Главная » Файлы » В помощь учителю » География |
[ Скачать с сервера (88.4 Kb) ] | 2015-01-04, 6:19 PM |
Тип урока: комбинированный. Оборудование: физическая карта мира, шкатулки, коллекция «Горные породы и минералы», ноутбуки, медиапроектор, таблица «Состав воздуха», изделия из уральских самоцветов. Ход урока I. Организация класса. Мотивация. Учитель географии. – Сегодня у нас c вами не совсем обычный урок. Это урок, объединяющий знания по химии, биологии и географии. Такие уроки называются интегрированными, так как позволяют объединить знания всех наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Необычным урок является еще и потому, что работать с вами будут учителя химии, географии и биологии. (Представление учителей). На данном уроке мы будем говорить о необыкновенных по значимости и распространению на Земле веществах Тема урока: Оксиды в природе и жизни человека. II. Проверка домашнего задания. Изучение нового материала. Учитель химии. – На предыдущем уроке вы изучили бинарные соединения. – Какие соединения называются бинарными? (Ответ учащегося: Соединения, состоящие из двух элементов.) – На мониторе ноутбуков задания для учащихся. 1. Подчеркните формулы бинарных соединений, назовите их: NaCl, Fe, CuSO4, CaO, ZnS, FeO, HNO3, SO2, O2, K2O. (Учащиеся подчеркивают бинарные соединения, а учитель просит проговорить их названия – работа по цепочке.) 2. Из подчеркнутых формул выберите формулы оксидов и определите степени окисления элементов. (Учащиеся подчеркивают формулы оксидов, указывая степень окисления их элементов.) 3. Укажите основные признаки оксидов. Основные признаки оксидов: 1. _______________________(Сложные вещества) 2. _______________________(Состоят из двух элементов) 3. _______________________(Один из элементов – кислород) 4. _______________________(Кислород имеет степень окисления – 2) Самопроверка. (Результат высвечивается на экране медиапроектора). – На основании вышесказанного дайте определение оксидам. (Запись в тетрадь). Учитель: Систематические названия сложных веществ строятся по формуле справа налево и состоят из двух слов: оксид и название элемента. В номенклатуре оксидов придерживаются следующих правил: (на экране) Основные правила современной международной номенклатуры Название оксида = «Оксид» + Название элемента в родительном падеже + (с.о. римскими цифрами) Учитель химии Существует еще бытовая или тривиальная номенклатура. Для знакомства с различными видами номенклатур будем работать с таблицей «Оксиды в природе». (ноутбуки и экран мультимедиа) – Дадим название некоторым оксидам. (тривиальные названия произносит и записывает на экран учитель, учащиеся в свой электронный конспект) Таблица «Оксиды в природе» Химическая формула Тривиальные название Возможное научное название Нахождение в природе Значение в природе и жизни человека H2O CO2 CO Al2O3 Fe2O3 CaO SiO2 Вода Углекислый газ Угарный газ Глинозем Гематит (крокус) Негашеная известь Кварц, песок, кремнезем Учитель географии – На уроках географии и природоведения мы уже знакомились с водой. Что вы знаете о воде? Предполагаемый ответ. Вода в природе существует в трех состояниях: жидкость, лед и пар. Она есть в литосфере, атмосфере и биосфере и составляет так называемую водную оболочку Земли – гидросферу. Вода занимает 70 % всей поверхности Земли. Сосредоточена вода в основном Мировом океане. Значит большая часть воды соленая. Используем же мы лишь пресную воду, а ее очень мало. Непосредственно доступные пресные воды составляют лишь 0,007 % всей воды Земли или 0,26 % общего запаса пресной воды. Но благодаря круговороту воды в природе (т.е. возможности превращения воды из жидкости в пар под влиянием солнечной радиации) мы получаем пресную воду необходимую для питья, бытовых нужд, работы предприятий и сельского хозяйства. Учитель просит ребят по ходу беседы заполнять в таблице графу «нахождение в природе» и производить краткую запись основного в тетрадь. Учитель географии 1. Вода – уникальное природное соединение. (На экране высвечивается айсберг в океане и запись «Объем льда на 9% больше объема незамерзшей воды») Все тела, переходя из жидкого в твердое состояние уплотняются. Вода же не подчиняется этому правилу, лед не тонет, он всегда на поверхности, его объем на 9% больше объема незамерзшей воды. Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от оледенения. 2. Максимальную плотность вода имеет при температуре + 4 С. При охлаждении до этой температуры она сжимается. При дальнейшем понижении температуры вода снова расширяется, пока не перейдет в лед. При температуре ниже +4, вода, поскольку она легче, занимает верхние слои водоема, укрывая, как шубой, нижележащие слои, защищая их от охлаждения. (Слайд с рыбой в проруби) Это создает условия для жизни обитателей водоема в зимнее время. А если образуется лед, то он создает другой защитный слой. (На экране капель с текстом «С понижением температуры падает величина плавления льда») 3. Высокая скрытая теплота плавления льда оберегает нашу планету от наводнения. Таяние льда и снега связано с огромными затратами тепла, поэтому процесс этот происходит постепенно, в большинстве случаев не причиняя вреда. (На экране текст «На испарение 1 кг воды расходуется в 7 раз больше энергии, чем на плавление 1 кг льда») 4. Даже в самые жаркие дни вода испаряется крайне медленно, только, поэтому сезоны года меняются не резко, а плавно: лето – осень – зима – весна. (Виды разных сезонов года одного и того же места) 5. Вода имеет высокую теплоемкость, поэтому на Земле не бывает резкого перепада температур зимой и летом, ночью и днем. (На экране «Удельная теплоемкость – сколько надо затратить теплоты на нагревание 1 килограмма воды») По ходу урока учащиеся в тезисной форме записывают в тетради свойства воды и их значение в природе: 1. способность расширяться – спасает от оледенения; 2. защищает от переохлаждения; 3. оберегает от наводнения; 4. плавная смена времен года; 5. нет резких перепадов температур. Учитель биологии Биологическое значение воды для живых организмов. – Вода входит в состав клеток живых организмов и является участницей всех процессов их жизнедеятельности. (На экране схема «Содержание воды в организме человека») – Каково же биологическое значение воды для материального мира? Чтобы ответить на данный вопрос, внимательно посмотрите на экран, здесь будут появляться изображения. Ваша задача, определить какую функцию выполняет вода в каждом конкретном случае. По ходу выполнения задания составляется диаграмма. Итак, начнем (на основном и ученических экранах высвечивается радиальная диаграмма, которую учащиеся с помощью учителя дополняют и заполняют, выводы фиксируются в графе «Значение в природе и жизни человека» таблицы). – Когда вещество переходит в раствор его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно и их реактивная способность возрастает. По этой причине в клетке большая часть химических реакций протекает в водной среде. (На экране «Универсальный растворитель») Вывод: вода превосходный растворитель. – Для многих клеток и организмов, для которых характерно значительное постоянство условий. Вода является… (На экране «Среда обитания», слайд водоем с живыми организмами) Вывод: средой обитания. – Присущие воде свойства растворителя означает также, что вода служит средой для перемещения различных веществ. Эту роль она выполняет: в крови, в лимфатической системе, пищеварительной системе животных, проводящей системе растений (сосуды и ситовидные трубочки). (На экране кровеносная система человека и передвижение веществ по стеблю растения) Вывод: среда для транспорта различных веществ. – Вода способствует … (На экране распространение семян, гамет, личинок) Вывод: миграции и распространению семян, плодов некоторых наземных растений – кокосовая пальма и личиночных стадий животных. – Среда, где происходит… (На экране оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом) Вывод: процесс оплодотворение. – Обуславливает осмос и тургесцентность, от которых зависит рост, увеличение клеток, поддержание структуры и движение устьиц. (Слайд плазмолиза и деплазмолиза) Вывод: обеспечивает поддержание пространственной структуры клеток. – Испарение молекул воды с поверхности тела, сопровождается затратой энергии и охлаждением. Это явление используется у животных при потоотделении и тепловой одышке у млекопитающих или у некоторых рептилий (например, у крокодилов), которые на солнцепеке сидят с открытым ртом. Таким образом контролируется температура тела у животного. Данное явление играет заметную роль и в охлаждении транспирирующих листьев. (На экране испарение воды листьями и изображение собак) Вывод: вода способствует терморегуляции живых организмов. – Высокая теплопроводность воды способствует равномерному распределению тепла в организме. В живом организме непрерывно происходят реакции сопровождающиеся выделением тепла. Тепло равномерно распределяется по всей воде содержащейся в организме. Тем самым, устраняется риск возникновения локальных «горячих точек», которые могли бы послужить причиной повреждения каких либо тонких структур. (На экране изображение тела животного в инфракрасном излучении) Вывод: вода обладает хорошей теплопроводностью (На экране прорастание семени фасоли) – У растений обеспечивает прорастание и набухание семян, разрыв семенной кожуры и дальнейшее развитие. Вывод: вода необходима для прорастания и развития семян. – Вода способна оказывать воздействия и на эволюционные процессы. Одним из главных факторов естественного отбора