Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Школьная библиотека

библиотечный урок "Музыка семейства Штраусов на прекрасном голубом Дунае."
[ Скачать с сервера (1.45 Mb) ] 2013-01-08, 11:22 AM
Министерство Науки и Образования Республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область г. Семей
КГУ «Школа-интернат №3 для слабовидящих детей»

Библиотечный урок в 6-12 классах

«Музыка семейства Штраусов на прекрасном голубом Дунае»

Разработала зав. библиотекой Султанова Ф. Г.

Семей 2012г.

Музыка семейства Штраусов.
на прекрасном голубом Дунае.

Цели: Знакомство с творчеством семьи Штраусов. Изучение творческого мирового наследия. Развитие интереса к музыке, чувства ритма, через воздействие ярких музыкальных произведений. Воспитание чувства красоты и любви к музыке, расширение кругозора, формирование элементов музыкального вкуса, творческих способностей и познавательных интересов учащихся. Знакомство с историей вальса.
Привитие навыков свободного общения с окружающими.
Привлечение учащихся к систематическому посещению библиотеки.

Подготовка к уроку: подобрать музыку, подобрать видеоролик, подготовить презентацию «Сказки Венского леса», подготовить книжную выставку. Помочь учащимся подготовить выступления.

Звучит вальс И. Штрауса «Голубой Дунай»

Владимир Янке. Книга «Дыханье музыки»

ВАЛЬС ВОЛНЫ и ШТРАУСА
Волна, еще волна и … пауза,
И легкий шелест по песку,
Элегия воды и Штрауса
Сошлись на тихом берегу.

По горизонту – темп Адажио,
Закат, край солнца, облака,
Вальсируют три чайки слаженно –
Волна, край неба, вновь волна.

Как здорово в закат тоскуется
Под легкий венский вальс воды,
Всё соразмерно, всё рифмуется
На жизнь, на вздох, на всплеск волны.

Рисуются черты неясные,
Глаза и вечность в тех глазах,
Быть может жизнь – труды напрасные,
Но счастлив в этих я трудах.

Мелодия воды и Штрауса,
Покой на тихом берегу,
Волна, закат, волна и … пауза,
И жизнь, как шелест по песку.

Библиотекарь:
Каждый год в Европе проходит знаменитый Венский бал, фестиваль «Сказки Венского леса»
Как вы думаете, какому композитору посвящается этот фестиваль?
A знаете ли вы, что «король вальсов», скрипач, композитор и дирижер – знаменитый Штраус -это не один, а четыре музыканта!
Ежегодный Венский фестиваль,посвящён творчеству Штраусов. Испания, Италия, Австрия, Португалия, Франция, Германия — наслаждаются великолепными вальсами, польками, маршами, галопами, увертюрами и ариями из оперетт известнейшей династии композиторов и дирижёров 19 века — Штраусов.
Но каковой же была семья Штраусов, создавшая столько великолепной и жизнеутверждающей музыки?
Прежде всего, конечно, - Иоганн Батист Штраус (отец), первый, кто представил миру танцевальную музыку как искусство.

Ученик 1:
Основатель династии — Иоганн Штраус (отец) родился 14 марта 1804года в семье содержателя гостиницы в венском предместье Леопольдштадт. В возрасте 14 лет поступил скрипачом в оркестр Мишеля Памера.
Творческая деятельность Иоганна Штрауса – отца была очень разнообразной. В 1827 году в Вене,он организовал собственный оркестр, признанный одним из лучших в Европе. Именно в исполнении этого оркестра мир впервые услышал множество шедевров Штраусов, и среди них такие вальсы, как «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868). За последние 30 лет Венский оркестр Иоганна Штрауса дал около трех тысяч концертов по всему миру.
Штраус (отец) выступал как дирижёр и скрипач, непрерывно сочиняя музыку, став создателем классического жанра венского вальса. В 1833 году началось триумфальное шествие музыки Штрауса по Европе. Композитор был первым, кто представил миру танцевальную музыку — до Штрауса как искусство её не воспринимали. Среди композиций Штрауса особенным успехом пользовались «Марш Радецкого», «Плач Лорелеи на Рейне» , «Висячие мосты», медленный вальс «Музыка дождя»
Который я предлагаю вашему вниманию.

