Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование

Урок по теме Диагностика двигателей
2015-02-18, 9:04 AM
План
открытого урока по предмету: «Техническое обслуживание и ремонт машин»

Дата проведения 10.02.2015 Группа Ф-31

Тема урока: Диагностика двигателей

Цели урока: - образовательная: научить применять полученные знания для определения
неисправностей двигателей
- развивающая: уметь анализировать, логически мыслить, формулировать и
кратко излагать ответы на поставленные вопросы.
- воспитательная: воспитывать интерес к предмету, бережному отношению к
технике, умение работать в группе
Тип урока: Контроль знаний
Вид урока: Урок – соревнование
Оборудование: - устройство световой и звуковой сигнализации с кнопками для каждой из
команд о готовности к ответу на вопрос.
- компьютер, мультипроектор, экран
- плакат с изображением контура двигателя и зон прослушивания стуков.

Ход урока
1. Организационная часть
- проверка наличия учащихся
- разбивка на команды, выбор капитанов, названий команд.
- объяснение условий игры

2. Основная часть. Ответы учащихся на выбранные вопросы
I раунд
Цилиндро-поршневая группа
Кривошипно-шатунная группа
Газораспределительный механизм

II раунд
Система охлаждения
Смазочная система

III раунд
Система питания карбюраторных двигателей
Система питания дизельных двигателей

3. Заключительная часть. Подведение итогов урока
- анализ игры
- объявление мест, занятых командами
- оценка ответов каждого участника команд

преподаватель спецдисциплин АТК №2
Миронов В.Н.

Условия игры
В игре участвуют 3 команды. Каждая выбирает название команды, капитана.
Преподаватель, зная способности каждого учащегося, рекомендует состав команд, чтобы не получились в одной команде сильные учащиеся, в другой слабые.
Игра состоит из 3-х раундов. На экране мультипроектором проецируются по очереди задания на каждый раунд.
На столах у каждой команды находится кнопка, при нажатии на которую загорается табло с присвоенным команде номером и звенит дублирующий звонок, причём загорится табло той команды, которая раньше нажмёт на кнопку, блокируя включение остальных двух команд.
( При нажатии в это время на любую из этих двух кнопок экран не загорится)
На экране проецируются задания на I раунд-название темы и номера вопросов.
Преподаватель зачитывает вопрос, любой из участников игры, знающий ответ, нажимает кнопку и говорит ответ. Если несколько или все участники команды знают ответ, капитан по своему выбору называет участника для ответа на вопрос.
В случае правильного ответа команда получает 5 баллов и имеет право выбора вопроса. В случае неправильного ответа – минус 5 баллов.
Если в течение 5-ти секунд никто из участников игры не нажимает на кнопку (не знает правильного ответа), преподаватель сам говорит ответ. В этом случае ни одна из команд баллов не получает и преподаватель по своему выбору называет вопрос.
Учёт вопросов и количество баллов каждой команды ведёт помощник на компьютере и через проектор проецирурует на экран.
После того, как закончатся вопросы I-го раунда, на экран проецируются вопросы II-го, затем III-го раундов.
По окончанию III-го раунда помощник (счётчик) подводит результаты игры, т.е. суммируются баллы команд за каждый раунд.

В это время на экране проецируется вопрос, на который нужно дать максимальное количество ответов ( Например: Перечислить все возможные причины перегрева двигателя или причины, при которых из выхлопной трубы идёт чёрный дым и т.д.)
Если остаётся время, вызвать одного участника к доске, где на плакате схематично изображены зоны прослушивания стуков двигателя.
Преподаватель называет неисправность, например: «Увеличенный зазор в сопряжении поршневые пальцы-втулки верхних головок шатунов»
Учащийся должен показать зоны прослушивания двигателя и характер звука или стука.

Диагностика двигателя -1-
1 раунд – цилиндро-поршневая, кривошипно-шатунная группы, газораспределительный механизм
Цилиндро-поршневая группа

вопроса Вопрос Ответ
1 Назовите один из признаков слабой компрессии цилиндров Трудный запуск двигателя, особенно в холодное время
2 К чему приводит пуск двигателя в работу с непрогетым двигателем? Преждевременный износ поршневых колец и цилиндров
3 По какому параметру и каким прибором можно определить общее состояние цилиндро-поршневой группы в каждом цилиндре в отдельности? По величине компрессии, замеренной компрессометром
4 Чему равна допустимая разность давления в показаниях компрессометра для разных цилиндров одного двигателя
(карбюраторных и дизельных ) карбюраторных-не более 1кг/см2 (0,1 МПа)
дизельных – не более 2кг/см2 (0,2 МПа)
5 Чему равно номинальное давление в цилиндрах дизельных двигателей, замеренное компрессометром и предельно допустимое, меньше которого двигатель подлежит ремонту номинальное – 30 кг/см2 (3 МПа)
предельно допустимое – 21 кг/см2 (2,1 МПа)
6 О чём свидетельствует несильный щёлкающий звук в средней части блока при работе двигателя на средних оборотах Износ сопряжений поршневое кольцо-канавка поршня
7 Почему при работе на рекомендованном сорте топлива и правильной установке зажигания появляется детонация Нагар на поверхностях, образующих камеру сгорания
8 Как проверить, что причиной недостаточной компрессии в цилиндре является неплотное прилегание клапанов? Залить в отверстие свечи (форсунки) 20-25 см3 масла.Если при проверке компрессометром давление не повысилось –неплотное прилегание клапанов
Вопросы для всех команд одновременно:
Ответы пишутся на листах бумаги. Время на каждое задание 1,5-2 мин. За каждый правильно названный ответ 5 баллов
В это время подсчитывается и объявлявляется количество набранных баллов каждой командой

1. Назовите признаки неудовлетворительной работы цилиндро-поршневой группы: - падение мощности двигателя
- повышенный угар картерного мала
- прорыв в картер большого количества рабочих газов
- потеря компрессии

2. Назовите все возможные причины недостаточной компрессии в цилиндрах: - чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец
- закоксовывание или поломка поршневых колец
- отсутствие зазоров в клапанах
- обгорание фасок клапанов
- прогорание поршней
- пробита прокладка головки блока

-2-

Кривошипно-шатунная группа


вопроса Вопрос Ответ
1 Как называется прибор для прослушивания стуков?
Из каких частей состоит этот прибор? Стетоскоп.
- усилитель с пьезоэлектрическим датчиком
- телефон
- стержень
- 2 элемента питания напряжением 3В.
2 Назовите причину резких металлических стуков в вехней части блока при переходе от малой к средней частоте вращения коленчатого вала, не исчезающих при позднем зажигании. Увеличенный зазор в сопряжениях:
поршневые пальцы-втулки шатунов-бобышки поршня
3 Назовите причину металлических стуков среднего тона в нижней части блока при работе двигателя на холостом ходу, усиливающийся с увеличением частоты вращения коленчатого вала и значительно уменьшающийся при отключении свечей у карбюраторных двигателей или форсунок у дизелей. Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами.
4 Можно ли считать абсолютным показателем увеличенного зазора в подшипниках коленчатого вала падение давления в масляной магистрали? Этот показатель является ориентировочным, т.к. понижение давления масла может быть и в результате неисправностей системы смазки.
5 О чём свидетельствет глухой стук низкого тона в нижней части блока, усиливающийся в момент резкого повышения частоты вращения коленчатого вала? Чрезмерный износ коренных шеек и вкладышей коленчатого вала
6 О чём свидетельствует глухой металлический стук, хорошо прослушивающийся при отпускании педали сцепления? Увеличенный осевой зазор коленчатого вала, вследствии износа упорных полуколец.

-3-

Газораспределительный механизм


вопроса Вопрос Ответ
1 О чём свидетельствует слабый металлический стук под крышкой клапанов, особенно заметный на холодном двигателе? Велик зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла
2 Назовите причину шума в передней части двигателя, усиливающегося при резком изменении вращения коленчатого вала Износ зубьев распределительных шестерён
3 Назовите причину шума в передней части двигателей с цепным приводом распределительного вала. Ослабление натяжения цепи из-за износа звёздочек распределительного, коленчатого валов и цепи.
4 К чему приведёт увеличенный тепловой зазор клапанов? Сокращается время нахождения клапанов в открытом состоянии, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров и как следствие снижение мощности двигателя.
5 К чему приведёт недостаточный тепловой зазор клапанов или его полное отсутствие Обгорание фасок клапанов и как следствие снижение мощности двигателя.
6 Назовите причину хлопков в карбюратор Неполное закрытие одного или нескольких впускных клапанов
7 Назовите причину «стрельбы» в глушитель Неполное закрытие одного или нескольких выпускных клапанов

