Главная » Файлы » В помощь учителю » География |
2013-02-12, 4:11 PM | |
Общество по выражению Н.А. Назарбаева погрузилось в состояние анемии. Перед образованием встала сложная задача — определить систему ценностей, идеалов, отвечающих новой исторической эпохе. С сентября 2001 года мы работаем по новым казахстанским программам и учебникам. Государственный стандарт образования требует повышения качества знаний. Как достичь высоких результатов? Дать ответ на этот вопрос не легко. В настоящее время идёт становление новой системы образования ориентированного на мировое образовательное пространство. Прежде всего существенную роль играет урок. Всецело разделяю точку зрения педагога М.Н. Скаткина, который говорит: «Урок клеточка педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». Познавательный интерес к предмету происходит под влиянием многих факторов - это содержание предмета, методы обучения, деятельности учащихся. Но кроме этого следует обратить внимание на наличие определенных условий обучения - это режим работы на уроке. Он заключается четкой организаций на уроке работы, взаимоотношений учителя и ученика - это умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике. Именно на уроке учитель и ученик проявляют совместную активную познавательную деятельность в отношении к предмету, друг другу. Из предметов школьного расписания география — наука богатая. Как много значит при подготовке отобрать главное, существенное. Важны знания педагогики, методики, психологии. Мое педагогическое кредо — видеть в своем ученике личность — индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками. Основные цели и задачи, которые ставятся в обучении и воспитании: активизация познавательной деятельности учащихся; доступно, интересно, не теряя научности, излагать материал; прививать интерес к саморазвитию и самореализации; развивать способность к самообразованию; повышение качества знаний на основе самореализации своих способностей; уметь принимать решения и совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; развивать мышление путем решения проблемных ситуаций; поддерживать мотивацию к творчеству и рефлексию в работе. Достижение данных целей, развитие научно-познавательного интереса учащихся возможно через использование новых образовательных технологий. Урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленная на активизацию познавательных возможностей школьников. Тема доклада позволяет мне разнообразить свои уроки с применением различных форм и методов. С учетом возрастных особенностей и подготовленности учащихся, использую «урок-путешествие», («урок - исследование» (8 класс), «урок - игру»(6-8кл), «урок - лекция», «урок - семинар» (9кл), «урок - зачет» (9кл), «урок - экскурсия» (6-9 классы), «урок - КВН» (6-9 кл). Организационный момент начинаю с «географической минутки» работа по карте, словарная работа; либо «географический диктант»,«Самый», «Самая», «Самое! », «Что такое, кто такой? ». Проверку знаний осуществляю различными способами. Когда идет опрос одновременно может говорить только один ученик. А что же остальные? Им остается или слушать или делать вид, что слушают, но дело в том, что руку поднимали одновременно, желая ответить на вопрос многие учащиеся.В таких случаях я использую приемы. - один за другим отвечают у доски несколько человек, продолжая или опровергая ответы предыдущего ученика. - отвечает один ученик, оценивает с места второй, дополняет третий, готовит письменный ответ четвертый, составляет тезисы ответа на доске пятый. Кроме того проверку знаний можно осуществить с помощью тестирования. В процессе объяснения нового материала предлагаю составить опорные конспекты. Они способствуют преодолению перегрузки школьников в домашней работе, так как помогают ученику выделить главное в тексте учебника. Цель опорных конспектов — моторное и зритель закрепление изучаемых явлений. Очень важно не создавать для учащихся пятого класса излишней дополнительной нагрузки, поэтому не следует переписывать опорный конспект в тетрадь. В основу опорных конспектов взяли рисунки, документальные фотографии и сконцентрировали основной материал по вопросам темы в различных таблицах и схемах. Это помогает более наглядно и доступно объяснить учащимся понятия и явления. Иногда до объяснения ученики списывают с доски таблицу, которую они заполняют в процессе объяснения. На уроках не редко использую прием, характеризующийся использованием ложных идей информации, выводов. В своем сообщении на уроке я намеренно допускаю ошибки, которые следует найти или раздаю тексты, в которых заведомо искажена информация или запутаны определения, маршруты, последовательность изложения, даются неверные толкования событий, процессов. Групповые технологии также применимы на уроках географии.Класс делиться на команды и каждая команда тренирует одного участника по вновь изучаемому материалу. Причем к выступлению готовят наиболее слабого участника команды, затем во второй половине урока он у доски либо рассказывает новый материал либо решает соответствующие новому материалу задания. Затем трое быстрее других подготовленных участников последовательно выходят к доске и показывают свои знания и умения. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать различные формы: групповую, парную, индивидуальную. На уроках географии можно использовать технологию интегрированного обучения. Курс географии очень сложен, но и очень важен. Он является «входом» в различные науки: астрономию, физику, химию, биологию, экологию, где ученики получают представление о данных предметах. Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися. Сущность проблемного обучения составляют два понятия: «проблемная ситуация» и «проблема». Проблемное обучение понимается нами как дидактический подход, основой которого являются создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащегося. Игра в обучении ребёнка играет особую роль. Однако учебная географическая сюжетно-ролевая игра не будет эффективной формой организации урока при отсутствии ряда психолого-педагогических условий, соблюдение которых обеспечивает реализацию целей и задач игры: 1. наличие у учащихся достаточного объёма знаний из предшествующих разделов школьного курса; 2. наличие у учащихся навыков учебно-игровой деятельности хотя бы в несложных игровых формах; 3. понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности; 4. психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре; 5. психологическая готовность учителя к роли организатора учебной игровой деятельности учащихся; 7. формирование игровых микрогрупп с учётом уровня способностей ,направленности интересов учащихся и имоотношений между учащимися. На уроках географии использование компьютера, электронных карт позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, проверка знаний с помощью электронных тестов - позволяет применять разные и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические . Я уделяю на уроках географии значительное внимание развитию практических навыков учащихся. Одни навыки формирую для закрепления и понимания теоретических вопросов, другие для дальнейшей практической жизни, третьи для формирования географической культуры. Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. На уроках географии особенно, так как на этих уроках постоянно происходит смена деятельности учащихся. Работа с картой у нас проходит на каждом уроке, а значит на каждом уроке географии дети не просто сидят и читают, они двигаются ( выходят к карте, берут указку ( движения рук), ищут нужный объект ( движение глаз) и т.д. на уроках в 6 классе по теме «Ориентирование» при работе с компасом мы вновь используем здоровьесберегающие технологии: чтобы определить направление и расстояние , дети встают, поворачиваются, измеряют расстояние ( шагами ). «Образованные, грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в 21-м веке. Тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту». Н.А. Назарбаев. Я — учитель и мне близки заповеди: Воспитай личность. Творить значит мыслить. Учитель не тот, кто учит, а тот, кто всегда учится. У каждого учителя разные методы, приемы, оригинальные находки, но всех объединяет сознание, что путь к успеху — это урок. Ведь урок — это «клеточка» педагогического процесса. В нем, как Солнце в капле воды отражаются все его стороны. Его творец — учитель, вечный поиск, импровизация которого направлены на развитие интеллекта, неординарности, творчества детей. Сотвори урок, на котором дети захотят сами решить проблему, потому что это трудно и интересно. Сотвори ученика не копию свою, а творца, который увидит больше чем ты, поймет глубже, чем ты, пойдет дальше тебя. | |
Просмотров: 2680 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|