Главная » Файлы » В помощь учителю » Профессиональное образование |
[ Скачать с сервера (395.9 Kb) · Скриншот ] | 2017-01-04, 8:36 PM |
Исследование в действии. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развивать собственные идеи» И. Г. Песталоцци Тема: Предоставление возможностей для взаимообучения через организацию групповой работы. Раздел 1: Обоснование выбора темы для исследования в действии. 1.Актуальность выбранной темы 1) Мир стремительно меняется, развивается быстрыми темпами экономика, техника, искусство, наука. Изменения , происходящие в материальной и духовной жизни людей приводят к необходимости вносить определённые в содержание и методику обучения и воспитания. Изменяется социальный заказ общества, другим становится отношение современного общества к людям с разным психофизическим развитием. Возникает необходимость, с одной стороны учёта индивидуальных способностей каждого ученика, с другой стороны – активного включения учеников в коллектив сверстников, в процесс обучения. Всё это предполагает изменения методов обучения и воспитания, изменения содержания и форм. У каждого человека в его практике наступает такой момент, когда кажется, что ты уже всё знаешь и умеешь, всего добился. Такой момент наступил и в моей педагогической деятельности. Я поняла, что мне уже стало не интересно работать по чётко отработанной методике. Технология перспективно – опережающего обучения, по которой я работала на протяжении нескольких лет, даёт хорошие результаты, и отказываться от неё я не хочу. Однако захотелось что – то изменить в своей работе. В процессе работы с младшими школьниками, я замечала, что ученики 4 класса чаще всего более сильные учащиеся, справляются с поставленными задачами очень быстро, часто отвлекаются, мешают другим, более медленным учащимся, в выполнении заданий. Я старалась предоставлять им возможность помочь соседу по парте или подойти к слабому ученику, побыть в роли учителя. Данный вид работы учащиеся выполняли с огромным желанием, в свою очередь слабые учащиеся с удовольствием принимали помощь «учителей». Уровень усвоения учебного материала проходил успешно и у сильных и у слабых учащихся. Тем не менее, проблема эта сохранялась, так как постоянно давать такие задания сильным ученикам не предоставлялось возможности. Мне, как организатору процесса обучения, было важно, чтобы все категории учащиеся (быстрые, средние и медленные) были вовлечены в процесс обучения. Общаясь с коллегами, работающими в среднем и старшем звене, я сделала вывод, что вовлечение в процесс обучения всех – это тоже большая проблема. Тревогу по данному вопросу высказали учителя английского языка, математики, русского языка, физики: «Дети перестали говорить, слабые учащиеся не выполняют домашнего задания, на уроках нет дисциплины… » Не могу не согласиться, что вовлечь в процесс обучения всех довольно сложно. Всё это заставило меня задуматься, есть ли выход из данной ситуации? Есть ли способ, позволяющий вовлечь в процесс обучения всех? После прохождения первого этапа курсов повышения квалификации педагогических работников РК по программе второго (основного) уровня, познакомившись с идеями семи модулей, я стала внедрять в практику работы новые методы и подходы. Я поняла, что идеи модуля « Сотрудничество и совместная работа в группе» позволит найти ответ на данный вопрос. Мои наблюдения за учащимися в классе заставили меня задуматься над тем, что использование групповой работы будет эффективным для взаимообучения. Я решила попробовать применить данный вид работы в своей практике. Учителя, работающие в средней и старшей школе, согласились с моим мнением о том, что взаимообучение важно учащихся как начальной, так и средней и старшей ступени обучения. В современном обществе коммуникативные навыки выпускников уменьшились, а это является одним из важных навыков учащихся 21 века. В настоящее время в сфере образования общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании и готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке. (Руководство для учителя) 2) Работая с теоретическими источниками, я сделала вывод, что обучение в сотрудничестве - образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы. Общаясь между собой, учащиеся активно обучаются, обрабатывают информацию, обобщают. Усвоение материала проходит довольно быстро и активно. Учащиеся получают пользу от знакомства с точкой зрения других учащихся, учатся предоставлять и защищать свои идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, принимать активное участие в обсуждении (Руководство для учителя с.230) Я согласна с высказыванием Мерсера (2005) о том, что взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равноправно» и поэтому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений. 3) Анализируя свою педагогическую деятельность, я задала себе вопрос: «Почему раньше я не использовала групповой метод работы?» Ответ напрашивался сам: шум во время урока, много времени занимала подготовка к уроку, перестановка парт в классе, возникновение неожиданных ситуаций на уроке. Провести стандартный урок было намного проще и легче. После прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников РК по программе второго (основного) уровня, познакомившись с идеями семи модулей на первом этапе курсов, я стала внедрять в практику работы новые методы и подходы. Я поняла, что идеи модуля « Сотрудничество и совместная работа в группе» позволила найти ответ на данный вопрос. « Каждый ребёнок, как буква в алфавите». Как побудить учащихся в ходе урока к активной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых технологий. Одной из таких технологий является обучение в группах через взаимодействие. Однако я столкнулась с тем, что такой формы общения в опыте учащихся ещё не было. Пришлось его формировать (как сесть, как расположить учебники на парте, как просить помощи, как оказывать помощь, как слушать, как разрешать конфликты, как работать вместе, дружно для получения результата, достижения общей цели, как выслушивать точку зрения других детей) Групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний. Это работа, где ребёнок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. Чем меня привлекла групповая работа? Что она даёт каждому ученику? Конечно же, в первую очередь, эмоциональную поддержку, без которой некоторые дети не могут включиться в общую работу класса. Предоставление возможности утвердиться в себе, попробовать свои силы в спорах, помочь в продвижении к цели другим учащимся. Возможность обрести опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу учения: цель работы – планирование –рефлексия. Активизирует мыслительную деятельность каждого ученика. В своём исследовании я попыталась определить, является ли эффективным взаимообучение через организацию групповой работы? Раздел 2. Отчёт о внесённых изменениях в практику и использованных методах сбора информации. 1) Вернувшись в школу, я стала разрабатывать свои уроки на основе таксономии Блума, целью которой является обучение учеников по трём направлениям: познавательные, эмоциональные, психомоторные. Познакомившись на курсах с идеями 7 модулей, я решила использовать групповое взаимодействие в своей практике. Работа в группах - новый вид работы, как для меня, так и для учащихся 4 класса, классным руководителем которого я являюсь. Соединение детей в группы – сложный процесс, который зависит от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности задания, предполагаемого результата. Это я учла при создании групп, т.к. с одной ученицей никто не хотел работать в группе. Подбор детей в группы я осуществляла по 4-5 человек, т.к. в классе обучается 28 учащихся. В самом начале работы я распределяла детей в группы сама, а затем они стали делать это самостоятельно. В процессе работы я пришла к выводу, что лучше все – таки объединять детей в группы по склонностям. Медленному ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр. При организации работы мы установили следующие правила работы в группе (это новый вид работы): Быть вежливым, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, слушать всех. Работать по алгоритму (если требуется) Доводить начатое дело до конца Качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности Каждый из группы должен уметь защищать общее дело и своё в частности При оценивании При оценивании работы группы необходимо подчеркивать человеческие качества: вежливость, приветливость, дружелюбие, взаимовыручку. Мои учащиеся учились, как узнать точку зрения другого ученика, Как соглашаться или не соглашаться друг с другом, как просить помощи, как предлагать помощь. Минутка рефлексии – обязательное условие после окончания работы в группе: - Понравилось ли тебе то, как ты работал в группе? -Какое у тебя было настроение? - Узнал ли ты что – то новое? -Что не получилось? Почему? Групповая форма работы на уроках может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Кроме высокой интенсивности, позволяющей в течение всего урока выявить знания всех учеников, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у детей чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учёбу. В ходе учебной деятельности старалась включать учащихся в диалоговое взаимодействие, сущность которого заключается в обмене мнениями по одному предмету, постановке вопросов высокого и низкого порядка. Чётко продумывала, на каком этапе можно ввести групповую работу ( на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, при решении проблемной ситуации, при защите определённого проекта) По возможности старалась предусмотреть ожидаемые результаты, критерии оценивания. Обязательно ставила цели, понятные всем, а значит осознанные и личностно – значимые. При поведении исследования основное внимание было направлено на типичных представителей разных категорий учащихся (быстрые, средние, медленные). Медленные дети чаще всего затруднялись в выполнении предложенных заданий для самостоятельной работы, а быстрым учащимся постоянно дополнительные задания более высокого порядка. Для работы в группах я чётко продумывала задания, позволяющие вовлечь в процесс обучения всех. Групповые виды работы я начала применять в серии уроков познания мира. Для групповой работы я делила учащихся на группы, используя цветные карточки, с обратной стороны которых были написаны номера. Дети стояли в кругу и поочерёдно доставали карточки из конверта. Объединившись по цветам, образовавшиеся группы садились за рабочие столы. Всего получалось 6 групп. В группах оказались дети с разным уровнем обучения. Разными возможностями и разным интеллектом. Сначала дети чувствовали неловкость, стеснительность в общении, но постепенно атмосфера стала более доброжелательной и открытой для общения. К уроку познания мира по теме «Легендарный батыр Карасай» мною были подготовлены следующие задания для каждой группы: 1 группа: Выяснить значение слова «батыр», рассказать об орудиях воина той эпохи (пользуясь толковым словарём, энциклопедией) 2 группа: Прочить абзац в учебнике и рассказать, что узнали о жизни батыра Карасая (можно сделать постер). Сформулировать вывод. 3 группа: Изобразить на постере ход битвы батыра Карасая с Аракулом, указать, что помогло Карасаю одержать победу. 4 группа: Выписать все ключевые слова из текста, помогающие восстановить ход сражения. Быстрые учащиеся с заданием справились и уверенно представили свои работы. Медленным учащимся ( они по желанию оказались в одной группе) не хватило организованности и сказались их когнитивные способности, что сказалось на презентации постеров. Они не смогли в полной мере раскрыться и принять участие в групповой работе. В оценивании презентаций дети приняли активное участие, вели осмысленный диалог. В ходе перекрёстного опроса, который проходил в конце урока, я отметила, что не смотря на трудности, все учащиеся хорошо поняли данную тему и с лёгкостью подготовят домашнее задание. Подготовленные к данному уроку слайды помогли подвести урок урока. Для самооценки были подготовлены листы оценивания. Так как данный вид оценивания использовался впервые и был для учащихся новым, то вызвал некоторые затруднения при самооценке. Быстрые учащиеся оценили свою работу хорошо, а медленные дети (2 человека) вообще оценивать свою работу отказались. Я поняла, что учащимся очень сложно оценить свою деятельность. Обратная связь в конце урока помогла выявить уровень усвоения материала по данной теме. На уроке по теме «Как появилась книга» я затронула такие модули программы как: «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении», « Использование информационно – коммуникативных технологий», «Обучение талантливых и одарённых детей». На уроке ученики рассуждали, заполняли таблицу «ЗУХ», обменивались идеями, мыслями, делали сообщения, анализировали материал, оценивали работу других учащихся, делали свои выводы и размышления доступными для всех. В ходе урока учащимся удалось повысить мотивацию к предмету через оценку и самооценку. 1 группа: собрать исторический материал о происхождении книгопечатания. 2 группа: история возникновения письма в Китае и странах Востока. 3 группа: возникновение книгопечатания в России. 4 группа: Современное книгопечатание. Особенно удачной оказалась работа 2 группы, которая собрала и представила интересный материал по истории возникновения письма в Китае. Н а данном уроке работа оказалось более эффективной при приёме «ДЖИКСО». Учащиеся обсуждали между собой в группе каждый ход своих действий. Медленный ученик (Мусин Дмитрий) работал совместно с быстрым учеником и имел возможность поделиться своим мнением с другими членами группы. Данный этап работы оказался для медленного ученика наиболее плодотворным. Однако в ходе урока произошёл небольшой инцидент. Двое быстрых учащихся долго не могли договориться, кто будет представлять работу. Было потеряно много времени и поэтому представление своей работы было не продуманным. В ходе обсуждения сделали вывод: работать нужно дружно и слаженно, уметь договариваться. Для себя я тоже сделала вывод: работа в группе очень трудный процесс для учащихся, требующий терпения. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путём сотрудничества членов группы (Руководство для Учителя с. 230) На следующем уроке по теме: «Полезные ископаемые» я затронула модули « Обучение критическому мышлению», « Диалоговое обучение». Попробовала использовать метод «Шесть шляп». При формировании групп медленный ученик Мусин Дмитрий оказался в группе с быстрым учеником и двумя средними. Средний ученик выбирал из текста названия полезных ископаемых, быстрый ученик Емельянов Ярослав подбирал загадки о полезных ископаемых загадки, а медленный ученик Мусин Дмитрий выполнял рисунки, т.к. он неплохо рисует. Каждая группа получила яркие цветные шляпы с надписями. Для каждой группы были предложены задания для обсуждения. Белая шляпа. Основные факты. Полезные ископаемые бывают жидкие, твёрдые и газообразные. Жёлтая шляпа. Позитивное мышление. Для производства и жизни человеку необходима добыча полезных ископаемых. Чёрная шляпа. Проблемы. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды. Зелёная шляпа. Творчество. Очень много месторождений, залежей полезных ископаемых, не известных человеку. Красная шляпа. Эмоции. Самым интересным на уроке было рассматривание полезных ископаемых. Нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства. Синяя . Философия. Высказывания каждой группы обобщаются. Для работы в группе я использовала приём «Дуэль», где работая в паре быстрые ученики обучали слабых. После обсуждения в группах выслушивались ответы детей. Сравнивая работу учеников в стандартной обстановке и в рабе в паре можно ощутить большую разницу. Если в обычной работе каждый ученик работал сам за себя, или же просто сидел, ничего не делая, т. к. не мог, то, работая в паре, дети выполняли работу сообща, помогая друг другу, оказывая поддержку. Быстрые ученики, помогая медленным, повышали свою самооценку, вселяли уверенность в своих силах у медленных учеников. Быстрый ученик Емельянов Ярослав, после проведённого урока сказал: « Мы быстро справились с заданием. Мне нравиться помогать Диме, он послушный ученик!» Уровни ответов учащихся, конечно, отличались, так как каждый ученик познаёт мир по – своему и когнитивные способности разные. Средний ученик Утепов Даниэль, используя энциклопедию, привёл довольно интересные факты , о нарушении экологического равновесия в природе, при добыче полезных ископаемых. Ранее Даниэль часто просто слушал ответы детей на уроке и редко вступал в диалог. Это меня очень обрадовало. Я, проведя серию последовательных уроков, отметила для себя, что при работе в группах, большое значение имеют возрастные, индивидуальные особенности каждого ученика, умение критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать обдуманные решения, общаться. Убедиться в том, что появился результат взвимообучения в группе, необходима была обратная связь. Все учащиеся моего класса отметили только положительные результаты данной работы. Работа в группах вызывала у детей восторг, желание творить. Я чувствовала удовлетворение от работы, видела горящие глаза детей и поняла, я на правильном пути. Жаль только, что эти дети переходят в среднее звено, а мне предстоит апробировать все подходы в обучении с будущими первоклассниками. На проведённых уроках использовала активные стратегии, с которыми познакомилась на курсах: карусель, две звезды, горячий стул, похвальный бутерброд, вызвавшие у детей живой интерес и желание как можно чаще их использовать. Работая с каждой группой детей, я выступала в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика в данной ситуации равная. Есть лишь одно различие: один познаёт, а другоц - помогает ему в познании, имея определённый жизненный опыт, которым можно поделиться. 2) Собранные доказательства. Входе исследования мною были собраны следующие доказательства: Фрагмент видеоматериала с урока познания мира, на котором показана работа по методу «Шести шляп». Фотографии с уроков, на которых отражена работа в группах, в парах, обратная связь, само и взаимооценка, использование ИКТ. Анкеты детей, родителей, показывающие изменения происходящие в процессе обучения в классе. Транскрипт беседы с быстрым учеником (Емельяновым Ярославом), средним учеником (Утеповым Даниэлем), медленным учеником (Мусиным Дмитрием) в классе. Были собраны работы детей, выполненные в группе. На каждом уроке я проводила наблюдение определённой группой учащихся, их продвижением в учёбе и данные заносила в рефлексивный дневник. Кроме этого учащимся были предложены тесты по познанию мира, которые выявили хороший уровень усвоения программного материала по изученным темам. Раздел 3: Выводы и анализ. В начале моей исследовательской работы учащимся была предложена анкета для выявления уровня учебной мотивации состоящая из 10 вопросов. Анализ проведённого анкетирования показал, что у быстрых учеников высокий уровень учебной мотивации, у средних учеников – ниже среднего, а медленных – низкий уровень учебной мотивации. Таблица №1 Уровень учебной мотивации. После проведённого исследования, на диаграмме отмечены значительные изменения в повышении уровня учебной мотивации у быстрых учеников, имеющих высокий уровень саморегуляции. У средних учеников наблюдается незначительное повышение уровня учебной мотивации. Данная категория учащихся с интересом наблюдала за происходящими изменениями в проведении уроков. На протяжении двух уроков средние ученики неохотно принимали участие в работе групп, ссылаясь на тот факт, что им многое не понятно. Только на 3, 4 уроках это учащиеся начали принимать активное участие в групповой работе. Но и у этих учащихся заметен рост достижений на уроках познания мира. Это говорит о том, что данный вид работы помогает учащимся воспринимать, понимать, излагать прочитанный текст. Это в сою очередь способствует лучшему усвоению учебного материала, более высокой оценке деятельности. Особенно заметные изменения произошли у слабомотивированных учащихся. Работая по образцу, имея алгоритм для выполнении работы, обращаясь за помощью к быстрым учащимся – всё это позволило увеличить уровень учебной мотивации. Это отражено на графике (график №1) Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что навыки взаимодействия, которые получили учащиеся в групповой работе, дали возможность детям вступать в диалог, чётко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым к замечаниям. У быстрых учащихся стала развиваться самостоятельность, повысилась работоспособность. Быстрый ученик Емельянов Ярослав, который не оказывал помощи, стал активно её предлагать. У быстрых учащихся возросло чувство ответственности, за оказанную помощь медленным детям. Усвоение знаний у средних учеников стало проходить активнее, знания стали прочнее. Средний ученик Утепов Даниэль прекрасно представил свой реферат по познанию мира. Медленный ученик Мусин Дмитрий стал проявлять заинтересованность в выполнении заданий, чтобы не подвести группу. Работа, выполняемая по алгоритму, стала приносить свои результаты. В работе детей стало отмечаться осознанное овладение теоретическим материалом и умение оперировать им на практике. В целом творческий потенциал повысился. Планируя классную и домашнюю работу, я стала чаще использовать дифференцированные задания. Это дало возможность повысить уровень учебной мотивации учащихся моего класса, вовлечь всех в учебный процесс. учебный процесс. Таблица №2 Активность учеников на уроке (начало исследования) Таблица №3 Активность учеников на уроке (в конце исследования) Анализ графиков позволяет сделать вывод, о том, что правильная организация групповой работы, включение учащихся в диалоговое взаимодействие позволило резко увеличить активность учащихся на уроке. Особенно это заметно у медленных учащихся. Дети перестали бояться отвечать на уроке. Каждый приобрёл право на ошибку, его мнение обсуждалось и принималось. Вся проведённая работа с учащимися в классе наглядно показала: идея взаимообучения не выделять наличный уровень знаний и способностей учащихся, а умение учителя включить детей в посильный диалог – общение, при котором ученик поочерёдно выступает в роли то ученика, то учителя. Значительно возросла активность учащихся на уроке. Наблюдая за повседневной деятельностью учеников, наблюдая за выполнением заданий, можно получить необходимую информацию. Я заметила, что работа в группах вызывает у моих учащихся положительные эмоции и желание работать. Это видно из представленных фотографий. Быстрый ученик взял на себя роль лидера. Идёт взаимообучение. Средний ученик выполняет разноуровневые задания. Медленный ученик работает по алгоритму, обращается за помощью к быстрому ученику. Транскрипт беседы с медленным учеником (до исследования). - Часто ли ты испытываешь трудности в выполнении заданий? - Мне бывает очень трудно, особенно на уроках математики. - В выполнении каких заданий ты особенно затрудняешься? - Мне трудно решать задачи. - Как ты думаешь, если бы тебе помогли объяснить решение задачи другие ученики, ты бы справился? - Думаю, да. - А если ты будешь выполнять решение задачи по алгоритму, тебе будет легче? - Не знаю. Транскрипт беседы с медленным учеником (после исследования). - Остались ли у тебя трудности при решении задач? - Остались, но я могу решить задачу по образцу. - Помогает ли тебе работа в паре с быстрым учеником? - Да, мне нравится, как объясняет Дима, мне с ним интересно работать. - Тебе нравится работать в группе с другими детьми? -Да, очень! Рефлексия. Я лучше усваиваю материал когда: А) когда работаю самостоятельно 10 чел Б) когда слушаю объяснения учителя - 8 чел В) когда работаю в паре – 9 чел. Как ты относишься к работе в группе? А) мне нравится работать сообща 8 чел. Б) я люблю работать самостоятельно -7чел. В) мне не нравиться работать в группе -13 чел. Результаты анкетирования учащихся показывают, что учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. Дети сами сделали выводы о том, что самостоятельно полученные знания сохраняются дольше, запоминание материала идёт намного быстрее. Исследователи утверждают, что, независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподаётся и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же информацию, представленную в других учебных форматах( Руководство для учителя с. 231) Раздел 4. Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики. 1) Первая проблема, с которой я столкнулась в самом начале своей практики – это страх! Страх спланировать первый урок, страх – как его провести, страх – а вдруг не получится, страх – как отреагируют мои ученики на новую форму организации учебного процесса. Групповое взаимодействие - это и для меня новая форма работы, которую я категорически отвергала. Раньше в школе я видела несколько уроков у своих коллег, которые использовали групповое взаимодействие. Меня это приводило в ужас: шум, гам, дети ходят по классу, а учитель стоит в стороне. Впервые в работе в группы я начала участвовать на курсах повышения квалификации и поняла, что это очень интересно, а главное эффективно. Я такой человек, что всё, что мне не понятно, я не складываю в самый дальний уголок моей памяти, а стараюсь разобрать очень тщательно, изучая методическую литературу. Первый урок, проведённый по теме исследования «Будет ли эффективным взаимообучение при групповой работе», вселил в меня уверенность. Дети работали активно и с увлечением. Прошло, конечно не всё гладко: не хватило времени на обсуждение, шум при выполнении работы, на успела провести рефлексию, домашнее задание объясняла на перемене. После урока ученики спрашивали, когда в следующий раз будем работать в группах. Анкетирование учащихся, родителей, видео с уроков, фотографии, транскрипты бесед с учениками (медленным, средним, быстрым), наблюдение - всё это показало эффективность группового взаимодействия. Во – первых, повысилась учебная и познавательная активность учеников. Во - вторых, я заметила, что у детей снизился уровень тревожности, при выполнении работ. В – третьих, в группах выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении заданий происходило взаимообучение детей, каждый старался внести свою лепту в общую работу. Улучшился психологический климат в классе. Девочка, с которой никто не хотел находиться в группе, нашла поддержку у быстрой девочки и стала проявлять интерес к обучению( она выразительно декламирует стихи и ей поручали что – нибудь озвучить) 2) В 2013-2014 учебном году я буду работать с первоклассниками. Начну учебный процесс с работы в парах, постепенно перейду к групповому взаимодействию. Нам, учителям, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Я, как учитель, должна содействовать личностному росту каждого ребёнка, развитию его коммуникативных навыков, которые ему будут необходимы в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог, аргументировать (особенно в период адаптации первоклассников) Анкетирование, наблюдение, фото, транскриптор бесед, видео – все эти методы сбора данных я буду использовать в своей дальнейшей работе. Однако у меня возникли затруднения в оценивании и взаимооценивании работ учащихся. Над изучением данного модуля мне предстоит поработать. 3) До учёбы на курсах второго уровня, я можно сказать, ничего не знала об идеях семи модулей в учебном процессе. Меня устраивала работа с классом, которая была отлажена до автоматизма. Возможность пройти курсы второго (основного уровня) была принята мною с радостью, т.к. я чувствовала, что нужно меняться самой, менять стиль работы. После прохождения первого этапа курсов повышения квалификации педагогических работников РК по программе второго ( основного ) уровня, познакомившись с идеями семи модулей, я стала внедрять в практику работы новые методы и подходы. Я поняла, что идеи модуля « Сотрудничество и совместная работа в группе» позволит найти ответ на вопрос исследования « Предоставление возможностей для взаимообучения через организацию групповой работы» Опираясь на доказательства Мерсера (2005), что групповое взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль, я сделала вывод: Усвоение материала проходит довольно быстро и активно. Учащиеся учатся представлять и защищать свои идеи. Учащиеся обмениваются мнениями. Активно участвуют в обсуждении. После проведённого исследования, опираясь на доказательства Мерсера, Александера, Выгодского, я пришла к выводу, что при совместном выполнении заданий происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общее дело. Учащиеся активно делятся тем, что они хорошо знают, идёт активная работа по формированию речевых навыков учащихся. У детей формируются умения общаться друг с другом, с классом. Они учатся отстаивать свою точку зрения, приводить доказательства, делать выводы. Опыт организации групповой работы натолкнул меня на выводы: Не нужно заставлять работать вместе детей, которые этого не хотят. Дать возможность работать индивидуально тому ученику, который не хочет работать в группе. Не требовать абсолютной тишины в классе, лучше придумать условный сигнал. Нельзя рассчитывать на быстрые результаты, переходить к сложным заданиям, не отработав простых форм общения у детей. Самое главное – время, практика, терпение, кропотливый труд и желание самого учителя. Деление учащихся на группы для совместной работы на первых порах вызывало трудности. Я поняла, что произвольный состав групп - не всегда эффективен. Обязательно нужно учитывать тип темперамента детей, уровень обученности, возрастные особенности учащихся. Считаю, что в первом классе нужно обязательно учитывать психологическую совместимость малышей. Я хочу сказать, что организация обучения детей в группах, которая воспринималась мною с опаской, вызвала у моих учащихся восторг и дала (не смотря на короткий период) неплохие результаты. Медленный ребёнок Мусин Дмитрий стал активно принимать участие в работе группы, вносить свои предложения. Быстрый ученик Емельянов Ярослав стал охотно помогать медленным учащимся. | |
Просмотров: 632 | Загрузок: 11 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|