влияющих на видообразование является недостаток воды. Все наземные организмы приспособлены к тому, чтобы добывать и сберегать воду, такого рода приспособления представляются подлинным чудом «изобретательности» природы. (Слайд «фактор естественного отбора») Вывод: вода способна оказывать влияние на эволюционные процессы. – Все живое на Земле зависит от растений – либо непосредственно, либо, как в случае с животными, косвенно. Растения делают энергию и углерод доступными для живых организмов. Это происходит благодаря процессу фотосинтеза. Учитель предлагает вспомнить определение фотосинтеза. Для создания крахмала растениям нужна вода. (Слайд «Образование органических веществ») Вывод: растения являются автотрофами. Органическое вещество – крахмал образуется в процессе фотосинтеза. Биологическое значение воды для материального мира (итоговая диаграмма) – Без воды жизнь невозможна, биологическое значение воды определяется ее химическими и физическими свойствами. Учитель химии – Вода – оксид, имеющий уникальное свойство, в природе встречаться в трех агрегатных состояниях. Первая простая классификация оксидов по агрегатному состоянию. Оксиды делят на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Углекислый газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза, с точки зрения химии является оксидом. Учитель биологии В незначительных количествах, около 0,003% СО2 содержится в воздухе. В природе, он образуется при гниении растений и животных остатков, дыхании всех живых организмов (таблица «состав воздуха»). Учитель географии – Оксиды очень распространенный в природе класс неорганических соединений. Перед вами коллекция горных пород и минералов. Найдите и рассмотрите в ней оксиды, назовите их. (Учащиеся приводят примеры оксидов в коллекции) Более 50% земной коры состоит из кремнезема или кварцевого песка. (На экране высвечивается слайд с горным хрусталем, а учащиеся находят его в коллекции «минералы и горные породы», которые есть у них на парте) Очень чистый кремнезем известен также в виде минералов горного хрусталя, который встречается в Бразилии, на Мадагаскаре, Цейлоне, а в нашей стране – на Урале и в Восточной Сибири. (Учитель показывает регионы на карте мира) (На экране слайды с аметистами и агатами) А окрашенный различными примесями он образует драгоценные и полудрагоценные камни яшма, аметист, агат. Аметистами всегда славились Бразилия, Уругвай, Шри-Ланка, Мадагаскар. У нас в стране аметисты, например, есть на Кольском полуострове, а агаты на Урале. (Карта.) Кроме того почти ежегодно у нас в городе вы можете увидеть изделия из этих и других камней на выставке «Уральские самоцветы». (Демонстрация учителем изделий из уральских самоцветов.) А теперь вернемся к шкатулкам. Перед вами шкатулка №1. – Древний философ Фалес из Милета еще в IV веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего. Она и дождь, и град, и снег, Туман и гололед, Носитель благ, предвестник бед – И радуга и лед. Что это за вещество? (Ответ: вода или оксид водорода) – А что в шкатулке №2? Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Это газ, выделяемый нами при выдохе. Ответ готов? (Углекислый газ или оксид углерода IV) Берем шкатулку №3. В его прозрачной глубине – незыблимая вечность. в нем есть и радость, и покой, и мира бесконечность. Что это? (Горный хрусталь или оксид кремния IV) III. Домашнее задание. 1. Заполнить таблицу, используя учебник и дополнительные источники информации. 2. Выделить важнейшие биологические функции воды характерные для всех организмов, для растений, для животных. Предполагаемый ответ: У всех организмов. • Обеспечивает поддержание структуры высокое содержание воды в протоплазме. • Служит растворителем и средой для диффузии. • Участвует в реакциях гидролиза. • Служит средой, в которой происходит оплодотворение. • Обеспечивает распространение, семян некоторых наземных растений (кокосовая пальма), животных. У растений. • Обуславливает осмос и тургесцентность (от которых зависит многое: рост, увеличение клеток, поддержание структуры, движение устьиц и т.д.) • Участвует в фотосинтезе. • Обеспечивает транспирацию, а также транспорт неорганических ионов и органических молекул. • Обеспечивает прорастание и набухание семян, разрыв семенной кожуры и дальнейшее развитие. У животных. • Обеспечивает транспорт веществ. • Обеспечивает охлаждение тела, потоотделение, тепловую одышку. • Служит одним из компонентов смазки, например в суставе. • Выполняет защитную функцию, например, в слезной жидкости и в слизи. • Способствует миграции (морские течения) 3. На контурной карте России обозначить месторождения изученных оксидов. Урок окончен. До свидания. | |
Просмотров: 964 | Загрузок: 28 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|