Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок |
[ Скачать с сервера (109.4 Kb) ] | 2012-08-16, 2:23 PM |
Сенсорное воспитание младших дошкольников /из опыта работы/. Методист д/с Носова В.Н. Воспитатель д/с Чурсина Н.П. ШСР «Альтер» г. Караганда. Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развития его восприятия, формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. От сенсорного развития ребёнка зависит его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, от чего могут быть искажения в написании букв, в построении рисунка, возможны неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда и неточности в воспроизведении образцов движений на занятиях по физической культуре. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте огромно. Именно этот период наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры, созданной человечеством. Мы оцениваем его словами русского писателя Л.Н.Толстого: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Представляем систему сенсорного воспитания детей самого младшего дошкольного возраста. Она включает в себя следующие формы работы: -оформление предметно-пространственной среды группы; -пальчиковые игры; -ориентировочно-познавательная деятельность; -организованная учебная деятельность; -сотрудничество с семьёй. Предметно-пространственная среда является условием приобретения ребёнком опыта взаимодействия со сверстниками, вещными объектами и опыта моделирования различных социальных ситуаций и отношений. Именно она обеспечивает свободное манипулирование предметами и игрушками и представляет возможность для речевого, сенсорного, познавательного и эстетического развития. Поэтому в группах для малышей в обязательном порядке необходимо иметь «центр активности», в котором размещаются игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей: -игры на развитие представлений о цвете («Привяжи ниточку к шарику», «Мозаика», «Веселый паровоз», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»), форме («Украсим ковёр», «Подберём окошко к домику цыплёнка», «Спрячь мышку», «Рамки-вкладыши», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики», «Формы»), величине предметов («Помоги рыбкам», «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»); -игры на развитие слухового восприятия ( «Курочка и цыплята», «Угадай, на чем играю», «Чудесный ларец»); -строительные игры («Лего», крупный строительный и мелкий строительный материал) и игры-конструкторы («Сложи узор», «Уникуб»); -игры с природным материалом на развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений и восприятий /шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох, гречка, рис/; -игры с различными видами застежек и шнуровок; -игры-эксперименты с песком, водой, снегом, бумагой, звуками. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики кистей рук напрямую связано с речью, отражающей приобретённый сенсорный опыт. Кроме того, они положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Хорошо использовать пальчиковые игры на основе народного фольклора – казахского и русского: «Қуыр, қуыр, қуырмаш», «Балапан», «Отбасы», «Біздерде бар қуыршақ», «Сидит ворон на дубу», «Тук, тук, паучок» и др. Следующей формой сенсорного воспитания является ориентировочно-познавательная деятельность с детьми на участке детского сада. Она включает в себя организацию наблюдений и двигательную деятельность. Наблюдение – важное средство сенсорного развития детей, т.к. в его процессе они улавливают свойства предметов и явлений, сопоставляют их, устанавливают между ними связи. Если взрослый принимает активное участие в наблюдениях ребёнка, то, как правило, малыш задаёт много вопросов, которые свидетельствуют о познании им окружающего мира. Сенсорные «маршруты» для наблюдений следует разрабатывать заранее с учётом местных условий. Ценность таких «маршрутов» не только в том, что ребёнок накапливает сенсорный опыт, но и в том, что развитие мыслительных процессов идёт одновременно с развитием речи. Сенсорное развитие в двигательной деятельности происходит через: -проведение дидактических игр с движением по ознакомлению с природным окружением; -проведение подвижных игр; -самостоятельную двигательную деятельность детей. Перечисленные виды ориентировочно-познавательной деятельности -способствуют развитию движений, обеспечивающих перемещение ребёнка в пространстве, умение сохранять устойчивое положение при ходьбе, проявлять определённую ловкость; -приучают придерживаться заданного направления передвижения, согласовывать свои действия с действиями других детей; -учат находить, узнавать и воспроизводить образы и действия знакомых объектов природы, знакомых персонажей, действовать целесообразно в зависимости от задания и условий деятельности; -создают условия, способствующие регуляции двигательной активности в самостоятельных играх детей. Но всё же основной формой работы является организованная учебная деятельность на занятиях по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром и экологией, рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Чтобы организованная учебная деятельность имела поисковый, интегрированно-дифференцированный и опережающий характер, способствовала диалогическому типу общения между субъектами образовательного процесса и создавала условия для сотрудничества, следует широко использовать современные развивающие педтехнологии и программы: -проектный метод обучения; -элементы ТРИЗ-технологии; -технологии Монтессори и «Тай-тай» /Step by step»/; -нетрадиционные технологии изобразительной деятельности; -развивающие программы «Школа семи гномов» /Д.Денисова, издательство «Мозаика-Синтез/, «Музыка с мамой» Железновых, обучающие программы «Уроки тётушки Совы. Арифметика-малышка» /Творческое объединение «Маски» www.usovi.com.ua./ Приводим пример использования метода проектов по теме «Весёлые следопыты», проблемой которого является определение признаков осени. I этап. Введение в проблему занятия. Дети рассматривают иллюстрацию и отгадывают загадку об осени. Педагог приглашает на прогулку в осенний лес. II этап. Подготовка к презентации проекта занятия. 1.Определение первого признака осени –листопад. а/ Дидактическая игра «Подбери дереву наряд»/аппликация/. Воспитатель выставляет на магнитной доске иллюстрацию с изображением листопада. б/ Д/и «Подберём ёжикам иголки». 2. Определение второго признака осени – дождь. а/ Пальчиковая гимнастика «Есть в лесу из брёвен дом». б/ Д/и «Найди свой домик». Воспитатель выставляет на магнитной доске картинку с изображением дождя. 3.Определение третьего признака осени. а/ Дидактическое упражнение «Прятки». Педагог выставляет на магнитной доске картинку с изображением медведя, спящего в берлоге. б/ Работа по схеме «Угадай, кто спрятался.» III этап. Презентация проекта занятия. а/ Вместе с детьми подходим к доске, где изображены признаки осени. -Так какие признаки осени мы с вами нашли? «Осенняя песенка» слова . Н. Балащева. IV этап. Рефлексия занятия и постановка новой цели. Решать задачи сенсорного воспитания помогает сотрудничество с родителями. Кроме всех известных традиционных форм работы рекомендуем использовать инновационную программу «Тай-тай». Данная программа даёт прекрасную возможность раскрытия способностей ребёнка и участия семьи в деятельности детского сада, а также помогает обеспечить единое образовательное пространство с едиными требованиями к ребёнку в семье и дошкольном образовательном учреждении. Этому способствуют выпуски «Счастьяграмм» и «Семейных газет», фиксирующих успехи каждого ребёнка в той или иной области развития. Предложенная нами система работы способствует накоплению и обогащению сенсорного опыта ребёнка - основы развития всех его способностей. Литература. ГОСО РК 1.001-2009, Астана: Министерство образования и науки РК. Программа воспитания и обучения детей от 1 года до 3 лет «Алғышқы қадам», Астана, 2010 год. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Москва, «Просвещение», 1978 г. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Москва, «Просвещение», 1988г. Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.—Москва, «Просвещение», 1989 г. Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет». Москва, «Просвещение», 1987 г. Л.Н.Толстой, Собрание художественных произведений, т. 10, М. 1948, стр. 247. | |
Просмотров: 6012 | Загрузок: 347 | Комментарии: 9 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|