Слушание. И.Штраус (отец) вальс «Музыка дождя»

Он работал до изнеможения, много гастролировал по Европе. Поэтому практически не занимался и не уделял время детям. Единственное, зачем он строго следил и этого же требовал от Анны — это чтобы его дети не сочиняли музыку и не играли на скрипке. На фортепьяно играть было можно.
Штраус-отец решил, что дети не смогут повторить его успех блестящего скрипача, дирижера, композитора, поэтому хотел посвятить сыновей карьере, далёкой от музыки. Однако судьба распорядилась иначе.
Иоганн Штраус (отец) написал 250 пьес, из них 152 вальса, работал на износ, а в 40 лет вдруг узнал такой интересный факт – в Вене появился еще один «король вальсов» – его собственный 19-летний сын. Иоганн Штраус-младший

Ученик 2:
Иоганн Штраус (сын) родился 25 октября 1825 года в Вене. Против желания отца, но при поддержке матери начал брать уроки скрипки у концертмейстера отцовского оркестра, и заниматься гармонией и контрапунктом. В 19 лет Иоганн Штраус собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Его дебют состоялся 15 октября 1844 года в качестве капельмейстера и композитора в знаменитом казино в предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу.
На следующее утро газеты написали: «Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын». Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет. Поступок сына привел его в ярость, и вскоре для сына, еще упивающегося своим триумфом, начались жестокие будни — борьба за выживание. Отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения — казино и кафе. Однако осенью 1849 года отец неожиданно умирает, и для сына все разом переменилось. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты.
В 1855 году Штраус получает приглашение дирижировать концертами в Павловске под Петербургом. Он дал свое согласие. В течение 10 лет каждое лето Штраус проводит в Павловске.
Русская публика переименовала его в Ивана Страуса, однако полюбила, возможно, оглушительней, чем даже родная венская.
Штраус исполняет в концертах не только творения семьи Штраус, но и произведения Глинки, Верстовского, Алябьева, Серова, Гурилева, Грибоедова. Не все знают, что первое публичное исполнение произведений Чайковского («Характерные танцы», 20 августа 1865 года) – дело «рук» Ивана Страуса.
Наступила пора бешеного успеха и бешеной работы. По обычаям того времени на каждый бал руководитель оркестра должен был приносить новое сочинение! По свидетельствам современников, нотными знаками покрывалось все, что попадалось под руку музыканта, если он не находил нотной бумаги. Если учесть, что приглашения сыпались практически ежедневно, то можно себе представить, почему Штраус-сын писал на салфетках, манжетах и простынях. Еще удивительнее было то, что качество его произведений при этом поточном методе только возрастало!

И убедиться в этом мы можем, послушав фрагмент вальса «Сказки Венского леса»

Слушание. И. Штраус (сын) вальс «Сказки Венского леса»

В вальсе бесшумном
Трепетном, лунном
Носятся пары молоденьких фей
Старые ели
Словно качели
Эльфов катают на лапах ветвей

Слышатся трели
Звонкой свирели -
Оды любимой поет соловей
Дрожат паутинки
И словно картинки
Мерцают росинки стоцветьем огней...

Иоганн Штраус (сын) написал 168 вальсов, 117 полек,73 кадрили, 37 мазурок и поднял танцевальную музыку до симфонических вершин. Он сочинял, гастролировал, дирижировал оркестром, доставшимся ему от отца.
Нагрузки были неимоверными: репетиции, концерты, гастроли, сочинение все новой музыки, руководство оркестром и финансовые дела, со всем этим связанные… В 28 лет Иоганн Штраус-сын слег от переутомления.

Библиотекарь:
Но венская публика хотела видеть только Штрауса, и тогда Иогана стал время от времени подменять средний брат Йозеф, а потом и младший брат Эдуард
По требованию матери Йозеф прерывает карьеру строительного инжинера и 23 июля 1853 года пишет своей будущей жене Каролине: «Неизбежное свершилось, сегодня я дирижирую в первый раз…». Он был вынужден срочно встать во главе семейного оркестра, заменив старшего брата, который по настоянию врачей отправился на курс лечения в Бад Нойхауз.

Ученик 3:
Штраус, Йозеф (1827—1870),средний брат Иоганна, родился 22 августа 1827года (185 лет со дня рождения)
Отец мечтал о военной карьере для своего среднего сына, но тот достаточно рано наотрез отказался «получать отличия за охоту за человесескими жизнями». Йозеф не собирался стать музыкантом, он учился в Венском политехническом институте. Получил специальность инжинера-строителя и архитектора, сделал ряд изобретений.
В детстве Йозеф не уделял занятиям музыкой особенно серьезного внимания, так как никогда не намеревался сделать её своей профессией. Поэтому играть умел он практически только на фортепиано . Лишь впоследствии, став неотъемлимым участником семейного дела и приступив к дирижированию оркестром, ему пришлось овладеть необходимой для этого скрипкой. Но на этом дело не кончилось. Напряженный ритм бурной танцевальной жизни Вены, а также правила того времени требовали от братьев Штраус и их оркестра достижения все новых музыкальных высот; право лучших в этом городе приходилось отстаивать не только исполнением известных, но и обязательно новых произведений. Таким образом, неизбежным стало для Йозефа и начало его композиторской карьеры. Свое первое произведение для оркестра он назвал весьма символично, - это был вальс « Первый и последний». Тогда он еще питал надежды, что его заместительство старшего брата является кратковременным и ему, в конце концов, будет позволено удалится из семейного предприятия и начать частную жизнь. Но этим иллюзиям не суждено было сбыться. Очень скоро его полностью поглотили дела штраусовского оркестра и пути назад уже не было. Свидетельством того, что это стало очевидным и самому Йозефу, явился и написанный им спустя два года вальс под названием «Первый после последнего» так был положен новый отсчет в окончательно принятой им карьере профессионального музыканта.

Слушание. Й. Штраус вальс «Деревенские ласточки из Австрии»

Начиная со своего, определенного матерью, дебюта 1853 года Йозеф вместе с братьями проработал с семейным оркестром вплоть до самой смерти в 1870 году. Он принял на свои плечи всю тяжесть ведения концертного дела не только в Вене, но и частично на гастролях, выпадавших на долю оркестра в эти годы. Если Иоганн по каким-то причинам на мог выступать, на его место беспрекословно заступал Йозеф. Если для премьеры была необходима свежая композиция и Иоганна на сей раз не посещала капризная муза, новый номер для программы сочинял все тот же Йщзеф. Так рождались на свет замечательные произведения, без труда завоевывающие сердца слушателей: вальсы «Звуки сфер», «Ласточки из Австрии», «Жемчужины любви». Польки-мазурки «Женское сердце», «Стрекоза». Некоторые произведения он писал вместе с Иоганном. Среди прочих и знаменитая полька «Пиццикато». Она принимается с восторгом публикой и восхваляется в газетах. И сегодня эта полька, замечательный пример общего замысла двух великих композиторов Иоганна и Йозефа Штраусов, часто исполняется музыкантами, которые ценят ее оригинальность и очаровательное звучание.
Великолепный Иоганн лично сказал как-то о своем брате Йозефе: «Он – самый талантливый, я самый – популярный» Едва ли этот столь осведомленный в сути дела судья мог ошибаться. Судьба подарила, к несчастью, как раз Йозефу самую короткую жизнь. Но и за свои неполные 42 года он успел оставить человечеству немалое наследие. Правда, Йозеф известен намного менее, чем Иоганн и, несомненно, стоит в его тени. Незаслуженно редко обращаются современные дирижеры к его произведениям, недостаточно еще изучено его творческое наследие, а также и обстоятельства жизни.
Йозеф был романтик, поэт, он любил уединение и страдал приступами меланхолии. Во время концерта в Варшаве ему стало плохо, он был перевезен в Вену, где скончался 21 июля 1870 года.
По утверждению некоторых исследователей со смертью Йозефа штраусовская династия потеряла своего блестящего композитора, которого едва ли смогли вполне заменить его братья. Именно произведения Йозефа Штрауса отличаются особой оригинальностью и новаторством, светлой грустью и изысканными элегическими настроениями.

