Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » География

Внедрение модуля «Обучение критическому мышлению на уроках географии».
[ Скачать с сервера (21.4 Kb) ] 2015-01-07, 12:30 PM
В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007). От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний – умений - навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность.
Перед школой и учителями встает новая задача: создать условия для успешного саморазвития ученика. Традиционное преподавание, при котором учитель играл ведущую роль на уроке, себя уже изживает. На данное время учитель и ученик должны стать сотрудниками. Характер деятельности учителя - роль организатора, консультанта, помощника, наставника. Характер и стиль взаимодействия - диалогический, открытый, демократичный, рефлексивный. Учитель – создает условия, чтобы дети учились сами.
Современная система образования отмечает, что результатом образования должны стать не только знания, умения и навыки, но и овладение ключевыми компетентностями, средствами, помогающими организовать самообразование. Владение той или иной образовательной компетентностью предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую соответствующую совокупность образовательных компонентов для эффективного осуществления определенных видов и направлений деятельности.
Критическое мышление представляет собой сложный процесс, включающий в себя много компонентов: осмысление, оценка, анализ, синтез, наблюдение, опыт, размышления, рассуждения (Руководство для учителя).
Сначала человек методом наблюдения принимает информацию, потом размышляет или рассуждает, т.е. происходит процесс осмысления, после чего наступает стадия анализа и синтеза, в результате которой появляется оценка полученной информации. Внедрение данной технологии в систему конкретных методических стратегий и приемов, направляет на достижение определенных образовательных результатов:
 стремление к саморазвитию, самоуправлению учениям;
 потребность в рефлексии;
 наличие ответственности за результаты деятельности
 умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
 умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
 умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
 способность самостоятельно заниматься своим обучением;
 способность брать на себя ответственность;
 способность участвовать в совместном принятии решения;
 способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
 умение сотрудничать и работать в группе и др.
Образовательная технология "Развитие критического мышления" позволяет создавать ситуации, в которых формируются и оцениваются группы сложных (интегрированных) умений учащегося. При применении технологии первостепенным условием выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной образовательной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Таким образом, технология "Развитие критического мышления" ориентирована на формирования ключевых компетентностей учащихся. В основе технологии критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: фаза вызова (evocation) - ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.
Основа технологии критического мышления – традиции в образовании - развитие мышления ребенка происходит в проблемной ситуации (Ж.Пиаже, Л.Выготский)
Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» осуществлялось на серии уроков и значительно активизировало работу учащихся. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию (Руководство стр 154). Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они направлены, в конечном счете, на развитие речи. У меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов. После применения таких приемов как кластер, постер, круги Вена, чтение с пометкой, ассоциации, шесть шляп мышления, эссе, синквеин. Синквейны – это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по–другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. И если сначала они вызывают трудность в своем создании, то впоследствии - огромный интерес. Первые синквейны, как правило, бывают, искусственны и схематичны, но, будучи понятыми, становятся даже художественными. Учащиеся научились выражать свои мысли устно и письменно, вырабатывать умение сотрудничать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Составление кластера позволяет думать и рассуждать свободно, совершать ошибки, исправлять их. Дети отлично справились с этим заданием, активно принимали участие все члены группы. В процессе работы у учащихся сформировалось умение ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, обмениваться мнениями друг с другом. Использование технологии развития критического мышления на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь учащихся, умение работать со справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализовываться и социализироваться в современном мире. Дети стали активными участниками урока, то есть все учащиеся были задействованы при проведении урока. При такой методике слабые учащиеся активно включались в ход обучения.
Для первичного закрепления материала я предлагала учащимся составлять кластеры по темам или подтемам. Им очень понравилось, так как они учатся находить основные идеи, доказывать их, ссылаясь на доказательства, полученные в процессе наблюдения. Групповая работа по составлению кластеров проходит интересно, активно, дружелюбно. В результате они вывешивают полученный кластер, и один из членов группы или полностью группа защищают свой проект. Защита проектов проходит довольно интересно, члены команды действуют согласованно. Ученикам очень понравилась совместная работа в группах, так как именно в группе способны проявиться скрытые знания, умения и навыки некоторых учеников.
Прием «Диаграмма Венна» позволяет учителю понять, насколько глубоко поняли учащиеся материал, поскольку здесь им необходимо проанализировать предлагаемые понятия. Определить, что для них является общим, а что их отличает. При изучении тема: «Жизнь на планете. Биологическое разнообразие животных и растений», предложила составить кластер о животных. Дети с большим увлечением принялись за работу, четко определили сходства и различия растительного и животного мира, на основании чего я сделала вывод – урок цели достиг.
Прием «Эссе». При изучении темы: « Многообразия растительный мир» я предложила учащимся написать эссе на тему: «Спасем растения Земли». Ученики написали содержательное эссе, где они выразили свое отношение к данной теме.
Также критическому мышлению можно научить посредством диалога. В своей практике я использовала вопросы низкого и высокого порядка, так как принцип обучения гласит от простого к сложному, т.е. все должно происходить последовательно. На вопросы низкого порядка ученики отвечают очень легко, не испытывая затруднений, а вот на вопросы высокого уровня поначалу затруднялись отвечать. Потому что после того как задан вопрос высокого порядка ученикам обязательно требуется некоторое время для осмысления и понимания вопроса, необходимо осознать, проанализировать ответ для такого вопроса. Но позже после применения нескольких раз таких вопросов, ученики активно вступали в обсуждения. После применения мною в школьной практике вопросов разных порядков четко прослеживается нить учащихся, которые способны мыслить критически. Таким образом, еще раз могу подтвердить, что диалог в процессе обучения занимает центральное место и способствует развитию навыков критического мышления обучающихся.
Развитию критического мышления, также, помогает применение информационно – коммуникационных технологий в обучении. Показ на интерактивной доске различных рисунков, кроссвордов, ребусов, загадок и видеофрагментов активизирует познавательный интерес учащихся к предмету. Позволяет ученикам определить тему, цели и задачи урока.
Критическое мышление способствует управлению и лидерству в обучении. Так как критически мыслящего ученика в классе все одноклассники хорошо воспринимают и относятся как к лидеру. Принцип преподавания в соответствии с возрастными особенностями также прослеживается при применении приемов технологии критического мышления, потому что в основном, многие учащиеся обладают такими способностями или стараются овладеть ими.
Вместе со своими учениками росла я. Есть хорошее высказывание В.А. Сухомлинского о том, что «лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель». Компетентный учитель - этот тот, который постоянно работает над собой, не довольствуясь знаниями, которые у нее есть, а занимается самообразованием. Изменилась и моя роль в учебном процессе. Сегодня я выступаю как тьютор (консультант), задача моя сводится, не к изложению готовых знаний, а к организации обучения.
Рекомендации себе: уделять больше времени не только сильным, но слабым детям, давать им возможность проявить себя, выбирать логические и творческие задания, планировать свои уроки в соответствии с приобретенными теоретическими знаниями, непрерывно повышать умения и навыки.

Список литературы:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Изд-во «Альянс" Дельта"», СПб., 2003.
2. Рукводство для учителя, Астана, 2010г.
Категория: География | Добавил: 03000
Просмотров: 1114 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-14, 1:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru