Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование |
2015-11-09, 7:11 PM | |
Рефлексивный отчет о процессе реализации планирования развития школы. В предыдущем отчёте было указано, что в ходе исследовательской деятельности ожидаемыми результатами по проблеме исследования, тема которой звучит так: «Групповая форма работы как один из способов повышения мотивации учащихся 8-х классов» будет следующее: учителя смогут организовать работу учащихся в группах, создавая коллаборативную среду обучения, и научатся ставить СМАРТ - цели; учащиеся смогут стать равноправными партнерами для совместного приобретения знаний. Работая в группах, ученики со слабой мотивацией смогут проявить себя в среде своих сверстников. Чтобы быть последовательной в своих действиях, я задалась целью найти ответ на следующий вопрос: Какие методы и приемы я планирую применять для достижения тех целей и ожидаемых результатов, которые предвижу в дальнейшем? Согласно выявленным проблемам в преподавании, мы с членами фокус- группы разработали план развития школы, нацеленный на повышение мотивации учащихся, на изменение нынешнего положения школы. В предыдущем отчёте было озвучено, что способности у моих коллег к саморазвитию присутствуют, большая часть имеют активное развитие. Мои надежды были сопряжены с тем, что их знания, накопленный опыт, убеждения, помогут в последовательном улучшении, изменении в школьной практике. Для внесения преобразований в школьную практику было запланировано внедрить стратегии диалогового обучения, критического мышления, ОдО и применение ИКТ. В плане нашли отражение организация процессов коучинга и менторинга, проведение исследования серии уроков в рамках Lesson Study. Планировалось, что будут реализованы такие виды сбора данных, как: анкетирование, интервью, посещение уроков с целью наблюдения и последующим анализом, на заключительном этапе интервьюирование учащихся «Голос ученика». Для начала посетила с целью наблюдения уроки коллег. Мой выбор обосновывался на результатах собеседования, из которого я узнала, что учителя несистематически используют новые технологии в повседневной практике,объясняя это неглубоким владением информацией отдельных технологий; недостаточным умением организовать групповую работу так, чтобы она способствовала развитию у обучающихся умению обучаться. Как показало исследование, в исследуемом 8-Б классе имеет место быть низкая мотивация учащихся. А вот посредством чего усилить учебную мотивацию, мы уже обсуждали с инициативной группой. Мы сошлись во мнении, что для этого необходимы мастер - классы, регулярные коучинги, долгосрочные менторинги, и доказательство в правильности наших выводов находим в Руководстве, потому что «Для процессов коучинга и менторинга единой является их направленность на анализ, размышления и последующие действия, которые , в конечном итоге позволят учителю достичь успешности в работе». [1.стр.139]. На этапе реализации плана, который должен представлять собой тщательно продуманную модель дальнейшего развития нашей школы, мы с коучами К.и Г., учителями 2 уровня,разработали среднесрочное планирование коучингов. С помощью учителя первого уровня З. были составлены план менторинга и четкое расписание посещений уроков. Посчитали необходимым включить взаимопосещение, когда ментор может представить мастер- класс обучения. Следующим шагом было посещение урока учителя, окончившего курсы 3 уровня. На урок я пришла с определенной целью: понаблюдать за тем, как учитель привлекает учащихся к выработке целей и задач урока и какие подходы он использует по вовлечению учащихся к решению учебной задачи. Тот факт, который учащиеся в ходе анкетирования указали, что очень редко участвуют в выработке целей уроков, нашел свое подтверждение. Учитель просто прочитал цели к уроку, не ориентируя учащихся на конечный результат. Психологическая подготовка, деление на группы, оценивание проходило по плану, однако были недочеты: в большинстве своем звучала речь учителя, нашло подтверждение неумение учителя вовлечь всех учащихся в процесс обучения. (Приложение № 1). Наблюдалось отсутствие личного опыта учителя, что послужило доказательством, что данному учителю необходима методическая помощь; он это осознал и не раз в течение практики обращался за ней, в частности при постановке СМАРТ- целей к уроку. В ходе анализа урока, отвечая на мои вопросы, учитель, рефлексируя( а это понятие для него не было новым), осознал свои недочеты в методике преподавания и определил пути их исправления. Посетив урок своей подопечной, учителя английского языка С., я вновь убедилась в том, что было выявлено в ходе сбора данных: учитель вел урок в режиме « учитель – ученик» и учащиеся сидели « лицом к учителю». ( Приложение№ 2) А так как этот урок в рамках менторинга был заснят на видео, мы вместе просмотрели его и обсудили. В ходе просмотра учитель убедился в том , что очень много сам говорит на уроке. Убедились, что сильную степень затруднений вызывают такие аспекты, как умение ставить цели урока, использование эффективных форм на уроке, использование элементов современных пед. технологий, развитие у детей интереса к предмету. Дети работали больше письменно, на вопросы учителя отвечали только единицы. Мной было подмечено, что учитель подводил детей в ходе обобщения к выводу, и они сами его делали. Это очень хороший момент урока, значит, моя подопечная может заинтересовать ребят, только не все смогли включиться в обсуждение темы, некоторые были заняты своими делами, а учитель не обращал на них внимание. Мной было внесено предложение подопечной посетить мои уроки с целью посмотреть, как я вовлекаю учащихся к выработке целей, задач и критерий успешности, какие техники формативного оценивания использую на уроке, на котором продемонстрировала новые подходы. Она имела возможность наблюдать и практически оценить эффективность применяемых новых технологий на уроке русского языка в 8-А классе. ( Приложение № 3). Затем мы с ней обсудили план предстоящего урока с использованием новых подходов. Я предложила провести урок в режиме групповой работы. Посоветовавшись, решили, что составим группы так, чтобы дети с более высоким уровнем подготовки были в разных группах. Одновременно, в ходе профессиональной беседы, были выявлены профессиональные потребности учителя, определен фокус вмешательства. Мной была предложена в качестве методической помощи литература, в частности, Руководство для учителя, методическое руководство « Оценивание учебных достижений учащихся». На следующий урок я пришла с определенной целью: понаблюдать за постановкой вопросов учителя и учеников, задается ли учитель целью развивать мышление учащихся и улучшать их речевые навыки, как происходит вовлечение учащихся в процесс обучения, каким образом учитель осуществляет обратную связь. Признаюсь, я получила огромное удовольствие от посещенного мной урока: увидела, как все запланированные нами стратегии помогли вовлечь еще больше учащихся в процесс познания нового: учитель разработал СМАРТ-цели к уроку и привлек к их выработке ребят ( Приложение № 4)., они удовольствием занимались переводом с английского на казахский и русский языки, развивая тем самым полиязычие. Хочется отметить момент, который мы запланировали вместе с менти: применить ИКТ, но не в традиционном понимании, т.е. ребята находили ответы на поставленные учителем вопросы через использование интернет-ресурсов в мобильных телефонах. (приложение № 5). И самое примечательное было то, что один из менее мотивированных учащихся, С., проявила высокую активность и смогла защитить постер, который они подготовили своей группой. Задания были дифференцированы, при этом учитывались способности не только слабых, средних, но и одаренных и талантливых учеников. Учитель дал критерии оценок и осуществил обратную связь, опираясь на оценочные листы. Я стала свидетелем того, что использование оценивания для обучения было успешным, и была рада, что мои рекомендации при профессиональной беседе были приняты во внимание. Все происходило в доброжелательной психологической обстановке, что также послужило предпосылкой активизации учащихся и, в особенности, тех, кто раньше отмалчивался. По результатам наблюдения за работой класса, мы пришли к выводу, что примененные подходы и технологии помогли детям раскрыть свои личностные качества в результате общей совместной работы. По рефлексии учащихся 8 «Б» класса можно отметить, что работа в группе понравилась большинству учащихся, особенно дети отметили, что нравится работать в группе, выступать в роли лидера и всегда получать взаимопомощь от других детей. Ни один человек не назвал трудностей, возникающих при работе в группе. (приложение № 6) Только несколько ребят указали в обратной связи, что были проблемы с самостоятельным изучением темы, а это, на мой взгляд, именно та проблема, о которой говорили коллеги, озвучивая то, что испытывают трудности в организации процесса обучения так, чтобы оно способствовало развитию у обучающихся умению обучаться. За время практики между нами сложились доверительные и дружеские отношения. С. была активным участником коучинг-занятий; ею изучена с теория Программы . Практическое применение новых методов она увидела на моих уроках. В целом, я замечаю довольно ощутимый профессиональный рост учителя, повышение его методической грамотности и квалификации. Я вижу, что учитель стремится к новым знаниям и осознанно желает изменений в своей практической деятельности. В заключение я пришла к выводу, что менторинг является «весьма эффективным способом поддержки учителей в их профессиональном развитии и совершенствовании».[1стр.141]. Процесс менторинга помогает поднять качество преподавания и способен изменить ситуацию в классе, где «даже незначительные шаги и динамика в преобразовании практики преподавания и обучения способствуют существенному изменению ситуации в классе.[1.стр.142] Далее, следуя плану, мной было проведен коучинг на тему «Актуальность SMART- целеполагания. В коучинге участвовали учителя, преподающие в среднем звене. При выборе темы для проведения коучинг - занятия с учителями школы, во главу угла я поставила мнение учителей о том, что в их практике является проблемой, которую они совместными усилиями хотят решить. По мнению учителей - это проблема использования групповой работы на уроке. Вначале коучинга сфокусировали их внимание на проблему исследования «о необходимости повышения мотивации к обучению у учащихся для повышения качества знаний». Участники коучинга согласились с выбранной темой, так как низкая мотивация к обучению является одной из причин низкого качества знаний учащихся Ожидаемыми результатами коучинга было, что к концу серии коучингов учителя научатся правильно ставить СМАРТ-цели, задачи к уроку и критерии успешности с позиции ученика. Занятие было организовано с целью создания условий для понимания учителями важной роли целеполагания; формирования умения взаимодействовать в группе, размышлять, понимать совокупность качеств и умений, необходимых для развития высокого уровня исследовательской культуры ученика и преподавателя. Занятие прошло в атмосфере сотрудничества и доверительных отношений.( Приложение № 7) На этапе актуализации «погружение в тему» учителям было предложено выбрать предмет, написать тему и цель урока. Участники коучинга пришли к выводу, что цели ставили для себя, а не для ученика. Совершенно неясно, как он будет достигать результата. Под целью урока большинство педагогов понимают ту цель, которую ставит перед собой и стремится достичь ее. При этом о постановке учебной цели для учащихся речь вообще не ведется. Я не предполагала, что эту проблему отметят не только молодые учителя, но и учителя со стажем. Думаю, что занятие прошло продуктивно, так как его участники по отзывам вынесли для себя много важного и полезного. Уже после объяснения темы учителя смогли составлять цели урока, задавая вопрос, чему научился ученик, хотя я пришла к выводу, что к вопросу целеполагания придется вернуться не раз. В этом я убедилась при обратной связи, что только около 55% учителей планируют применять SMART-цели в своей практике. Следующий коучинг, согласно плана, был дан учителями 2 уровня К и Г.. Коучинг-сессию мы запланировали в рамках поиска путей по повышению мотивации учащихся к обучению. Тема звучала следующим образом: «Диалогическое обучение – эффективный способ организации групповой работы». Ожидаемыми результатами было, что к концу коучинга учителя будут знать, что такое ДО, принципы формирования групп; будут понимать, что дебаты, кумулятивная и исследовательская беседы помогают развивать мышление и речевые способности учащихся.( Приложение № 8) В работу коучинга включились все члены групп. Но, в основном, активно участвововали молодые учителя, именно они предлагали разные идеи и высказывали свои мнения. Но для меня стало главным то, что молодые учителя были заинтересованы в том, что есть такие интересные методы и подходы в обучении, которые можно активно применять на уроках, и то, что участники сами делают выводы, что данные приемы принесут им хорошие результаты. Успешными ситуациями в коучинге я могу назвать совместную работу учителей в группе, активное участие каждого в обсуждении проблемы и направленность на практические действия. На этапе рефлексии каждый учитель написал свое мнение о коучинге. Многие из участников коучинга на вопрос, что было для них важным и интересным ответили, что во время проведения коучинга встречались слова, термины значения которых были не понятны для них, но благодаря усилиям коучей и самих учителей значения этих слов были разъяснены. Для учителей также интересным были новые методики обучения. На вопрос: Какую конкретную информацию получили? Ответ был таков: это то, как правильно развивать мыслительную деятельность, мыслительный процесс у детей. И, самое важное, учителя поняли, что ученик может сам контролировать — развиваются ли у него перечисленные качества, и как он самостоятельно отслеживает свое обучение тому, как учиться. Меня порадовал тот факт, что молодые учителя были заинтересованы новыми подходами в обучении, также указали на то, что у них мало практики. Они озвучили желание в дальнейшем активно посещать коучинги и применять новые приемы и подходы на своих уроках, с надеждой на то, что мы, учителя со стажем, окажем им плодотворную помощь. В заключении занятия, я пришла к выводу, что учителя уходят с занятия с мыслью о том, что получили много новых знаний, которые смогут уже завтра применить в своей практике. Что же не получилось на коучинге? Рефлексивные заметки давались учителям с трудом, потому что навык рефлексии не сформирован. Эти моменты надо учитывать и включать в план проведения следующих коучингов. На будущее, при подготовке к коучингу, необходимо учесть неуспешные моменты проведенного занятия. В исследовании урока в рамках «Lesson Study» мы наметили трех учащихся для наблюдения. А - сильная ученица, развитая, коммуникабельная. Имеет характеристики лидера. В - средний ученик, учится на «4», общительный, учится не в полную меру сил. Именно он указал в интервью, что учится неважно, хотя учеба дается легко. С – ученица со слабой мотивацией, учится удовлетворительно, речь не развита. (Приложение № 9). Мы с коллегами решили, что фокус внимания должен быть главным образом направлен именно на эту девочку, потому что на изменениях в ее поведении и на ее примере мы сможем проследить динамику роста активности и интереса к уроку у слабоуспевающих. Наблюдения за сильным, средним и медлительным учеником показали, что все названные дети с удовольствием принимали участие в групповой работе. Сильный А. продемонстрировал свои лучшие качества: высокую работоспособность, мобильность, отличную подготовку по предмету он всегда успешно выполнял опережающие задания, помогал другим. Средний ученик В. стал более активным на уроке, более ответственнее стал относиться к домашней работе. Но более всего порадовала медлительная С. Она заинтересовалась уроком. Предложив менти подготовить для учащихся А., В., С. задания , соответствующие их способностям и сделала вывод, что такая форма привела к результативности: сильный ученик смог продемонстрировать то, что планировали мы получить: выполнив свое задание, он стал помогать и консультировать других. Для среднего ученика посильные задания привели к повышению его мотивации к обучению, а слабая ученица проявила интерес, и это стало первым шагом сдвига с мертвой точки. Итак, в процессе нашей деятельности, во время всех проводимых мероприятий, педагоги учились учитывать индивидуальные особенности учащихся на уроках. Узнавали, как преобразовать свою педагогическую деятельность по развитию познавательного интереса учащихся. Исходя из предполагаемого результата, мы выстроили практику таким образом, чтобы было возможным его достижение. Использованная литература: 1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. | |
Просмотров: 2992 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|