Библиотекарь:
В центре Вены на здании отеля «Куммер» была установлена мемориальная доска со следующим текстом: «На этом месте стоял дом, в котором 20 августа 1827 года родился Йозеф Штраус(1827-1870). В течение 17 лет он создал более 280 произведений и возглавлял со своими братьями Иоганном и Эдуардом оркестр Штраусов.»

Слушание. И. Штраус, Й Штраус полька «Пиццекато»

К Концу 50-х годов братья разделили обязанности: оркестром руководил Йозеф, тогда как сам Иоганн большую часть времени проводил на гастролях. Однако Йозефу нелегко было справляться с организаторскими проблемами, к тому же ему не хватало времени на сочинение. И тогда присоединился младший брат Эдуард

Ученик 4:
Штраус, Эдуард младший из братьев, родился 14 февраля 1835 года
В 1859 году на музыкальное поприще вступил и Эдуард. Дебют молодого Штрауса прошел успешно. В этот день в бальном зале, где были специально выстроены три эстрады, венцы оказались свидетелями творческого соревнования трех братьев - дирижёров, выступивших с тремя оркестрами. Эдуард оправдал надежды и продолжил семейную музыкальную традицию. Способный дирижёр и прирожденный музыкант, он быстро завоевал любовь венской публики. Кроме того, Эдуард показал себя прекрасным композитором. Он сочинил около двух сотен танцевальных пьес.
Дирижировал Эдуард Капеллой Штрауса в течение трех десятилетий, вплоть до ее роспуска в 1901. Коллектив служил семье Штраусов до конца легендарной династии. После смерти последнего Эдурда Штрауса оркестр временно прекратил существование, но в 1977 был повторно воссоздан в Вене как один из величайших культурных символов Австрии.
Слушание. Э. Штраус полька «Путь открыт»
Библиотекарь: Итак, на концертных афишах перестали указывать имя, писали просто «Штраус», и публика часто и не догадывалась, кого из братьев будет слушать вечером. Ведь главное, что это будет волшебный Штраус, «Король вальсов»!
Отныне все семейство Штраусов находится в центре всеобщего внимания. Их вальсы звучат в каждом, даже самом отдаленном, уголке вены.
Подробнее о семье Штраус вы можете узнать из следующих книг:

Книжная выставка (презентация)

Библиотекарь: Вы слушаете вальс, и вам начинает казаться, что кто-то рассказывает о большом светлом чувстве. Может быть, о зарождающейся любви. А может быть, о прекрасной природе? Так или иначе, но вальс прекрасен, изящен, лиричен, грациозен.
История вальса
"Венским балам" уже почти 200 лет, но и сейчас они не утрачивают своей популярности. Наоборот, получив репутацию фешенебельных и респектабельных событий, по этому образу и подобию во многих городах мира проводятся балы.
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!

Видеоролик «Венский вальс».

Венский вальс – это самый старый и самый элегантный из стандартных танцев. Годом создания венского вальса считается 1775 год.

А знаете ли Вы историю создания вальса?

