуются: • отсутствием модели изучаемого процесса; • коммуникациями в режиме "вопрос - ответ". К ним относятся: проблемная лекция, лекция пресс-конференция; беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии. Имитационные методы обучения Имитационные методы - формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Имитационные методы делятся нанеигровые и игровые. Неигровые методы обучения Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие. Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется "защита" решений, коллективное обсуждение. Игровые методы обучения Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. ) Цели использования деловой игры • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов; • воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; • передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия; • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом. Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности Формы дискуссии • Круглый стол • Заседание экспертной группы • Форум • Симпозиум • Дебаты • Судебное заседание • Техника аквариума • Мозговой штурм 2 - Часть. Практическая 2.1 «Выбери цвет» Цель: Определение своего эмоционального состояния Ведущий: Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в начале нашей встречи. В конце нашего общения я расскажу, что он значит. 2.2. «Комплимент» Цель: повысить самооценку педагогов Ведущий: Передавая клубок, участник озвучивает положительное качество соседа, тот в свою очередь повторяет сказанное в свой адрес и делает комплимент следующему участнику. Например: – Анна Ивановна, Вы умная. – Да, я умная. Вы, Марья Павловна, общительная. Резюме: В каждом человеке есть положительные качества, но чтобы их заметить, надо внимательно и доброжелательно относиться друг к другу. Деловая игра "Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут" Оборудование и материалы: На доске прикрепляются образцы денежных единиц; денежные единицы разного достоинства для оценки конкурсов. Денежные единицы будут вручаться командам за правильные ответы. Ход игры Ведущий предлагает участникам занять свои места. Ведущий объявляет начало игры “Всюду деньги, деньги, деньги…”, знакомя участников с ее правилами. – Сегодня мы узнаем, какая команда лучше всех имеет представление на тему “Деньги”. Но прежде, чем начать нашу игру, обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…” Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах. Лучшее выступление оценивается в 3 “тенге”. Второе место – 2 “тенге”, третье место – 1 “тенге”. Первый конкурс “Защита эмблемы” Представители команд объясняют, почему они выбрали ту или иную форму денежной единицы, каков ее номинал и т.д. Здесь оцениваются оригинальность идеи, ее реальное воплощение, обоснованность выступления. Второй конкурс “Разминка” Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 тенге. Здесь участники проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию. Вопросы для разминки: 1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке? Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими. 2. Правильно ли утверждение, что деньги – это такой же товар, как и любой другой товар или услуга? Ответ: Да. 3. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот? Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен. 4. На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое? Ответ: Нет. Жители в то время не знали, когда закончится их эра и начнется наша. 5. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы? Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу) 6. Герой какого произведения наивно последовал этому совету: «… на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс» положи в ямку золото, засыпать землей, сверху посыпать солью, полей хорошенько и иди спать». Ответ: (А.Н Толстой «Золотой ключик»). 7. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад – это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие - А зачем? - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь - Я? Про запас. - Вот и они про запас». Ответ:Э. Успенский «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком). 8. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? Ответ:(Золотые. «Все скорлупки золотые …Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету»). 9. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» Ответ: (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона). 10. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». Ответ: (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо). Упражнение «Приятный сон» Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация. Продолжительность: 10 минут Ведущий: Примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь. Медленно мысленно произнесите словесные формулы: 1. Я спокойна. Мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю… 2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается… Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокойна. 3. Моя правая рука расслаблена… Моя левая рука расслаблена… Руки расслаблены… Плечи расслаблены и опущены… 4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках… 5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук… 6. Расслаблены мышцы правой ноги… Расслаблены мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны… 7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю… 8. Мое тело расслаблено… Расслаблены мышцы спины… Расслаблены мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… Мне легко и приятно… Я отдыхаю… 9. Веки опущены… Расслаблены мышцы рта… Мой лоб прохладен…Я отдыхаю… Я спокоен… 10. Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза. Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодра и свежа… Третий конкурс «Выбор из множества» Участникам предстоит определить к какому из факторов производства относится экономический объект. Каждой команде предоставляется один из конвертов: «Земля», «Труд», «Капитал», «Бизнес». Факторы: «Земля», «Труд», «Капитал», «Бизнес». Экономические объекты: 1. Парикмахер 2. Зеркало 3. Картофельное поле 4. Компьютер 5. Уголь 6. Учитель 7. Коза (шерсть) 8. Владелица ателье 9. Ученик 10. Автомобиль Ответы к заданию: З – 3, 5, 7. Т – 1, 6, 9. К – 2, 4, 10. Б – 8. Четвертый конкурс «Сохрани свой капитал» Участникам необходимо пройти эстафету с шариком на котором будет лежать купюра не уронив ее. Пятый конкурс “Ипподром” Найди правильный ответ в правом столбце на заданный вопрос, расположенный в левом столбце и правильно соедини. Вопросы: 1. Иена – это денежная единица страны 2. Прямой товарообмен без участия денег 3. Общее название ордынских денег на Руси 4. Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую 5. Человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов 7. Название денежной единицы, в название которой входит единица веса 10. В этой стране в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег 11. Одалживание денег под % и определенный срок 13. Страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги 14. Как называется коллекционирование монет 15. Обесценивание бумажных денег, которое сопровождается ростом цен на товары Ответы: Япония бартер тенге меняла фальшивомонетчик фунт стерлингов Канада Кредит Китай нумизматика инфляция Итог игры: – Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории. Участники подсчитывают количество заработанных тенге. 2.3 «Выбери цвет» Цель: Определение своего эмоционального состояния Ведущий: Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в конце нашей встречи. Отрефлексируйте свое состояние согласно характеристике цветов. Какой вы цвет выбирали вначале нашего общения, изменилось ли ваше предпочтение. Красный – активные, энергичные, деятельные, оптимистичные. Символизирует возбуждение, агрессию, активность, энергию и силу.. Желтый – мечтательные, полные надежд, не готовые активно действовать, занявшие выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку. Может означать склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению. Зеленый – изменение и обновление, равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно – сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение. Голубой – Символизирует интуицию, эмоциональность, духовность, гармонию. Пассивного человека приводит к печали и унынию. Синий – чувствительные, впечатлительные, но спокойные и уравновешенные. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум. Белый – (соединяет все цвета). Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку. Может создать состояние превосходства над другими. Черный – неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед, ориентирован на бессознательное. 2.4 «Волшебный клубок» Подведение итога, рефлексия Ведущий: Что полезного Вы для себя узнали? Как изменилось Ваше самочувствие в процессе общения? Какое впечатление у Вас осталось от сегодняшнего семинара? Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за работу. Список используемой литературы: 1. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и «Финансовым приложением» 2. Журналы «Эксперт», «Финанс» и др. 3. Издания МИОО - кафедры экономики 4. Научно-методические сборники кафедры экономики МИОО 5. Бюллетени Центра экономического аутсорсинга МИОО Интернет-ресурсы http://schools.keldysh.ru/economioo/или http://www.mioo.ru/ogl.phpсайт кафедры экономики МИОО http://www.fasie.ru Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере http://school-collection.edu.ru/about/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов создается в ходе проекта "Информатизация системы образования" | |
Просмотров: 757 | Загрузок: 26 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|