Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия |
[ · Скриншот ] | 2019-07-31, 8:04 PM |
Опыт реализации итоговой аттестации выпускников подсказывает, что подготовка к этим испытаниям не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена). Однако опыт тестирования учащиеся должны накапливать постоянно, но не натаскиванием на определенные темы или типы задач, а в ходе планомерного использования тестов как в урочное время, так и во время вариативных занятий. Формат тестовых заданий должен быть знаком выпускнику. Поэтому параллельно подготовке к итоговой аттестации тестовые задания можно использовать и в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся, а также для организации самоконтроля, построения индивидуальной траектории развития и совершенствования как высокомотивированного ученика, так и ученика со слабым мотивационным показателем. Как же эффективно и качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии? Предлагаю некоторые эвристики, т.е. рациональные находки, которые не включены как альтернативные в школьную программу, но позволяющие развитию креативности. Процесс формирования учебных действий начинается уже с момента прочтения текста задания. В этот момент учитель может активно формировать культуру смыслового прочтения текста. Вот конкретный пример: Концентрация ионов водорода больше, чем концентрация гидроксид ионов в растворе: • А) (CH3COO)3Al • K2CO3 • C) AlPO4 • D) AlCl3 • E) Cu3(PO4)2 Прежде всего, обращаем внимание на то, что речь идет о концентрации ионов Н+ и ОН-, т.е. о рН. Нет надобности составлять уравнения гидролиза каждой соли и терять на этом время. В этом контексте задачи преобладают ионы Н+, следовательно среда кислая и необходимо среди ответов найти ту соль, которая содержит сильный остаток от кислоты. Нацеливаем учащихся на то, что именно сильные ионы дают среду, а по слабым ионам проходит гидролиз, (но при условии, что рядом с ним находится слабый катион). Среди предложенных солей такой ион имеется только в хлориде алюминия Cl-. Смысловое прочтение всегда эффективно. Проследим это на другом вопросе теста: Обнаружить примесь цинка в магниевых стружках можно с помощью: А) соляной кислоты воды C) гидроксида натрия D) магнита E) индикатора Перед прочтением ответов оцените текст. В нём фигурирует особый металл цинк. Вооружите своих учащихся правилом: если в задании присутствует цинк, алюминий и другие амфотерные металлы, то смысл задания кроется в амфотерности – двойственной природе металла. Значит в ответах ищем едкую щелочь, где амфотерный металл растворяется и выделяют при этом пузырьки газа водорода. Металлы, не обладающие амфотерностью, не реагируют на щелочь. В тестах итоговой аттестации есть немало расчетных заданий, которые можно решать по схеме. На самом деле решение предполагает каскад уравнений химических процессов, что довольно трудоёмко. Вот один из примеров: Из 160 кг пирита, содержащего 25% примесей, можно получить серную кислоту (выход от теоретически возможного 80%) массой: А) 156,8 кг 196 кг C) 78,4 кг D) 80 кг E) 320 кг При решении этой задачи необходимы следующие уравнения: • 4FeS2 + 11O2 =2Fe2O3 + 8SO2 • 2SO2 + O2 = 2SO3 • SO3 + H2O = H2SO4 Т.е. решение предполагает три пропорции, но используя схему FeS2→ 2 H2SO4, можно рационально решить эту трудоёмкую задачу. Итак, исходная масса пирита (т.е. руды) – даётся в условии в (кг), решим задачу в ( г), чтобы не допустить ошибок перевода из одного измерения в другое, а конечный ответ запишем в (кг). m(пирита) = 160 г W(примесей) = 25%, следовательно W (FeS2) = 75% Определяем массу чистого FeS2 в руде. m (FeS2) =160• 0,75 =120 г Находим молярную массу и количество вещества М (FeS2) = 120 г/моль; n(FeS2) =120/120 =1 моль По схеме количество кислоты в 2 раза больше, значит n(Н2SО4) =2 моль, а ее масса m (Н2SО4) =2 моль •98 г/моль •0,8=156,8 г m (Н2SО4) =156,8 кг (возвращаемся к исходным единицам измерения) Продемонстрируем решение органической задачи, предполагающей генетическую связь, т.е. запись нескольких уравнений. Использовать будем схему. Объём (н.у.) вещества А (20% примесей), необходимый для получения вещества С (выход 80%) в цепи превращений: H2O H2, кат H2O CaC2 → A → B → C Устанавливаем неизвестные соединения А, В, С. Первая реакция – гидролиз карбида кальция, который приводит к получению ацетилена (А); затем полученный алкин гидрируется с образованием этилена (В); и в последней реакции образуется в результате гидротации спирт этанол (С). А – С2Н2 ацетилен В – С2Н4 этилен С – С2Н5ОН этиловый спирт В ходе реакции не использовались дополнительно углеродсодержащие соединения для синтеза, а также не выделялись углеродсодержащие соединения в качестве продуктов реакции, поэтому количество атомов углерода, которые содержались в исходном ацетилене, будут теперь находиться в составе спирта. Следовательно, логична схема: C2Н2 → С2Н5ОН (соотношение соединений 1:1) • Определяем теоретическую массу этанола m(С2Н5ОН )=36,8/0,8=46 г – это ровно 1 моль спирта, следовательно, количество затраченного чистого, без примесей ацетилена также 1 моль. • Тогда объём его V (C2Н2 )=22,4 л, а с учётом содержания примесей 20%, его объём равен V (C2Н2 )=22,4 л/0,8=28 л Большие затруднения учащиеся встречают при решении таких трудоёмких задач, как определение формулы жира. Эти вопросы относятся к категории заданий, в которых может быть один или несколько правильных ответов. Чрезвычайно важным является отработка рационального алгоритма выполнения подобных тестовых заданий. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределять свое время и если они будут решать подобные задания на моделирование формулы через её построение, то это займёт уйму времени. Рассмотрим подобный пример: Название предельной кислоты, входящей в состав молекулы жира, содержащей 51 атом углерода: • А) акриловая кислота • октадекановая • C) олеиновая • D) бутановая • E) пальмитиновая • F) стеариновая • G) гексадекановая • H) масляная В каждой молекуле жира в составе, кроме углеводородных радикалов, находится 6 атомов углерода. Структурную формулу жира в этом задании можно не моделировать! Начинаем расчёт: 51-6=45 атомов углерода приходится на 3 углеводородных радикала, следовательно, 45/3=15 атомов углерода содержится в каждом радикале. Т.к. по условию задачи кислота, входящая в состав жира, является предельной, то искомый радикал - С15Н31. Составляем названия. В карбоновой кислоте еще один атом углерода содержится в карбоксильной группе. Значит, мы имеем 16 атомов углерода в составе молекулы, а это системное название – гексадекановая, или тривиальное – пальмитиновая., следовательно, верные ответы - E) и G). Знание рациональных конструкций тестовых заданий поможет учащимся практически не тратить время на лишние действия, которые предполагает академическое решение задачи, а также на то, чтобы сосредоточиться. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников мобилизовать себя в решающей ситуации. Тестовые вопросы взяты с образовательных сайтов: • https://itest.kz • http://megamozg.kz • http://100ballov.kz | |
Просмотров: 870 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|