Ученик 5:
Самый первый вальс был датирован 12-13 веками. Это был крестьянский танец некоторых областей Южной Германии и Австрии.
Первоначально вальс танцевали довольно медленно; постепенно ритм его ускорился. То, что во время танца кавалер брал даму за талию, было очень необычным на взгляд человека XVIII в. - ведь в большинстве танцев той эпохи партнеры соприкасались лишь кончиками пальцев.
«Новые времена – новые песни». И новые танцы, добавим мы.
В России при императоре Павле вальс был запрещен строжайше. Вальс был не просто новомодным танцем, он отражал совершенно новое отношение людей друг к другу. Если в жеманном менуэте партнеры подавали друг другу два пальца, а в гавоте и полонезе к тому же требовалось соблюдать очередность пар согласно социальному статусу, то в вальсе люди были максимально раскованы. Это шокировало стариков, увлекало молодых и вообще было чем-то вроде бит-, рок- или панк-революции, только гораздо глубже и с несоизмеримо более выдающимися последствиями в плане музыки.
Несмотря на то, что вальс в Европе имел большой успех при многих дворах, в начале 19 века официальное отношение к этому танцу было довольно осторожным. В Вене на многих балах вальс разрешали танцевать лишь определенное время, обычно не более десяти минут. Причина в том, что объятия дамы и кавалера в вальсе считались в то время непристойными. Но полностью остановить вальс уже было нереально. После победы над Наполеоном в 1815 году в Вене прошел конгресс союзников, где на балах все танцевали вальс – волшебный, чарующий, блестящий. Тогда вальс и приобрел свою особенность – акцентированный ритм, делающий этот танец более романтичным. Становлению венского вальса способствовали известные венские композиторы – Два Иоганна Йозеф и Эдуард Штраус. В середине 19 века вальс собой затмил все другие танцы. К тому же тогда вальс превосходно гармонировал с модой – платья, узкие в талии с пышными юбками подчеркивали грациозность движения дамы.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
Писал А.С. Пушкин. В своем романе в стихах "Евгений Онегин"

Сегодня Вальс один из самых популярных танцевальных направлений европейской программы. Современный Вальс активно изучается и преподается в танцевальных школах и спортивных танцевальных клубах в каждом городе любой страны. Вальсу охотно обучаются как дети, так и взрослые, профессионально и на любительском уровне.

Вальс в исполнении учащихся школы

Библиотекарь:

Жанр Вальса получил развитие во многих национальных музыкальных школах.
В музыке XX – ХХI вв. Жанр Вальса иногда используется для воссоздания атмосферы прошлого, с оттенком некоего любования.
Характерными чертами Вальса являются лиризм, изящество, грация, пластичность, которые в сочетании с типичной ритмической формулой, обнаруживаются во многих темах произведений композиторов XIX в. Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.

Ученик 6:
Вальс - австриялық, неміс және чех халық билерінен шыққан би. Вальсті жұп болып, қалқыған шеңберлі қозғалыспен билейді; 1-2-3 есебімен. екпіні - өте баяудан бастап ең жылдамға дейін әр түрлі. Ерекше бейнелік-көркемдік мүмкіндіктерінің арқасында вальс ХІХ ғасырдың ортасынан бастап тек билік және концерттік жанр ретінде ғана емес, сондайақ опера, балет, симфония музыкасының және тіпті камералық-жеке және ансамбльдік туындылардың, әндердің маңызды құрамдас бөлігі ретінде кең та¬рала бастады
«Қазақ вальсі» - қазақ ұлттық музыкасындағы бірінші вальс. Күләш Байсейітова жас сазгерге соншама батыл қолдау көрсетіп, бұл жаңадан ғана пайда болған музыканы соншалықты тамаша орындап шықты, вальс бүкіл қазақстанға ұнады! Жарқын, сергек, икемді, нәзік әдемі үн ырғақтарымен ол Латиф Хамидидің және қазақстанның басқа да музыкашыларының келесі вальстерінің бастауына айналды.

Слушание. «Қазақ вальсі» Латиф Хамеди

Мастер-класс «Вальс» (проводит учитель ритмики)

Использованные ресурсы:
http://www.tonnel.ru
http://all-biography.ru
http://www.maplo.ru/austria41.php.htm
http://fisechko.ru/100vel/dinast/63.htm
http://classic-online.ru
http://ifolderlinks.ru/muzyka/velikie-kompozitory-vypusk-4
Категория: Школьная библиотека | Добавил: Farida_S
Просмотров: 3704 | Загрузок: 154 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-12-22, 9:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru