Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок |
2019-02-07, 11:51 AM | |
Хлопина Елена Михайловна, учитель специальной организации образования, ГУ «СОШИ № 4 г. Павлодара» Музыкальные физкультурные минутки в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий» К.Д.Ушинский. В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ООП. Контингент специальных общеобразовательных школ – интернатов составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на уроках, но и во внеурочное время. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Нарушения эмоционально – волевой сферы, раздражительность, агрессивность, негативизм, недоразвитие высших психических функций, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук, недоразвитие речи – всё это свойственно детям с интеллектуальными нарушениями. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. В коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий. Одним из компонентов здоровьесберегающих технологий является физкультурная минутка. Физкультурная минутка – это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц. Цель физкультурных минуток – активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий. Основные задачи физкультурных минуток: 1)снять усталость и напряжение; 2)внести эмоциональный заряд; 3)совершенствовать общую моторику; 4)выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью; 5)тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3 – 4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища, шеи, рук, головы, глаз. Каждый учитель должен знать, что признаки утомления у детей 7 – 8 лет наступают через 10 – 12 минут. Продолжительность физкультурных минуток в начальной школе составляет 1 – 2 минуты. Они должны включать комплекс разнообразных упражнений с повторением 3 – 4 раза. В процессе проведения физкультурных минуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развиваетсямышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийсясловарный запас. Это крайне важный компонент для детей с ООП. В этом учебном году я преподаю в 1 классе. В данном классе, согласно рекомендациям ПМПК, обучаются дети с легкой умственной отсталостью. В своей практике на уроках я применяю физкультурные минутки, которые тесно связаны с темой урока, они же являются связующим звеном к следующему этапу урока. Физкультурные минутки на уроках в 1-ом классе должны быть разнообразными: стихотворными и музыкальными. Для проведения музыкальных физкультурных минуток я применяю музыку и стихотворения Е.Железновой. Пример музыкальной физкультурной минутки: Паучок ходил по ветке,(пальцы правой руки поднимаются постепенно вверх, как бы шагая) А за ним ходили детки. (пальцы обеих рук , как бы шагая, поднимаются вверх) Дождик с неба вдруг полил, (указательным пальцем правой руки стучат о ладонь левой руки) Паучков на землю слил. (встряхивают ладонями обеих рук) Солнце стало пригревать, (ладони скрещены над головой, пальцы растопырены) Паучок ползет опять, (пальцы правой руки поднимаются постепенно вверх, как бы шагая) А за ним ползут все детки, (пальцы обеих рук, как бы шагая, поднимаются вверх) Чтобы погулять по ветке (руки на пояс, повороты вправо, влево). Динамические упражнения, которые выполняются под музыку и сопровождаются яркой анимацией, задают положительный эмоциональный тон уроку, способствуют дальнейшей активизации деятельности учащихся и профилактике утомляемости. Например, на предмете«Мир вокруг», при изучении темы «Приметы осени», использую песенку про тучку с движениями, при изучении темы «Фрукты» – физкультурную минутку «Будем мы варить компот». На предмете «Математика», для закрепления навыков устного счета, применяю логоритмику «Мышь полезла в первый раз…..». Детям очень нравятся подвижные музыкальные паузы, которые поднимают настроение, и ребята продолжают выполнять упражнения и задания на уроке. Основные задачи физкультурных минуток- не просто снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, но и совершенствовать общую моторику, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Используемая литература: 1.Сборник подвижных игр/Автор – сост. Э.Я. Степаненкова. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2013. 2.Ставцева В.В.: Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии. Белгород: Бел ГУ, 2010 3.Физкультминутки – Волгоград: Учитель, 2005 4.Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».«Детство-пресс», Москва, 2008. 5.Сборник логоритмикиЕ. Железновой. «Весть-ТДА», Москва, 2015. | |
Просмотров: 335 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|