Главная » Файлы » В помощь учителю » География |
[ Скачать с сервера (25.3 Kb) · Скриншот ] | 2017-01-24, 1:14 PM |
Северо-Казахстанская обл, Тайыншинский р-н Л.С Жизницкая Учитель истории и географии Дополнительная программа по изучению родного края в курсе физическая география . Пояснительная записка. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество. Основные цели курса: 1. Расширять и углублять знания по краеведению Северо-Казахстанской области. 2. Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания. Общеобразовательные задачи: • Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся. • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять иразвивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании. • Способствовать воспитанию экологического сознания. Предметные задачи: • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей. • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки. • Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания. • Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Республики Казахстан, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. • Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности. • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе. • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае. Ведущие теоретические идеи: • Научить учащихся видеть перспективы и преимущества будущей взрослой жизни в родном крае. • Мобилизовать учащихся на самоопределение и саморазвитие, на поиски путей решения местных проблем экономического и экологического характера. • Научить видению перспектив и возможных последствий хозяйственной деятельности людей. Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью. Новизна - в приближении содержания географического образования к окружающей действительности. Трудоемкость: учитель должен владеть полным объемом информации о родном крае по своему предмету, знать дополнительные источники информации, свободно владеть информацией, Географическое краеведение позволяет: • всесторонне изучать природу и экономику своей области, города, района; • формировать у учащихся правильные представления о природных объектах, процессах, явлениях; • привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания, сформировать навыки исследовательского характера; • научить делать правильные мировоззренческие выводы; • развивать творчески способности у детей; • прививать познавательный интерес к предмету; • активизировать географическое краеведение; • формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде; Программа состоит из двух частей теоретической и практической. Теоретическая часть Практическая часть Раздел « Оболочки Земли ». Тема « Литосфера ». 1.На какой низменности, возвышенности или каких горах расположена наша местность. Работа с физическими картами, использование дополнительной литературы. 2. Определите абсолютную высоту местности нашего населённого пункта Работа на местности и с физическими картами, использование дополнительной литературы 3. Укажите наиболее высокую часть нашей местности. Работа на местности и с физическими картами, 4. Назовите основные горные породы, слагающие территорию нашей местности, района, области. Работа с коллекцией минеральных пород. Полевые работы ( экскурсия к карьеру ) 5. Определите, есть ли в нашей местности овраги. Какие необходимо принимать меры по прекращению их роста. Работа с дополнительной литературой. 6. Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности? Как их используют? Написание эссе о использовании природных богатств. 7. Ваши предложения об эффективности использования. Творческая работа Тема « Гидросфера ». 1. Как называется река протекающая в нашей местности? В каком направлении и на каком расстоянии она находится от нашего населённого пункта? Работа с физическими картами, использование дополнительной литературы. Работа на местности. 2. Определите кратчайшее расстояние от школы до реки. Работа на местности. 3.В какие месяца река полноводна, а в какие мелеет? Наблюдения. 4. В какие месяца река покрыта льдом, и в какие свободна ото льда? Наблюдения. 5. Назовите самое большое озеро нашей местности? Работа с физическими картами, использование дополнительной литературы 6.Какие необходимо проводить мероприятия по охране вод? Творческая работа. Тема « Атмосфера ». 1.В каком поясе солнечного освещения расположена наша местность? Работа с картами, дополнительной литературой 2.Назовите самый тёплый, самый холодный, самый дождливый месяц в нашей местности. Наблюдения. 3.Вычислите среднегодовую температуру. Оформление наблюдений 4.Определите преобладающие ветры в нашей местности. Начертите розу ветров по данным наблюдения. Какие необходимо проводить мероприятия по предотвращению ветровой эрозии. Оформление наблюдений. Творческие работы, написание эссе. 5.Определите среднегодовое количество осадков. Оформление наблюдений 6.Как можно назвать климат нашей местности. Наблюдения. Тема: « Биосфера ». 1.В какой природной зоне находится наша местность? Работа с физическими картами, использование дополнительной литературы 2.Какая растительность здесь преобладает? Использование дополнительной литературы 3.Какие лекарственные растения есть у нас? Использование дополнительной литературы 4.Какие дикие животные водятся в нашей местности? Использование дополнительной литературы 5.Какие необходимо проводить мероприятия по охране природы? Выявление и нахождение решения методов по охране природы Раздел « Человечество на Земле». 4.Когда возникло наше село. Встреча со старожилами. 5.История происхождения его названия. Встреча со старожилами. 6.Какое количество жителей в нашем населённом пункте? Их основное занятие. Использование статистического материала. 7.Достопримечательности нашего села. Творческая работа. Учащиеся должны знать: • суть понятия “краеведение”; • терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне; • особенности освоения территории; • особенности природы и ресурсно-природный потенциал области; • правила поведения на природе; • виды хозяйственной деятельности населения; • социально-экономические проблемы населения и пути их решения. Учащиеся должны уметь: • вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала; • определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов; • давать описание природных и хозяйственных объектов; • вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов; • определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы; • владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем. Результаты программы: 1. Приобщение подростков к изучению родного края. 2. Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления; 3. Воспитание настоящих хозяев своей земли. Отслеживание результатов должно происходить через: • качество выполнения практических и творческих работ учащихся; • выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях; • развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать. Список литературы. 1. Экологический вестник Северо-Казахстанской области. Петропавловск 2004 2. Энциклопедия Северо-Казахстанской области. « Арыс » Алматы 2004 3. Основы экологии. Раневская. Т.И. « Просвещение »Москва 2006 4. Учебно-методическое пособие « География Тайыншинского района » 5. Материалы газет « Северный Казахстан », « Тайыншинские вести » | |
Просмотров: 562 | Загрузок: 11 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|