Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Как эффективно и качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии
[ · Скриншот ] 2019-07-31, 8:04 PM
Опыт реализации итоговой аттестации выпускников подсказывает, что подготовка к этим испытаниям не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена). Однако опыт тестирования учащиеся должны накапливать постоянно, но не натаскиванием на определенные темы или типы задач, а в ходе планомерного использования тестов как в урочное время, так и во время вариативных занятий.
Формат тестовых заданий должен быть знаком выпускнику. Поэтому параллельно подготовке к итоговой аттестации тестовые задания можно использовать и в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся, а также для организации самоконтроля, построения индивидуальной траектории развития и совершенствования как высокомотивированного ученика, так и ученика со слабым мотивационным показателем.
Как же эффективно и качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии? Предлагаю некоторые эвристики, т.е. рациональные находки, которые не включены как альтернативные в школьную программу, но позволяющие развитию креативности.
Процесс формирования учебных действий начинается уже с момента прочтения текста задания. В этот момент учитель может активно формировать культуру смыслового прочтения текста.
Вот конкретный пример:
Концентрация ионов водорода больше, чем концентрация гидроксид ионов в растворе:
• А) (CH3COO)3Al
cool K2CO3
• C) AlPO4
• D) AlCl3
• E) Cu3(PO4)2
Прежде всего, обращаем внимание на то, что речь идет о концентрации ионов Н+ и ОН-, т.е. о рН. Нет надобности составлять уравнения гидролиза каждой соли и терять на этом время. В этом контексте задачи преобладают ионы Н+, следовательно среда кислая и необходимо среди ответов найти ту соль, которая содержит сильный остаток от кислоты. Нацеливаем учащихся на то, что именно сильные ионы дают среду, а по слабым ионам проходит гидролиз, (но при условии, что рядом с ним находится слабый катион).
Среди предложенных солей такой ион имеется только в хлориде алюминия Cl-.
Смысловое прочтение всегда эффективно. Проследим это на другом вопросе теста:
Обнаружить примесь цинка в магниевых стружках можно с помощью:
А) соляной кислоты
cool воды
C) гидроксида натрия
D) магнита
E) индикатора
Перед прочтением ответов оцените текст. В нём фигурирует особый металл цинк. Вооружите своих учащихся правилом: если в задании присутствует цинк, алюминий и другие амфотерные металлы, то смысл задания кроется в амфотерности – двойственной природе металла. Значит в ответах ищем едкую щелочь, где амфотерный металл растворяется и выделяют при этом пузырьки газа водорода. Металлы, не обладающие амфотерностью, не реагируют на щелочь.
В тестах итоговой аттестации есть немало расчетных заданий, которые можно решать по схеме. На самом деле решение предполагает каскад уравнений химических процессов, что довольно трудоёмко. Вот один из примеров:
Из 160 кг пирита, содержащего 25% примесей, можно получить серную кислоту (выход от теоретически возможного 80%) массой:
А) 156,8 кг
cool 196 кг
C) 78,4 кг
D) 80 кг
E) 320 кг
При решении этой задачи необходимы следующие уравнения:
• 4FeS2 + 11O2 =2Fe2O3 + 8SO2
• 2SO2 + O2 = 2SO3
• SO3 + H2O = H2SO4
Т.е. решение предполагает три пропорции, но используя схему
FeS2→ 2 H2SO4,
можно рационально решить эту трудоёмкую задачу.
Итак, исходная масса пирита (т.е. руды) – даётся в условии в (кг), решим задачу в ( г), чтобы не допустить ошибок перевода из одного измерения в другое, а конечный ответ запишем в (кг).
m(пирита) = 160 г
W(примесей) = 25%, следовательно W (FeS2) = 75%
Определяем массу чистого FeS2 в руде.
m (FeS2) =160• 0,75 =120 г
Находим молярную массу и количество вещества
М (FeS2) = 120 г/моль; n(FeS2) =120/120 =1 моль
По схеме количество кислоты в 2 раза больше, значит n(Н2SО4) =2 моль, а ее масса
m (Н2SО4) =2 моль •98 г/моль •0,8=156,8 г
m (Н2SО4) =156,8 кг (возвращаемся к исходным единицам измерения)
Продемонстрируем решение органической задачи, предполагающей генетическую связь, т.е. запись нескольких уравнений. Использовать будем схему.
Объём (н.у.) вещества А (20% примесей), необходимый для получения вещества С (выход 80%) в цепи превращений:
H2O H2, кат H2O
CaC2 → A → B → C
Устанавливаем неизвестные соединения А, В, С. Первая реакция – гидролиз карбида кальция, который приводит к получению ацетилена (А); затем полученный алкин гидрируется с образованием этилена (В); и в последней реакции образуется в результате гидротации спирт этанол (С).
А – С2Н2 ацетилен
В – С2Н4 этилен
С – С2Н5ОН этиловый спирт
В ходе реакции не использовались дополнительно углеродсодержащие соединения для синтеза, а также не выделялись углеродсодержащие соединения в качестве продуктов реакции, поэтому количество атомов углерода, которые содержались в исходном ацетилене, будут теперь находиться в составе спирта. Следовательно, логична схема:
C2Н2 → С2Н5ОН (соотношение соединений 1:1)
• Определяем теоретическую массу этанола
m(С2Н5ОН )=36,8/0,8=46 г – это ровно 1 моль спирта, следовательно, количество затраченного чистого, без примесей ацетилена также 1 моль.
• Тогда объём его
V (C2Н2 )=22,4 л, а с учётом содержания примесей 20%, его объём равен V (C2Н2 )=22,4 л/0,8=28 л
Большие затруднения учащиеся встречают при решении таких трудоёмких задач, как определение формулы жира. Эти вопросы относятся к категории заданий, в которых может быть один или несколько правильных ответов. Чрезвычайно важным является отработка рационального алгоритма выполнения подобных тестовых заданий. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределять свое время и если они будут решать подобные задания на моделирование формулы через её построение, то это займёт уйму времени. Рассмотрим подобный пример:
Название предельной кислоты, входящей в состав молекулы жира, содержащей 51 атом углерода:
• А) акриловая кислота
cool октадекановая
• C) олеиновая
• D) бутановая
• E) пальмитиновая
• F) стеариновая
• G) гексадекановая
• H) масляная
В каждой молекуле жира в составе, кроме углеводородных радикалов, находится 6 атомов углерода. Структурную формулу жира в этом задании можно не моделировать!

Начинаем расчёт: 51-6=45 атомов углерода приходится на 3 углеводородных радикала, следовательно, 45/3=15 атомов углерода содержится в каждом радикале. Т.к. по условию задачи кислота, входящая в состав жира, является предельной, то искомый радикал - С15Н31.
Составляем названия. В карбоновой кислоте еще один атом углерода содержится в карбоксильной группе.
Значит, мы имеем 16 атомов углерода в составе молекулы, а это системное название – гексадекановая, или тривиальное – пальмитиновая., следовательно, верные ответы - E) и G).
Знание рациональных конструкций тестовых заданий поможет учащимся практически не тратить время на лишние действия, которые предполагает академическое решение задачи, а также на то, чтобы сосредоточиться. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников мобилизовать себя в решающей ситуации.
Тестовые вопросы взяты с образовательных сайтов:
• https://itest.kz
• http://megamozg.kz
• http://100ballov.kz
Категория: Химия | Добавил: kulichok1365 | Теги: итоговая аттестация по химии
Просмотров: 870 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-26, 12:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru