Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок |
[ Скачать с сервера (1.46 Mb) ] | 2015-02-17, 2:01 PM |
Приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников. Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников – одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги и слова в порядке их сравнительной силы: сначала передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные. Сравнительную силу слогов А.Н.Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов и на пропуск других». Процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем артикуляционных возможностей, развитием мотивационной стороны деятельности. В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов. 1 год 3 мес. -1 год 8 мес.: - ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова. 1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.: - ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог. 1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. : - в трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах. 2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.: - в многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки. 2 года 3 мес. – 3 года: - слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах. При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер. Классификация слов аномальной детской речи. 1. Правильно произносимые слова. 2. Слова-фрагменты: «моко» (молоко). 3. Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би». 4. Абрисы слов: «попата» (лопата). 5. Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка. Особенности искажения слоговой структуры Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток). Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста). В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица). – опускание словообразующей гласной. Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже. б)Итерации – увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль). 2. Нарушения последовательности слогов в слове: – перестановка слогов в слове («деворе» – дерево); – перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения. 3. Искажения структуры отдельного слога: – сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул). Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР. – вставка согласных в слог («лимонт» – лимон). 4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед). 5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей). Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание. 6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница). Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Методика коррекционной работы В логопедической работе с детьми на первый план выступает задача по преодолению недостатков звукопроизношения, а развитие слоговой структуры слова часто недооценивается. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова основывается на развитии речедвигательных навыков и речеслухового восприятия. В коррекционной работе можно выделить два этапа: 1. Подготовительный этап – работа проводится на вербальном и невербальном материале. Цели: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию. 2. Коррекционный этап – работа ведется на вербальном материале. Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова. Подготовительный этап. Работа на невербальном материале: - развивать концентрацию слухового внимания, слуховых гнозиса и памяти на материале неречевых звуков; - работать над ритмом; - формировать общую координацию движений под ритмическую музыку; - развивать динамический праксис рук; - развивать реципрокную координацию рук. Работа на вербальном материале: - формировать умение слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции; - учить различать одинаковые звукоподражания по силе, высоте, тембру; - развивать подражательность и формировать координированность речи с движениями; - развивать подражательность посредством пальчиковой гимнастики; - формировать динамический праксис. Коррекционный этап. Уровень гласных звуков. Уровень слогов. Уровень слова. При отработке слов различной слоговой структуры необходимо учитывать следующее: - расширение и усложнение структуры усваиваемых слов за счет уже имеющихся у ребенка конструкций; - формирование слоговой структуры на основе определенных схем слов, закрепление изолированно и во фразовой речи. Далее работа проводится с учетом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой, допускающей искаженное звукопроизношение в словах. Уровень фразы. -усложнять в произношении фразы типа: «Мама сиди», сопровождая картинным материалом или действиями с предметами и игрушками. Далее работа планируется таким образом, чтобы в словосочетаниях или предложениях присутствовали слова, слоговая структура которых усложняется от класса к классу. Начинать работу надо с нераспространенных предложений, сопровождая их картинным материалом или действиями самого ребенка. Затем предложения распространять, постепенно увеличивая по количеству слов. Ребенок обязательно должен воспроизводить ритмический рисунок слова с помощью хлопков, шагов, постукиваний по столу. Классификация слоговой структуры (по А.К. Марковой) 1 класс – двусложные слова из двух открытых слогов лыжи – ваза – бусы – 2 класс – трехсложные слова из открытых слогов собака – береза – 3 класс – односложные слова сыр – лук – 4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом петух – пенал – 5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова кукла – туфли – 6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных арбуз – чайник – 7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом барабан – колобок – 8 класс – трехсложные слова со стечением согласных яблоко – конфеты – колбаса – бутылка – 9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом карандаш – виноград – цыпленок – автобус – 10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных матрешка – пустышка – избушка – морковка – 11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова флаг – слон – хлеб – тигр – 12 класс – двхсложные слова с двумя стечениями согласных звезда – спички – гнезда – блюдце – 13 класс – четырехсложные слова из открытых слогов кукуруза – пуговица – черепаха – Буратино – Кроме слов, входящих в состав 13 классов оценивается произношение и более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр», «аквалангист», «путешественник» и т.п. Данные изучения слоговой структуры детей с нарушениями речи показали, что им наиболее доступны слова 1–4 классов слоговой структуры. В норме этот тип слов слоговой структуры формируется к трем годам. Изолированное произношение слов 5–8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесения. Включение этих слов во фразу ухудшает показатели звуко-слоговой структуры. Ошибочное воспроизведение слов 9–13 классов наблюдается как при изолированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом. Так, практически все дети не справляются с заданием повторить предложение: – На сковороде жарятся котлеты. – Весело журчат весенние ручьи. – Учительница учит учеников. Нарушения, выявленные при исследовании ритмических способностей детей , коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере. Особенность некоторых детей – правильное воспроизведение контура слов первых четырех классов (по Марковой), но выраженный нарушением звуконаполняемости. Правильно повторяя вслед за логопедом трех сложные слова, дети нередко искажают их в спонтанной речи, сокращая количество слогов. При правильном воспроизведении контура этих слов отмечаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; перестановки и замена звуков, слогов, уподобление слогов, сокращение при стечении согласных в слове. Наибольшее количество перечисленных ошибок приходится на проговаривание слов 10–13 классов и повышенной слоговой сложности. Малочастотные слова часто редуцируются. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Дети часто искажают слоговую структуру редко употребляемых, но знакомых слов, даже состоящих из правильно произносимых звуков. | |
Просмотров: 1607 | Загрузок: 31 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|