Дата __/__/__
Тема: Распределение температуры воздуха и атмосферного давления
Цель: формирование представлений о процессах, происходящих в атмосфере, о неравномерном распределении тепла и влаги на поверхности Земли
Задачи урока:
1. раскрыть значение климатообразующих факторов и причины разнообразия климатов Земли;
2. объяснить влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность людей;
3. воспитывать бережное отношение к атмосфере.
Оборудование: учебник, карты атласа.
Ход урока
I.Организационный момент Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами начинаем новый раздел Атмосфера и климат. Распределение температуры воздуха и атмосферного давления.
II.Проверка д/з Тест по разделу: «Литосфера»
III.Изучение нового материала Атмосфера имеет огромное значение для жизни на Земле, так как обеспечивает дыхание всех живых организмов.
Назовите мне самый нижний слой атмосфера и самый важный для жизни?
Тропосфера – здесь сконцентрировано около 9/10 частей всего воздуха. Только здесь образуются облака и выпадают осадки – дождь, снег, град.
Ребята, а что такое климат? Это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Существуют климатические карты, на которых показано распространение температуры, давления, ветра, осадков и размещение климатических поясов.
Распространение климатических элементов на карте изображается изолиниями:
• кривые линии, соединяющие точки с одинаковой температурой называют изотермами;
• линии, соединяющие точки с одинаковым давлением, - изобарами;
• линии, соединяющие точки с одинаковым количеством годовых осадков, - изогиетами.
Для отличия все изолинии окрашивают условным цветом. Указывают средние температуры самых теплого и холодного месяцев – мюля и января, отмеченные в определенном месте - самые высокие (абсолютный максимум) и самые низкие (абсолютный минимум).
Распределение солнечного света и тепла на Земле.
Главная причина различий климатов на Земле - неодинаковая высота Солнца над горизонтом и разная продолжительность дня.
Чем больше угол, образованный солнечными лучами и поверхностью (угол падения солнечных лучей), тем большее количество тепла поступает на земную поверхность.
Эта зависимость была уже известна ученым в Древней Греции (слово “климат” образовано от греческого “клима”, что в переводе означает “наклон”).
Климат зависит от географической широты:
А) чем ближе к экватору, тем больше земная поверхность получает тепла, тем климат теплее;
Б) чем ближе к полюсам, тем климат холоднее.
Климатическая карта
Разобраться в сложных вопросах образования и размещения климатов на Земле вам помогут климатические карты.
ИЗОТЕРМЫ (от греческого “isos” - “равный” и “therme”- “тепло”) - линии, соединяющие точки с одинаковыми температурами.
ИЗОБАРЫ (от греческого “isos” - “равный” и “baros”- “тяжесть, вес”) - линии, соединяющие точки с одинаковым атмосферным давлением.
Рекорды Земли
Минимальная среднегодовая температура воздуха (-57,8С) зарегистрирована в 1958 году на Полюсе Недоступности (Антарктида).
За звание самого холодного постоянно обитаемого места на Земле (-78С) спорят три места в Якутии: город Верхоянск, поселки Оймякон и Томтор.
Самый большой перепад температур -в Якутии; составляет почти 107 градусов: от -70С зимой до +37С летом.
Самый большой суточный перепад температур (55,5 градусов) наблюдался в штате Монтана (США) 24 января 1916 года.
Самая высокая температура воздуха на земном шаре наблюдалась:
- в районе города Триполи, на севере Ливии, на берегу Средиземного моря (+58С) в 1922 году;
- в Долине Смерти (межгорная котловина в пустыне Мохаве, штат Калифорния, США), где ртутный столбик поднимается до отметки +56,7С. Это самая высокая температура воздуха в Западном полушарии. Название долины связано с гибелью здесь в 1849 году партии золотоискателей от недостатка воды.
Самая низкая температура воздуха на Земле за всю историю метеорологических наблюдений (- 89,2С) была зарегистрирована 21 июля 1983 года на советской антарктической станции Восток.
Самые солнечные места в мире : в Африке, в районе на стыке границ Ливии, Египта, Судана (жители этого района видят солнце в общей сложности 4 300 часов в год); и в американском штате Аризона (свыше 4 000 часов).
IV. Заключение д/з § 6
|