Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование |
[ Скачать с сервера (226.3 Kb) ] | 2015-02-23, 8:43 PM |
Тема 1 Предмет и метод экономической теории Цель: Определение предмета экономической теории, изучение методов и функций экономической теории План: 1 Предмет экономической теории 2 Методы экономической теории 3 Функции экономической теории 1 Предмет экономической теории Как известно, каждая наука имеет свой предмет исследований. Экономическая теория – это наука общественная (социальная), так как экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми. У каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) свой круг проблем. В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории: 1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; 2. Наука об использовании ограниченных ресурсов для создания разных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления; 3. Наука о повседневной деловой жизни людей, получении ими средств к существованию и использованию этих средств; 4. Наука об отношениях в сфере производства, распределения, обмена и потребления; 5. Наука о богатстве. Предметом экономической теории является взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных природных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимально социально-экономической эффективности. 2 Методы экономической теории Если предмет науки раскрывает «что» познается, то метод – «как» познается. Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие: 1. наблюдение и сбор фактов; 2. эксперимент; 3. моделирование; 4. метод научных абстракций; 5. анализ и синтез; 6. системный подход; 7. индукция и дедукция; 8. исторический и логический методы; 9. графический метод. 1. Наблюдение и сбор фактов – преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде (изменение товарных цен за определенный период, объемов производства, торговли и прибыли предприятия); 2. Эксперимент – предполагает проведение искусственного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия (чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников); 3. Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели, которая замещает сам объект исследования (моделирование на компьютерах и др.); 4 Метод научных абстракций (абстрагирование) – особый, мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории (Понятие товара – как его определить? Если отталкиваться от прилавков магазинов, то ничего не получится, т.к. товары большие и маленькие; съедобные и несъедобные; размер; цвет; вес; форма; и др.). Только с помощью абстрагирования мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки: все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. 5. Анализ - изучение социально-экономических явлений по частям, а в целом – синтез (Например, сопоставление экономических направлений работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности Казахстана – это синтез). 6. Системный подход - Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный подход к сложным объектам исследования. Важность данного метода обусловлена тем, что вся экономика состоит из множества больших и малых систем: народное хозяйство – из отраслей; отрасли – из предприятий; предприятия – из цехов; стоимость товара - из элементов затрат; рынок – из многих секторов, ниш и др. 7. Индукция и дедукция - представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – индукция. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». Дедукция – движение мысли от общего к частному. 8. Исторический и логический методы применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами (Детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ в. в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе - о неэффективности экономики в соц. странах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и др.- подход логический. 9. Графический метод отображает хозяйственные процессы с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость и наглядность в преставлении теоретического материала. 3 Функции экономической теории 1. теоретическая (теоретико-методологическая); 2. образовательная; 3. эмпирическая; 4. практическая (прагматическая, прикладная). Теоретическая функция – проявляется тогда, когда ученые обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде понятий, терминов, определений и методов, а также теорий, концепций и доктрин. Образовательная функция – люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Экономические знания дают людям уверенность и возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (при покупке товаров, размещении сбережений, найме на работу, при пользовании кредитом и др.) Только на такой, фактической базе, можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории. Эмпирическая функция – данная функция говорит о том, что как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. еmpeiria - опыт), т.е. основывается на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (увеличением, снижением производства; изменением себестоимости; за потоками капиталов, товаров, денег и др.) Практическая функция – заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а так же в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства. Литература: 1, с. 36-46 2; 2, с .16-214; 4, с .20-333; 3,с .9-1512; 12, с. 18-2614; 14, с .28-43 Контрольные вопросы: 1 Что является предметом экономической теории? 2 Роль экономических знаний в познании современного мира. 3 Перечислить основные методы познания экономических процессов. 4 Взаимосвязь «экономической теории», «политической экономии», «экономикс». 5 Критерий истинности экономических знаний. 6 Экономические категории, экономические законы: понятие, классификация. 7 Объективный характер экономических законов. 8 Основные функции экономической теории. Тема 2 Основы общественного производства Цель: Определить сущность общественного производства и воспроизводства рассмотреть понятия производительных сил и производственных отношений. План: 1 Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования 2 Способ производства и две его стороны. Производительные силы и производственные отношения 3 Воспроизводство: фазы, типы, виды и результаты 1 Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования. В процессе производства используются ресурсы. Ресурсы – это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг. Различают пять видов ресурсов: 1. природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые); 2. трудовые ресурсы – это население в трудоспособном возрасте, это люди, обладающие рабочей силой; 3. капитал представлен: а) средствами производства (машины, оборудование); б) денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства; 4. информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники; 5. предпринимательская способность – особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех остальных ресурсов в целях создания благ и услуг. Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность потребностей становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны. В процессе производства происходит приспособление исходных ресурсов к человеческим потребностям, создание благ. Ресурсы выступают факторами производства, факторами создания продукта. Для производства каждого продукта существует свой набор факторов. Существует следующая классификация факторов: 1. людские ресурсы с их способностями к труду, которые в процессе производства реализуют свои способности; 2. природные ресурсы и вырабатываемые из них материалы, на изменение, преобразование которых направлена человеческая деятельность, предстают как предметы труда; 3. накопленные ресурсы человеческой деятельности, посредством которых человек воздействует на предметы труда в трудовом процессе (орудия труда, оборудование) выступают как средства труда. Средства труда и предметы труда, взятые в единстве, составляют средства производства. 2 Способ производства и две его стороны. Производительные силы и производственные отношения Для существования человеческого общества необходим процесс производства. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для существования. Способ производства материальных благ есть диалектическое единство двух сторон – производительных сил и производственных отношений. При этом производительные силы составляют материально-вещественное содержание способа производства, а производственные отношения - социально-экономическую форму их существования и развития. Такая взаимосвязь обусловлена тем, что человек, обладающий рабочей силой, с одной стороны, является элементом производительных сил, а с другой стороны, - субъектом экономических отношений. Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Они имеют внутреннюю структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. В процессе производства складываются отношения между людьми, т.е. производственные отношения. В процессе производства происходит взаимодействие производительных сил и производственных отношений (схема № 1). 3 Воспроизводство: фазы, типы, виды и результаты Общественное воспроизводство есть процесс общественного производства в непрерывном потоке своего возобновления, результатом которого является совокупный общественный продукт. Различают два типа воспроизводства: 1) простое; 2) расширенное. Простое воспроизводство – это повторение процесса производства в прежних масштабах, поэтому весь полученный доход идет в личное потребление. Расширенное воспроизводство – это повторение процесса производства в увеличенном размере, так как часть полученных доходов используется для приобретения дополнительных ресурсов, за счет использования которых производство возобновляется в увеличенных масштабах. Расширенный тип воспроизводства бывает трех видов: а) интенсивный; б) экстенсивный; в) смешанный. Характеристика их дана в схеме № 2. Литература: 2, стр 39-56; 5, стр 48-60; 8, стр 49-59; 13, стр 401-407 Контрольные вопросы: 1 Целевая функция общественного производства. 2 Факторы общественного производства. 3 Марксистский и маржиналистский подходы к характеристике факторов общественного производства. 4 Воспроизводство и его типы. 5 Структура общественного производства. 6 Диалектика производительных сил и производственных отношений. | |
Просмотров: 1397 | Загрузок: 63 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|