Главная » Файлы » В помощь учителю » Дошколенок |
2016-10-16, 11:51 AM | |
Организация методической работы с родителями в ДОУ (Путешествие в страну добрых отношений) «Человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий, а только от собственных душевных движений, возникающих в его отношениях с людьми». (С. Соловейчик) Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Ребенок подрастает и поступает в дошкольное учреждение. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. А родители должны быть активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение. С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Организация методической работы ДОУ и семьи». Данный проект разработан с целью повышение уровня педагогической компетентности родителей через нетрадиционные формы работы, сплочения родительского коллектива. Его реализация позволит донести до родителей простую истину: “Слова учат, а пример заставляет подражать”. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Единство ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Задачи проекта: - формировать у педагогов потребности тесного сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнь ДОУ; - привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе; - создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ; -повысить педагогическую культуру родителей; -развить творческие способности детей и родителей. Участниками данного проекта являются педагоги, работающие в дошкольном учреждении, воспитанники (дети 5-6лет) и их родители. Свою работу мы планируем провести в трех направлениях. Первое направление касается работы с педагогами: оценка профессиональных умений воспитателей по организации работы с родителями, создание условий, планирование работы с родителями, анализ состояния взаимодействия специалистов ДОУ с родителями. Второе направление - изучение нетрадиционных форм работы с родителями и внедрение их в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Оба направления деятельности способствуют созданию общими усилиями родителей и педагогов благоприятных условий пребывания детей в ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников осуществляется в различных видах работы. Педагогический совет в виде деловой игры «Дерево мудрости», в ходе которого воспитатели делятся своим положительным опытом в работе с родителями через презентации, групповые работы. Педагогическая копилка «Аукцион идей», где копится и впоследствии обсуждается опыт работы других дошкольных учреждений по работе с родителями. Оформление уголка для родителей с информацией познавательного характера с учетом возрастных особенностей воспитанников. Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные. Познавательные: семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания. Информационно – аналитические: анкетирование, социологические опросы, « Почтовый ящик» Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях. Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки. Таблица №1-Примерный тематический план Месяц Мероприятие Цель мероприятия Участники мероприятия Ответственный Сентябрь 1 Оформление уголка для родителей с информацией по организации воспитательно-образовательного процесса 2Анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказания практической помощи семье. Выявить трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего своего ребёнка. Воспитатели, родители Психолог, воспитатели, родители Воспитатели Психолог, воспитатели Октябрь 1Педагогический совет "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ" 2Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации сотрудничества с семьями воспитанников. Знакомство с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. Методист, воспитатели, специалисты Воспитатели, родители Методист Воспитатели Ноябрь 1Педагогическая минутка «Аукцион идей» 2 Конкурс поделок «Дары Осени» Изучение опыта работы по данному направлению Совместное изготовление поделок (родители и дети) Развитие творчества, сотрудничества, конструктивного взаимодействия Методист, воспитатели, специалисты Родители и дети Методист Воспитатели Декабрь 1 Родительское собрание «Мастер-класс» 2Развлечение «Зимушка-зима» Родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей (презентации) Привлечение родителей в организации и проведении праздника (роли, атрибуты, подарки) Воспитатели, родители Родители, дети, воспитатели, музрук Воспитатели Воспитатели, родители Январь 1 Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями» 2конкурс между группами «Снежные фигуры» Познакомить с видами семейных газет. Составление тематики семейных газет Сплочение родительского коллектива Методист, воспитатели, психолог Родители, воспитатели Методист, психолог Воспитатели Февраль 1 Развлечение «Проводы зимы» 2 Семейные газеты «Зимние забавы» Создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятий Обобщение опыта семейных досугов Родители, дети, воспитатели, музрук, физрук Родители, дети Музрук, воспитатели, физрук Воспитатели Март 1 Родительское собрание «Мини-эксперимент» 2Театрализация. Сказка «Как весна искала дорогу в детский сад» Включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство). Формировать положительные взаимоотношения между детьми и родителями в процессе совместной деятельности; Воспитатели, родители Воспитатели, родители, дети Воспитатели Воспитатели, музрук Апрель 1Памятка для родителей «Мечты ребенка» 2Конкурс поделок «Первые цветы» Помочь взрослым понять своих малышей, правильно построить с ними взаимоотношения Совместное изготовление поделок (родители и дети) Развитие творчества, сотрудничества, конструктивного взаимодействия Воспитатели Родители, дети Воспитатели Воспитатели Май 1Спортивное развлечение «Если хочешь быть здоров -закаляйся» Привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развивать интерес к спортивно – массовым мероприятиям, приобщать семью к здоровому образу жизни; формировать у детей любовь и уважение к родителям. Воспитатели, физрук, родители Воспитатели, физрук Реализация поставленных целей будет способствовать осуществлению дифференцированного подхода к организации деятельности ДОУ с родителями во время проведения совместных запланированных мероприятий. Мы разработали критерии, которые отражают уровень «включенности» родителей в образовательный процесс. На начальном этапе эти критерии отражали количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. На следующем этапе для нас стали важными качественные показатели, а именно: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Анализ качественных показателей, в основе которого лежит наблюдение, позволил определить три группы родителей: • родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения; • родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации; • родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Ожидаемые результаты: 1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями. 2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов. 3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. 4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся. Это происходит по нескольким причинам: 1. не желание что-то менять; 2. устойчивые штампы в работе; 3. большая затрата времени на подготовку и т.д. 4. не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы; 5. при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; 6. довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей; 1. недостаточное знание специфики семейного воспитания; 2. неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей; 3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями; 4. у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения. Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей. ЛИТЕРАТУРА 1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114 2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89. 3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu 4. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502 5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s _roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105 6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii 7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221. | |
Просмотров: 1295 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|