2 раунд – система охлаждения, смазочная система
-4-
Система охлаждения ( в вопросах № 2,3,4 за каждый правильный ответ по 5 баллов)


вопроса Вопрос Ответ
1 Назовите причину вытекания охлаждающей жидкости из дренажного отверстия водяного насоса. Износ самоподжимного сальника
2 К чему приводит длительная работа перегретого двигателя?
- заклинивание поршней
- задир цилиндров
- коробление головки блока
3 Перечислите причины отказов в работе вентиляторов с электроприводом. - обрыв в электрической цепи вентилятора
- неисправен датчик ТМ108 (t вкл.89-940С)
- неисправен эл. двигатель вентилятора
4 Назовите признаки пробуксовки ремня вентилятора помимо перегрева двигателя. - подёргивание стрелки амперметра
- недозаряд аккумуляторной батареи (более тусклый, чем обычно свет ламп)
5 Как проверить работу термостата непосредственно на автомобиле? При исправном термостате нижний бачок радиатора или нижний патрубок начнёт прогреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80-900С. (Стрелка указателя температуры в комбинации приборов должна находиться на расстоянии 3-4мм. от красной зоны шкалы или располагаться между делениями 80-1000С, если указатель цифровой.
6 К чему приводит работа переохлаждённого двигателя? Усиленный износ деталей кривошипно-шатунного механизма из-за ухудшения условий смазки
7 По какой причине происходит вспенивание охлаждающей жидкости марок «Тосол»? Попадание в систему охлаждения нефтепродуктов

Вопросы для всех команд: (За каждый правильный ответ 5 баллов)

1. Перечислить все возможные причины перегрева двигателя с жидкостным - закрыта шторка или жалюзи радиатора
охлаждением - мало охлаждающей жидкости в системе охлаждения
- слабо натянут ремень вентилятора
- замаслен ремень вентилятора
- отложение загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках руб. охл.
- засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора
- не полностью открыт клапан термостата
- перегрузка двигателя

Смазочная система -5-


вопроса Вопрос Ответ
1 К чему приводит повышенный уровень масла при работе двигателя? - повышенный расход масла
- увеличенный заброс масла на зеркало цилиндров и как результат -
закоксовывание поршневых колец
2 Какова причина быстрого старения моторного масла? - перегрев масла свыше 950С
- взаимодействие с картерными газами при нарушении вентиляции картера
3 Назовите причины повышенного давления масла. - несоответствие сорта масла, имеющего большую вязкость
- загрязнение маслопроводов
- заедание редукционного клапана в закрытом положении
4 Как визуально определить, годно ли масло в двигателе для дальнейшей эксплуатации или требует замены? Если метки на мерном щупе хорошо заметны, масло считается годным для дальнейшей эксплуатации, если плохо заметны, то масло и фильтры требуют замены.
5 Назовите причину полного отсутствия давления при наличии масла в картере - неисправность масляного насоса или его привода
- неисправность датчика давления или указателя давления масла.
6 Назовите причину повышенного давления газов в картере, из-за которого появляется течь масла через уплотнения двигателя. Нарушение вентиляции картера
7 Как определить наличие в масле топлива? Нагреть до 90-1000С и поднести огонь.При наличии в масле топлива оно загорится.

Вопросы для всех команд: (За каждый правильный ответ 5 баллов)

1. Назовите причины пониженного давления масла - разжижение (топливом)
- большой износ коренных и шатунных подшипников коленч. вала
- износ масляного насоса
- неплотное закрытие редукционного клапана или заедание его в
открытом положении

2. Назовите причины повышенного расхода масла - подтекание в соединениях, сальниках коленчатого вала
- попадание в камеры сгорания из-за износа маслоотражательных
колпачков
- износ деталей цилиндро-поршневой группы
- повышенный уровень в картере в случае перелива


3 раунд – системы питания карбюраторных и дизельных двигателей

Система питания карбюраторных двигателей -6-


вопроса Вопрос Ответ
1 При попытке закачать топливо рычагом ручной подкачки не ощущается сопротивление пружины бензонасоса и он не работает.
Назовите причину и что необходимо сделать, чтобы бензонасос начал работать - эксцентрик привода бензонасоса удерживает толкатель (рычаг) в положении сжатия диафрагмы. Необходимо провернуть рукояткой или стартером кол.вал и повторить попытку.
2 Через дренажное отверстие в нижней части бензонасоса вытекает топливо. Назовите причину. Разрыв диафрагмы
3 Назовите причину вспышек (хлопков) в карбюратор Слишком бедная горючая смесь.( Бедная смесь горит медленно и при
такте впуска свежая горючая смесь воспламеняется от догорающей горючей смеси и распространяется по впускному трубопроводу до карбюратора)
4 Назовите причины обеднения горючей смеси
( за каждый правильный ответ по 5 баллов) - уменьшение подачи топлива в карбюратор
- низкий уровень в поплавковой камере
- засорение жиклёров (главного и холостого хода)
- подсос воздуха (карбюратор-впускной трубопровод,
впускной трубопровод- головка цилиндров)
5 Назовите причину «выстрелов» в глушитель Слишком богатая горючая смесь (некоторая часть топлива из-за недостатка воздуха в цилиндрах не сгорает и при выходе из глушителя, соединяясь с кислородом воздуха, воспламеняется)
6 Назовите причины обогащения горючей смеси - повышенный уровень топлива в поплавковой камере
- нарушение герметичности игольчатого клапана
- неполное открытие воздушной заслонки
- разработка жиклёров

-7-

Система питания дизельных двигателей


вопроса Вопрос Ответ
1 Как определить неработающую форсунку на двигателе? Поочередным отключением форсунок. (При малой частоте вращения кол. вала ослабить гайку трубки высокого давления и наблюдать за работой двигателя. При отключении неработающей форсунки частота вращения кол. вала не изменится)
2 Как проверить герметичность впускного воздушного тракта? Снять воздухозаборник. У мультициклонных воздухоочистителей, кроме того, отсоединить отсосную трубу эжектора от патрубка. Запустить двигатель, установить малую частоту вращения кол.вала, плотно прикрыть воздухозаборную трубу, а также отсосный патрубок заглушкой из картона или резины и засечь время. Если двигатель через 10-12 секунд не остановится, найти и устранить место подсоса воздуха.
3 Затруднен пуск дизеля, из выхлопной трубы выбрасывается чёрный дым, с увеличением нагрузки дымление растёт, работа дизеля сопровождается металлическими стуками (особенно на малой частоте вращения кол. вала). Назовите причину. Ранняя подача топлива в цилиндры дизеля
4 Дизель плохо запускается, на максимальном скоростном режиме работает с перебоями, из выхлопной трубы выбрасывается серый дым. Назовите причину. Поздняя подача топлива в цилиндры дизеля
5 Затруднен пуск дизеля, в картер топливного насоса попадает много топлива. Назовите причину. Износ плунжерной пары ТНВД.
6 Каковы признаки засорения фильтра тонкой очистки топлива? Двигатель не развивает полной мощности
7 Перечислить все возможные причины, при которых отработанные газы имеют чёрный цвет. - засорен воздухоочиститель
- излишняя подача топлива секциями топливного насоса
(цикловая подача топлива больше нормы)
- нарушение угла опережения впрыска топлива
- снижение давления впрыска топлива форсунками
- заедание иглы распылителя форсунки

1 раунд

Цилиндро - поршневая группа 1 2 3 4 5 6 7 8

Кривошипно – шатунная группа 1 2 3 4 5 6

Газораспределительный механизм 1 2 3 4 5 6 7

Команда №1 -

Команда №2 -

Команда №3 -

2 раунд

Система охлаждения 1 2 3 4 5 6 7

Смазочная система 1 2 3 4 5 6 7

Команда №1-

Команда №2-

Команда №3 -

3 раунд

Система питания карбюраторных двигателей 1 2 3 4 5 6

Система питания дизельных двигателей 1 2 3 4 5 6

Команда №1 –

Команда №2 –

Команда №3 -
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Вадим8354
Просмотров: 1760 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-12-03, 10:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru