Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок |
2015-02-06, 1:29 PM | |
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. Сухомлинский Дошкольное образование сегодня является одним из главных ресурсов, не уступающих последующим уровням современной модели образования. Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Вырастить физически здоровую, социально адаптированную, творческую, самодостаточную личность можно только при объединении усилий всего социума, всех организаций с родителями и педагоги. Мне необходимо было построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в нашем детском саду внедряются здоровьесберегающие технологии. Работает творческая группа педагогов по совершенствованию эффективности форм оздоровления, физического воспитания дошкольников посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий и методик. «Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью моей работы является формирование у дошкольников основ здорового образа жизни , через использовании специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий; всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Поэтому в своей работе я стала использовать здоровьесберегающие технологии. Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в концепции образовательной среды и программы развития дошкольников в детском саду «Ромашка», я поставила перед собой основные задачи: 1.Оздоровительные задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, средством движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания; формирование правильной осанки, гигиенических навыков. 2.Образовательные задачи: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно – оздоровительной работы. 3.Воспитательные задачи: воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнений и играх; расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств. Снижение уровня заболеваемости. Повышение уровня физической подготовленности. Повышение результативности образовательного процесса. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья. Практическая значимость моей работы состоит в возможности применения здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности детей, как в организационной деятельности, так и в свободной. Тема, над которой я работаю «Применение здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности». Применение здоровьесберегающих технологий в разных видах деятельности позволяет повысить интерес ребенка к сохранению своего здоровья, увлечь в игру, а это уже почти 100% - ный результат успеха. В нашей группе оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Образовательная работа включает в себя; - познавательные занятия - занятия по проекту « Азбука здоровья» - дидактические игры - конкурсы и развлечения -беседы - опытно-экспериментальная деятельность - проектная деятельность - продуктивная Оздоровительная работа - все традиционные и нетрадиционные методы оздоровления: - закаливание -босохождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам - психогимнастика -игровой массаж -гимнастика для стоп -ритмическая гимнастика Организация предметно –развивающей среды -пособие и инвентарь -уголок здоровья -подборка художественной литературы - иллюстрации о ЗОЖ -подбор музыки для релаксации и отдыха -настольно-печатные игры В группе ведется целенаправленная работа по созданию представлений о здоровом образе жизни. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствует решению этой задачи, которая осуществляется в группе по следующим направлениям: 1. Привитие культурно-гигиенических навыков 2. Формирование элементарных представлений об окружающей среде 3. Обучение ухода за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи 4. Формирование привычки ежедневны физических упражнений 5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов 6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма 7. Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения 8. Выработка знаний и умений действовать в опасных ситуациях Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой деятельности.по нап Разработанное для каждого этапа формирования здорового образа жизни, валеологической культуры дошкольника планирование комплекса мероприятий с дошкольниками, родителями и специалистами помогло придать работе управляемость и контролируемость, способствовало эффективному решению педагогических задач и соблюдению основных принципов обучения, продуманной интеграции валеологических знаний в другие образовательные области. Созданная модель двигательной активности дошкольников в группе с применением нетрадиционных подходов служит удовлетворению двигательной активности детей до 73% от времени бодрствования * Созданная модель здоровьесберегающих методик позволила придать образовательной деятельности четко выраженную направленность, где основной составляющей явились профилактические мероприятия. Внедрение разработанного проекта «Азбука здоровья» с применением нетрадиционных методов и приемов позволило повысит интерес ребенка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. Особое важное значение в работе с дошкольниками имеет внедрение нетрадиционных типов занятий: занятие – КВН, театральные занятия, занятия- путешествия и другие. Каждое занятие соответствует следующим правилам: а ) использование новейших достижений науки и практики; б ) реализация в оптимальном соотношений всех дидактических принципов; в ) обеспечение условий для развития познавательной деятельности; г ) установление интегративных связей; д ) логика построение занятий; е ) эмоциональный компонент занятий ж ) тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия. Методы, применяемые на занятиях методы познавательной активности – элементарный анализ, установление причинно-следственных связей, метод моделирования и конструирования, решение логических задач и др. методы повышения эмоциональной активности – элементы творчества и новизны, игровые и воображаемые ситуации, юмор, шутка и др. методы обучения и развития творчества – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности , исследование предметов живой и неживой природы. Работа с родителями по оздоровлению детей интегрирована в инновационную деятельность детского сада: в рамках реализации проекта «Азбука здоровья». Направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья определены следующие: - ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы в группе; - санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима; - ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка; -участие родителей в составлении индивидуальных планов оздоровления детей; -обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные формы закаливания.) Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не решается с семьей. Проект «Азбука здоровья» Мною разработан проект «Азбука здоровья» Формы реализации проекта: -Занятия познавательного цикла (валеология, физкультурные занятия); -Оздоровительные процедуры (воздушные ванны, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, дыхательная гимнастика); -Работа с родителями ( родительское собрание, консультации, наглядная информация, анкетирование, памятки, рекомендации); -Занятия по продуктивной деятельности ( аппликация, рисование, лепка, конструирование); -Игры (дидактические, развивающие, театрализованные, сюжетно-ролевые). Факторы успешности К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации система работы, способным помочь, «подстегнуть» либо помешать относятся следующие: Насыщенная валеологическая предметно – развивающая среда: применение дидактических игр, пособий на занятиях по валеологии с детьми дошкольного возраста вносит разнообразие и эффект новизны, позволяет шире использовать имеющие у детей знания и умения, варьировать задания. Валеологическая среда помогает объединить занятие с игрой, создавая условия для наиболее полного самовыражения ребенка в умственной и двигательной деятельности, принятию нестандартных правильных решений. Дидактические игры и пособия широко применяются в свободной деятельности детей, что позволило заинтересовать дошкольника проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и знания. Кроме этого, дети берут игры и домой, где вместе с родителями, братьями, сестрами, дедушками и бабушками, еще раз играют в любимые игры. Еще одним фактором успешности я могу назвать личностный фактор, где от самого педагога зависит очень многое. Только ему, творцу, «играющему режиссеру», под силу заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный двигательный опыт детей в проблемно – творческую деятельность, создать игровую атмосферу на занятиях. Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов интернет), обмен опытом внутри детского сада, посещение открытых мероприятий в других детских садах, а создание творческой группы единомышленников - просто жизненно важное для любой идеи условий Наличие индивидуального оздоровительного и образовательного маршрута, который позволит спланировать работу с каждым конкретным ребенком, спрогнозировать результаты, которых ребенок сможет достичь в процессе занятий Обязательно использование оздоровительных методик, которые позволят не только оздоровить детский организм, но и предупредить многие заболевания, научить ребенка самооздоравливаться. Анализ деятельности Эффективность созданной системы по формированию здорового образа жизни, валеологической культуры дошкольников в детском саду подтверждается следующей результативностью: Произошло обогащение знаний об ОБЖ, ПДД. Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставит задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Сравнительный анализ заболеваемости в группе за 2 года показывает положительную динамику на снижение количества случаев: если во 2 младшей группе при списочном составе 29 детей количество случаев заболеваемости составляло 1 8%, то в средней группе при списочном составе 29 детей количество случаев заболеваемости составило 4%, что на 14% ниже по сравнению с 2012-2013 учебным годом. Были разработаны: -модель сохранения и укрепления здоровья детей; -система оздоровительной работы в группе «Солнышко» -перспективный план физкультурно –оздоровительной работы -модель двигательного режима -проект «Азбука здоровья» с применением нетрадиционных здоровьесберегающих технологий -здоровьесберегающая предметно – развивающая среда( уголок здоровья, наглядно дидактические игры « Проверь себя», «Правильная осанка», и др. и пособия «Виды спорта», «Виды закаливания» и др. Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что предположение об эффективном формировании здорового образа жизни, валеологической культуры дошкольника путем использования в работе современных оздоровительных технологий, поэтапного подхода к валеологическому образованию дошкольника, использование нетрадиционных форм и методов подтверждено. Цель и задачи, намеченные выполняются, а результаты предоставлены в диаграммах. Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющие знания, благодаря их многократному практическому и наглядно – действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно –экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно – профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно –воспитательный потенциал, что бесценно воспитании подрастающего поколения. Реализуемая мной система работы, приводит к устойчивым положительным результатам: снижение общей и простудной заболеваемости, стабильности физической и умственной работоспособности детей, сосредоточенности, уравновешенности, улучшение в целом эмоционально –психологической ситуации у детей. Позволяет определить механизмы укрепления здоровья человека, средства обучения индивидуальному способу оздоровления, позволяющим тем самым полноценно готовить к жизни здоровое поколение. Автор: Крупина Татьяна Анатольевна. Акмолинская область, Бурабайский район, п.Зеленый бор,ГККП " Ясли-сад"Ромашка" | |
Просмотров: 2187 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|