Главная » Файлы » В помощь учителю » География |
2014-11-07, 10:38 PM | |
Тема: Туранская равнина Цели и задачи: Образовательные: - создать образ территории района; - установить взаимосвязь между компонентами природы и определить особенности природного района; - сформировать представления об особенностях хозяйственной деятельности насе-ления в пустынных районах; - определить проблемы и пути их решения. Развивающие: - развитие умений устанавливать причинно-следственные связи; - развитие умений анализировать материал, выделять главное, представлять полу-ченную информацию в картосхеме; - развитие умения от частого идти к общему; - развитие умения индивидуальной мыслительной деятельности. Воспитательные: - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Категориальный аппарат усвоения: ГП, геологическое и тектоническое строение, рельеф, ПИ, климат, воды, растительный и животный мир пустынных ландшафтов Турана. Способы действий учащихся: характеристика отдельных природных комплексов района, выделение отличительных и общих черт территории; анализ дополнительных материалов; составление картосхемы; установление причинно-следственных связей между компонентами природы в типовой схеме характеристики района; восстановление деформированного текста; самопроверка знаний по тесту. Ценностный компонент урока: Туран - обширная, опасная, загадочная и удивительная равнина, состоящая из уни-кальных природных комплексов. ЭТАПЫ УРОКА Организационный этап. Постановка учебной цели и задач: - Какой блок по курсу географии Казахстана мы сейчас изучаем? - С какими природными ландшафтами мы познакомились на предыдущих уроках? - Какой природный комплекс мы должны изучить сегодня? - Какие задачи мы можем поставить перед собой? Обобщение ответов: - Туранская равнина – уникальный природный комплекс. «Туран – обширная, опасная, загадочная и удиви-тельная равнина, пересеченная кое-где низкими грядами и возвышенностями, но традиционно именуемая Туранской низменностью», - эти слова Ю.К. Ефремова станут эпиграфом нашего урока. - В чем заключаются ее особенности? В чем причины этих особенностей? Это основные вопросы, на которые мы должны найти ответы. На уроке будем пользоваться алгоритмом выделения главного, от частного будем идти к общему, т. е. учиться обобщать. Организация работы в группах и целевая установка на развитие коммуникативных умений. Определение темы и задач урока в ходе общего обсуждения. Запись темы урока. Реализация и осознание новых знаний. Организация изучения темы через «заочное путе-шествие» по отдельным объектам природного комплекса. 1.Мангистау. 2.Плато Устирт. 3.Аральское море. 4.Приаральские Каракумы. 5.Тургайская ложбина. 6.Тургайское плато. 7.Плато Бетпак – Дала. 8.Мойынкумы. 9.Прибалхашская равнина. Выступление учащихся с характеристикой объектов равнины, сопровождающиеся пока-зом на карте, таблицах, фотографиях. Знакомство с темой и составление схемы путешествия в тетради. Запись основных элементов знаний в схему (ИМД). Обсуждение в группах с использованием полученной схемы, тематических карт для по-иска ответов на поставленные вопросы. Общее обсуждение. Организация обсуждения в группах ответа на вопросы: - Мы увидели разные части единого природного комплекса. В чем заключается уникальность каждого? В чем причины установленных особенностей? - Мы выделили особенности каждого объекта, установили их причины. Какие общие черты имеют все составные части равнины? ИМД. Участие во фронтальной беседе, выделение главного, общего, запись: 1. Равнинный рельеф, т.к. лежит на тектонической плите. 2. Богатство ПИ и минераль-ными солями, т.к. накоплен мощный осадочный чехол. 3. Сухость климата, т.к. лежит в центре континента. 4. Преобладание пустынных и полупустынных ландшафтов. 5. Обострение экологических проблем. и т. д. Обобщение знаний с помощью установления причинно – следственных связей по схеме. Обсуждение в группах, установление связей по типовой схеме, их озвучивание ГП ТЕКТОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ РЕЛЬЕФ КЛИМАТ ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Подведение итога этапа урока. Обращение к эпиграфу урока: - Мы взяли слова К.Ю. Ефремова в качестве эпиграфа. Могут ли они быть выводом по теме? Почему? Закрепление полученных знаний. Организация работы с деформированным текстом: Мы отправились в путешествие по Туранской равнине. Оно начиналось с самого западного поднятия – плато Устюрт. Здесь нам удалось подстрелить муфлона и джейрана. Спустившись по чинку к подножию плато, мы продолжили путь на восток. Ноги верблюдов вязли в глинистой почве. Нещадно палило солнце. Наконец, показались заросли саксаулового ле-са, в тени которого мы отдохнули. Добравшись до г. Аральска, мы сели на паром. Пересекли озеро и поднялись выше по течению реки Сырдарьи до Капшагайского водохранилища. Перед нами лежали поля риса, пшеницы и хлопка. Поиск ошибок в тексте и доказательств, подтверждающих точку зрения группы. Общее обсуждение. Первое слово - группе, нашедшей большее количество ошибок. Рефлексия Проведение теста по теме. ИМД: определение верности предложенных утверждений. 1. В основе равнины лежит Туранская плита. 2. В окрестностях Аральского моря расположена низменная часть равнины. Которая подверга-лась морским трансгрессиям. 3. Туран богат нефтью, газом, каменным углем, марганцем, фосфоритами, поваренной солью, ракушечником. 4. Климат сухой. Континентальный, с большим количеством солнечной энергии, К увлажне-ния, превышающем 1. 5. В Туранской низменности речная сеть развита слабо, реки неполноводны, их уровень падает с расширением посевных площадей. 6. Водная проблема может быть решена путем использования подземных вод, бассейн которых очень велик. 7. Такыры – самые плодородные участки пусты-ни, образующиеся в понижениях, куда стекают весенние воды. 8. В пустынях Мангистау, Присырдарье, на Тур-гайском плато развито орошаемое земледелие и животноводство. 9. С целью охраны природного комплекса здесь созданы заповедники. 10. Равнина является самым освоенным природным комплексом Казахстана. Самопроверка по предложенному ключу. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + + - + + - - + - Самооценка. Определение уровня усвоения материала классом. Рекомендации по домашнему заданию: более глубоко изучить тему, особенно тем, кто выполнил тест на «3» и «2»; подготовить сообщения (по желанию) на темы: «Приспособленность растений и животных к жизни в пу-тыне», «Экологические проблемы Арала», «Мангистау – полуостров сокровищ» для обобщающего урока. Подведение итога работы групп. | |
Просмотров: 1260 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|