Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование |
2015-02-18, 9:04 AM | |
План открытого урока по предмету: «Техническое обслуживание и ремонт машин» Дата проведения 10.02.2015 Группа Ф-31 Тема урока: Диагностика двигателей Цели урока: - образовательная: научить применять полученные знания для определения неисправностей двигателей - развивающая: уметь анализировать, логически мыслить, формулировать и кратко излагать ответы на поставленные вопросы. - воспитательная: воспитывать интерес к предмету, бережному отношению к технике, умение работать в группе Тип урока: Контроль знаний Вид урока: Урок – соревнование Оборудование: - устройство световой и звуковой сигнализации с кнопками для каждой из команд о готовности к ответу на вопрос. - компьютер, мультипроектор, экран - плакат с изображением контура двигателя и зон прослушивания стуков. Ход урока 1. Организационная часть - проверка наличия учащихся - разбивка на команды, выбор капитанов, названий команд. - объяснение условий игры 2. Основная часть. Ответы учащихся на выбранные вопросы I раунд Цилиндро-поршневая группа Кривошипно-шатунная группа Газораспределительный механизм II раунд Система охлаждения Смазочная система III раунд Система питания карбюраторных двигателей Система питания дизельных двигателей 3. Заключительная часть. Подведение итогов урока - анализ игры - объявление мест, занятых командами - оценка ответов каждого участника команд преподаватель спецдисциплин АТК №2 Миронов В.Н. Условия игры В игре участвуют 3 команды. Каждая выбирает название команды, капитана. Преподаватель, зная способности каждого учащегося, рекомендует состав команд, чтобы не получились в одной команде сильные учащиеся, в другой слабые. Игра состоит из 3-х раундов. На экране мультипроектором проецируются по очереди задания на каждый раунд. На столах у каждой команды находится кнопка, при нажатии на которую загорается табло с присвоенным команде номером и звенит дублирующий звонок, причём загорится табло той команды, которая раньше нажмёт на кнопку, блокируя включение остальных двух команд. ( При нажатии в это время на любую из этих двух кнопок экран не загорится) На экране проецируются задания на I раунд-название темы и номера вопросов. Преподаватель зачитывает вопрос, любой из участников игры, знающий ответ, нажимает кнопку и говорит ответ. Если несколько или все участники команды знают ответ, капитан по своему выбору называет участника для ответа на вопрос. В случае правильного ответа команда получает 5 баллов и имеет право выбора вопроса. В случае неправильного ответа – минус 5 баллов. Если в течение 5-ти секунд никто из участников игры не нажимает на кнопку (не знает правильного ответа), преподаватель сам говорит ответ. В этом случае ни одна из команд баллов не получает и преподаватель по своему выбору называет вопрос. Учёт вопросов и количество баллов каждой команды ведёт помощник на компьютере и через проектор проецирурует на экран. После того, как закончатся вопросы I-го раунда, на экран проецируются вопросы II-го, затем III-го раундов. По окончанию III-го раунда помощник (счётчик) подводит результаты игры, т.е. суммируются баллы команд за каждый раунд. В это время на экране проецируется вопрос, на который нужно дать максимальное количество ответов ( Например: Перечислить все возможные причины перегрева двигателя или причины, при которых из выхлопной трубы идёт чёрный дым и т.д.) Если остаётся время, вызвать одного участника к доске, где на плакате схематично изображены зоны прослушивания стуков двигателя. Преподаватель называет неисправность, например: «Увеличенный зазор в сопряжении поршневые пальцы-втулки верхних головок шатунов» Учащийся должен показать зоны прослушивания двигателя и характер звука или стука. Диагностика двигателя -1- 1 раунд – цилиндро-поршневая, кривошипно-шатунная группы, газораспределительный механизм Цилиндро-поршневая группа № вопроса Вопрос Ответ 1 Назовите один из признаков слабой компрессии цилиндров Трудный запуск двигателя, особенно в холодное время 2 К чему приводит пуск двигателя в работу с непрогетым двигателем? Преждевременный износ поршневых колец и цилиндров 3 По какому параметру и каким прибором можно определить общее состояние цилиндро-поршневой группы в каждом цилиндре в отдельности? По величине компрессии, замеренной компрессометром 4 Чему равна допустимая разность давления в показаниях компрессометра для разных цилиндров одного двигателя (карбюраторных и дизельных ) карбюраторных-не более 1кг/см2 (0,1 МПа) дизельных – не более 2кг/см2 (0,2 МПа) 5 Чему равно номинальное давление в цилиндрах дизельных двигателей, замеренное компрессометром и предельно допустимое, меньше которого двигатель подлежит ремонту номинальное – 30 кг/см2 (3 МПа) предельно допустимое – 21 кг/см2 (2,1 МПа) 6 О чём свидетельствует несильный щёлкающий звук в средней части блока при работе двигателя на средних оборотах Износ сопряжений поршневое кольцо-канавка поршня 7 Почему при работе на рекомендованном сорте топлива и правильной установке зажигания появляется детонация Нагар на поверхностях, образующих камеру сгорания 8 Как проверить, что причиной недостаточной компрессии в цилиндре является неплотное прилегание клапанов? Залить в отверстие свечи (форсунки) 20-25 см3 масла.Если при проверке компрессометром давление не повысилось –неплотное прилегание клапанов Вопросы для всех команд одновременно: Ответы пишутся на листах бумаги. Время на каждое задание 1,5-2 мин. За каждый правильно названный ответ 5 баллов В это время подсчитывается и объявлявляется количество набранных баллов каждой командой 1. Назовите признаки неудовлетворительной работы цилиндро-поршневой группы: - падение мощности двигателя - повышенный угар картерного мала - прорыв в картер большого количества рабочих газов - потеря компрессии 2. Назовите все возможные причины недостаточной компрессии в цилиндрах: - чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец - закоксовывание или поломка поршневых колец - отсутствие зазоров в клапанах - обгорание фасок клапанов - прогорание поршней - пробита прокладка головки блока -2- Кривошипно-шатунная группа № вопроса Вопрос Ответ 1 Как называется прибор для прослушивания стуков? Из каких частей состоит этот прибор? Стетоскоп. - усилитель с пьезоэлектрическим датчиком - телефон - стержень - 2 элемента питания напряжением 3В. 2 Назовите причину резких металлических стуков в вехней части блока при переходе от малой к средней частоте вращения коленчатого вала, не исчезающих при позднем зажигании. Увеличенный зазор в сопряжениях: поршневые пальцы-втулки шатунов-бобышки поршня 3 Назовите причину металлических стуков среднего тона в нижней части блока при работе двигателя на холостом ходу, усиливающийся с увеличением частоты вращения коленчатого вала и значительно уменьшающийся при отключении свечей у карбюраторных двигателей или форсунок у дизелей. Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами. 4 Можно ли считать абсолютным показателем увеличенного зазора в подшипниках коленчатого вала падение давления в масляной магистрали? Этот показатель является ориентировочным, т.к. понижение давления масла может быть и в результате неисправностей системы смазки. 5 О чём свидетельствет глухой стук низкого тона в нижней части блока, усиливающийся в момент резкого повышения частоты вращения коленчатого вала? Чрезмерный износ коренных шеек и вкладышей коленчатого вала 6 О чём свидетельствует глухой металлический стук, хорошо прослушивающийся при отпускании педали сцепления? Увеличенный осевой зазор коленчатого вала, вследствии износа упорных полуколец. -3- Газораспределительный механизм № вопроса Вопрос Ответ 1 О чём свидетельствует слабый металлический стук под крышкой клапанов, особенно заметный на холодном двигателе? Велик зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла 2 Назовите причину шума в передней части двигателя, усиливающегося при резком изменении вращения коленчатого вала Износ зубьев распределительных шестерён 3 Назовите причину шума в передней части двигателей с цепным приводом распределительного вала. Ослабление натяжения цепи из-за износа звёздочек распределительного, коленчатого валов и цепи. 4 К чему приведёт увеличенный тепловой зазор клапанов? Сокращается время нахождения клапанов в открытом состоянии, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров и как следствие снижение мощности двигателя. 5 К чему приведёт недостаточный тепловой зазор клапанов или его полное отсутствие Обгорание фасок клапанов и как следствие снижение мощности двигателя. 6 Назовите причину хлопков в карбюратор Неполное закрытие одного или нескольких впускных клапанов 7 Назовите причину «стрельбы» в глушитель Неполное закрытие одного или нескольких выпускных клапанов 2 раунд – система охлаждения, смазочная система -4- Система охлаждения ( в вопросах № 2,3,4 за каждый правильный ответ по 5 баллов) № вопроса Вопрос Ответ 1 Назовите причину вытекания охлаждающей жидкости из дренажного отверстия водяного насоса. Износ самоподжимного сальника 2 К чему приводит длительная работа перегретого двигателя? - заклинивание поршней - задир цилиндров - коробление головки блока 3 Перечислите причины отказов в работе вентиляторов с электроприводом. - обрыв в электрической цепи вентилятора - неисправен датчик ТМ108 (t вкл.89-940С) - неисправен эл. двигатель вентилятора 4 Назовите признаки пробуксовки ремня вентилятора помимо перегрева двигателя. - подёргивание стрелки амперметра - недозаряд аккумуляторной батареи (более тусклый, чем обычно свет ламп) 5 Как проверить работу термостата непосредственно на автомобиле? При исправном термостате нижний бачок радиатора или нижний патрубок начнёт прогреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 80-900С. (Стрелка указателя температуры в комбинации приборов должна находиться на расстоянии 3-4мм. от красной зоны шкалы или располагаться между делениями 80-1000С, если указатель цифровой. 6 К чему приводит работа переохлаждённого двигателя? Усиленный износ деталей кривошипно-шатунного механизма из-за ухудшения условий смазки 7 По какой причине происходит вспенивание охлаждающей жидкости марок «Тосол»? Попадание в систему охлаждения нефтепродуктов Вопросы для всех команд: (За каждый правильный ответ 5 баллов) 1. Перечислить все возможные причины перегрева двигателя с жидкостным - закрыта шторка или жалюзи радиатора охлаждением - мало охлаждающей жидкости в системе охлаждения - слабо натянут ремень вентилятора - замаслен ремень вентилятора - отложение загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках руб. охл. - засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора - не полностью открыт клапан термостата - перегрузка двигателя Смазочная система -5- № вопроса Вопрос Ответ 1 К чему приводит повышенный уровень масла при работе двигателя? - повышенный расход масла - увеличенный заброс масла на зеркало цилиндров и как результат - закоксовывание поршневых колец 2 Какова причина быстрого старения моторного масла? - перегрев масла свыше 950С - взаимодействие с картерными газами при нарушении вентиляции картера 3 Назовите причины повышенного давления масла. - несоответствие сорта масла, имеющего большую вязкость - загрязнение маслопроводов - заедание редукционного клапана в закрытом положении 4 Как визуально определить, годно ли масло в двигателе для дальнейшей эксплуатации или требует замены? Если метки на мерном щупе хорошо заметны, масло считается годным для дальнейшей эксплуатации, если плохо заметны, то масло и фильтры требуют замены. 5 Назовите причину полного отсутствия давления при наличии масла в картере - неисправность масляного насоса или его привода - неисправность датчика давления или указателя давления масла. 6 Назовите причину повышенного давления газов в картере, из-за которого появляется течь масла через уплотнения двигателя. Нарушение вентиляции картера 7 Как определить наличие в масле топлива? Нагреть до 90-1000С и поднести огонь.При наличии в масле топлива оно загорится. Вопросы для всех команд: (За каждый правильный ответ 5 баллов) 1. Назовите причины пониженного давления масла - разжижение (топливом) - большой износ коренных и шатунных подшипников коленч. вала - износ масляного насоса - неплотное закрытие редукционного клапана или заедание его в открытом положении 2. Назовите причины повышенного расхода масла - подтекание в соединениях, сальниках коленчатого вала - попадание в камеры сгорания из-за износа маслоотражательных колпачков - износ деталей цилиндро-поршневой группы - повышенный уровень в картере в случае перелива 3 раунд – системы питания карбюраторных и дизельных двигателей Система питания карбюраторных двигателей -6- № вопроса Вопрос Ответ 1 При попытке закачать топливо рычагом ручной подкачки не ощущается сопротивление пружины бензонасоса и он не работает. Назовите причину и что необходимо сделать, чтобы бензонасос начал работать - эксцентрик привода бензонасоса удерживает толкатель (рычаг) в положении сжатия диафрагмы. Необходимо провернуть рукояткой или стартером кол.вал и повторить попытку. 2 Через дренажное отверстие в нижней части бензонасоса вытекает топливо. Назовите причину. Разрыв диафрагмы 3 Назовите причину вспышек (хлопков) в карбюратор Слишком бедная горючая смесь.( Бедная смесь горит медленно и при такте впуска свежая горючая смесь воспламеняется от догорающей горючей смеси и распространяется по впускному трубопроводу до карбюратора) 4 Назовите причины обеднения горючей смеси ( за каждый правильный ответ по 5 баллов) - уменьшение подачи топлива в карбюратор - низкий уровень в поплавковой камере - засорение жиклёров (главного и холостого хода) - подсос воздуха (карбюратор-впускной трубопровод, впускной трубопровод- головка цилиндров) 5 Назовите причину «выстрелов» в глушитель Слишком богатая горючая смесь (некоторая часть топлива из-за недостатка воздуха в цилиндрах не сгорает и при выходе из глушителя, соединяясь с кислородом воздуха, воспламеняется) 6 Назовите причины обогащения горючей смеси - повышенный уровень топлива в поплавковой камере - нарушение герметичности игольчатого клапана - неполное открытие воздушной заслонки - разработка жиклёров -7- Система питания дизельных двигателей № вопроса Вопрос Ответ 1 Как определить неработающую форсунку на двигателе? Поочередным отключением форсунок. (При малой частоте вращения кол. вала ослабить гайку трубки высокого давления и наблюдать за работой двигателя. При отключении неработающей форсунки частота вращения кол. вала не изменится) 2 Как проверить герметичность впускного воздушного тракта? Снять воздухозаборник. У мультициклонных воздухоочистителей, кроме того, отсоединить отсосную трубу эжектора от патрубка. Запустить двигатель, установить малую частоту вращения кол.вала, плотно прикрыть воздухозаборную трубу, а также отсосный патрубок заглушкой из картона или резины и засечь время. Если двигатель через 10-12 секунд не остановится, найти и устранить место подсоса воздуха. 3 Затруднен пуск дизеля, из выхлопной трубы выбрасывается чёрный дым, с увеличением нагрузки дымление растёт, работа дизеля сопровождается металлическими стуками (особенно на малой частоте вращения кол. вала). Назовите причину. Ранняя подача топлива в цилиндры дизеля 4 Дизель плохо запускается, на максимальном скоростном режиме работает с перебоями, из выхлопной трубы выбрасывается серый дым. Назовите причину. Поздняя подача топлива в цилиндры дизеля 5 Затруднен пуск дизеля, в картер топливного насоса попадает много топлива. Назовите причину. Износ плунжерной пары ТНВД. 6 Каковы признаки засорения фильтра тонкой очистки топлива? Двигатель не развивает полной мощности 7 Перечислить все возможные причины, при которых отработанные газы имеют чёрный цвет. - засорен воздухоочиститель - излишняя подача топлива секциями топливного насоса (цикловая подача топлива больше нормы) - нарушение угла опережения впрыска топлива - снижение давления впрыска топлива форсунками - заедание иглы распылителя форсунки 1 раунд Цилиндро - поршневая группа 1 2 3 4 5 6 7 8 Кривошипно – шатунная группа 1 2 3 4 5 6 Газораспределительный механизм 1 2 3 4 5 6 7 Команда №1 - Команда №2 - Команда №3 - 2 раунд Система охлаждения 1 2 3 4 5 6 7 Смазочная система 1 2 3 4 5 6 7 Команда №1- Команда №2- Команда №3 - 3 раунд Система питания карбюраторных двигателей 1 2 3 4 5 6 Система питания дизельных двигателей 1 2 3 4 5 6 Команда №1 – Команда №2 – Команда №3 - | |
Просмотров: 1760 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|