Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок |
2019-10-06, 5:24 PM | |
Александра Михайловна Подольская Воспитатель мини-центра «Солнышко» Северо- Казахстанская область Аккайынский район с.Полтавка Формирование компетенций детей дошкольного возраста в условиях мини-центра Перечень образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Образовательные компетенции в дошкольном возрасте определяются основными видами деятельности ребенка, позволяющими ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности. А мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Таким образом, мы можем назвать ключевые компетенции, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте в условиях мини-центра: - Социальная; - Коммуникативная; - Информационная; - Здоровьесберегающая; - Когнитивная; - Эмоциональная. Социальная компетенция включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты. Работу в данном направлении осуществляем посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных) - воспитываем умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры, развиваем сенсорные способности и т.д. В процессе организованной учебной деятельности углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, о родном крае, казахстанской армии… Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности. Одна из главных задач нашего мини-центра – совершенствовать речь как средство общения. На протяжения всего пребывания в дошкольном учреждении совершенствуются различные формы речи, ребенок учится отстаивать свою точку зрения, осваивает формы речевого этикета, развивается умение составлять рассказы, прививается любовь к художественной и познавательной литературе. Информационная компетенция направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов. Данная компетенция обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников и ее хранения, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире и образовательных областях. Компетентность здоровьесбережения – это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, закаливание, подвижные игры, использование физминуток и пальчиковых игр в организованной учебной деятельности, организация спортивных мероприятий, ответственность за свое здоровье. Когнитивная компетенция формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности. Ребенок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Формирование когнитивной компетенции происходит в исследовательской, проектной деятельности дошкольников. В мини-центре оформлен уголок экспериментирования. Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, например, с водой и снегом, глиной и песком, знакомство с камнями, почвой и т.д. Эмоциональная компетенция – это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, - это осознание чувств и эмоций других людей, - это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием. Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции у дошкольников являются праздники и развлечения в мини-центре. Формирование компетенций у воспитанников мини - центра способствует развитию творческих способностей детей, позволяет им решать реальные проблемы, с которыми дошкольники сталкиваются в разных ситуациях. Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, увлечений, любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школе. Но в тоже время, очень важно в период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене различных видах деятельности, при проведении организованной учебной деятельности используется интеграция всех видов деятельности – игровой и коммуникативной, познавательно-исследовательской и продуктивной, музыкально-художественной и чтение, а так же трудовая деятельность. | |
Просмотров: 322 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|