Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок |
2016-01-27, 1:57 PM | |
Тема: "Портфолио дошкольника, как инструмент комплексной диагностики для определения индивидуальных программ социального, физического, познавательного развития каждого воспитанника.» Философия учебного портфолио заключается в том, что оно предполагает смещение акцента с того, чего ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. Основной смысл портфолио — показать все, на что способен ребенок. А.Л. Пинский Сегодня во многих детских садах создаются портфолио дошкольников. Являясь своеобразной копилкой личных достижений ребенка в различных видах деятельности, портфолио дает возможность педагогам фиксировать неповторимые индивидуальные проявления детей в течение всего времени пребывания их в дошкольном учреждении. Настоящее время предъявляет предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Наконец, какие образовательные; методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Я разделяю точку зрения по реализации интегративной модели взаимодействия общего, дошкольного и дополнительного образования в социокультурном пространстве города тех дошкольных работников, которые склоняются к необходимости "запуска" механизмов самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию у них достижения успеха. Для практического решения этой важной за¬дачи, на мой взгляд, необходимо шире использовать портфолио дошкольника как собрание достижений, фиксацию успехов в индивидуальном развитии ребенка. В зарубежной традиции учебное портфолио определяется как "коллекция работ и результатов деятельности учащегося, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях". Важная цель портфолио — увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса" ученика в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Идея использования портфолио в системе образования с каждым годом получает широкое распространение и в Казахстане. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой и изменения системы оценивания. При этом "портфель личных достижений ученика" рассматривается как средство предъявления достижений ребенка для их оценки. Однако в данном случае речь идет о портфолио школьника. Создание же портфолио дошкольника — это новая и пока еще не освоенная технология оценивания, в которой, прежде всего, преодолеваются типичные недостатки традиционной системы оценивания: ■ субъективизм; ■ ограниченность; ■ недооценивание возможностей детей. При этом большое значение придается самооценке. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания — адекватного представления отдельных творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей, ведь, учитываются и результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности: социальной, коммуникативной, познавательной. Таким образом, портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей "траектории развития". Портфолио дошкольника в практике нашего детского сада используется с 2006 г. и является своеобразной формой диагностической деятельности учреждения. Составляется оно на детей старшего дошкольного возраста. Портфельчик каждого воспитанника, получивший название "Росточек", показывает динамику развития ребенка, "картину" того, как он "растет", кто ему в этом помогает. Структура портфолио дошкольника может быть представлена тремя основными блоками: ■ "Какой он (ребенок) хороший"; ■ "Какой он умелый"; ■ "Какой он успешный". В каждом блоке есть разделы учебного портфолио: раздел доку-ментов, раздел работ, раздел отзывов. I. Блок "Какой ребенок хороший" включает в себя следующие материалы: ■ сочинение родителей о ребенке; ■ размышления воспитателей о ребенке; ■ неформальная беседа "Расскажи о себе"; ■ интервью у друзей, других детей; ■ самооценка по тесту "Лесенка"; ■ книжка в картинках — "Я", "Я и моя семья", "Я и мои друзья", "Моя мечта", "Детский сад", и др.; ■ психолого-педагогическая характеристика ребенка; ■ корзина пожеланий: благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.; ■ благодарственное письмо родителям — за воспитание ребенка; ■ иллюстративные документы — фото-, видеоматериалы. В оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, педагоги). П. Блок "Какой ребенок умелый" включает в себя пакет материалов: ■ анкеты для родителей; ■ отзывы воспитателей о ребенке; ■ неформальная беседа с ребенком "Чем ты любишь заниматься?"; ■ рассказы детей о ребенке; ■ рассказы педагогов по кружковой работе; ■ оценка участия в акциях (экологических, ознакомительных); ■ оценка участия в проектах (познавательных, исследовательских); ■ характеристика педагога (познавательные интересы); ■ грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность, грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах; ■ иллюстрации "умений" — фото, видеоматериалы. Ш.Блок "Какой ребенок успешный" включает в себя: ■ отзыв родителей о ребенке; ■ рекомендации воспитателей; ■ рассказ ребенка о своих успехах; ■ заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат — реальные достижения); ■ творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты; ■ свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества; ■ выводы методиста; ■ документы о наличии курса обучения в художественной, музыкальной школах; ■ грамоты — за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях; ■ иллюстрации успешности — фото-, видеоматериалы. Содержательные линии блоков отражают оценку развития у ребенка: ■ личностных качеств; ■ представлений и умений; ■ творческих возможностей и способностей. Результаты ребенка в той или иной деятельности (деятельностный подход) оцениваются при этом с целью его дальнейшего индивидуального развития. Развитие творческих возможностей и способностей детей осуществляется в нашем детском саду воспитателями и педагогами на занятиях и в повседневной жизни, а также в кружках и студиях Центра развития дошкольников «Дарын». В детском саду созданы для этого необходимые условия: ■ изостудия "Нарцисс" (в основе работы - использование нетрадиционной техники рисования и тестопластики); ■ театральная студия "Айголек"; ■ сотрудничество с различными спортивными секциями; ■ кружок художественного труда "Самоделкин"; Взаимодействие с Центром развития до¬школьников " Дарын" и дополнительным образования детей на основе образовательного партнерства создает условия для творчества детей, развития у них новых представлений и умений. В рамках реализации интегративной модели взаимодействия общего, дошкольного и дополнительного образований наше учреждение взаимодействует с образовательными и другими учреждениями через заключение проведение родительских собраний, дней открытых дверей, методических объединений, разработку образовательных программ кружков и студий, создание единых социально-значимых проектов для развития и досуга детей. Воспитатели и педагоги помогают дошкольникам "расцвести", поверить в свои силы, возможности. Общими усилиями решаются следующие задачи: выявление, поддерживание, побуждение творческого потенциала ребенка, оценивание полученных результатов, реальных достижений. Оценить, значит - найти определенные качества, показать не только умения и не столько знания, сколько отношение ребенка к себе, сверстникам, близким людям, деятельности. В конечном итоге успешное будущее ребенка зависит от его личностных качеств: целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в достижении желаемого результата в жизни, творчестве. В конце учебного года, когда детский портфельчик "Росточек" наполняется полностью, старшие дошкольники чествуются и награждаются грамотами. Портфолио выпускников детского сада вручается родителям и учителям для установления преемственных связей в начальной школе. | |
Просмотров: 1022 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|