Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

урок по теме "Неметаллы"
[ Скачать с сервера (1.17 Mb) ] 2015-01-20, 8:03 PM
Семыкина Алла Васильевна
Стаж работы: 19 лет
Специальность: учитель биологии и химии
Образование: высшее педагогическое
Урок химии в 9 классе.

Урок по теме «НЕМЕТАЛЛЫ».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся
по теме «Неметаллы».
Задачи урока:
Обучающие:
Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для характеристики химических элементов по периодической системе;
Закрепить умение составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно–восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс;
Развивающие:
развивать общеучебные умения и навыки, уметь использовать свои знания для решения практических задач, навыки обращения с лабораторным оборудованием
развивать умение работать в микрогруппах.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Воспитывать чувства доброжелательности и товарищества в коллективе.
Методы и методические приёмы:
Методы организации научно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (иллюстрация);
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
учебная дискуссия;
Метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
Оборудование:
Компьютеры, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости солей и оснований.
Реактивы:Na2CO3, HCl, Na3PO4, AgNO3, Na2SO4, Ba(NO3)2, NaOH, NaCl, H2SO4.
Мультимедиа.
План урока
1. Организация деятельности учащихся
2. Актуализация: фронтальный опрос
3. Систематизация пройденного материала.
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
6. Завершение урока.
Ход урока.
Организационный момент. Вступительное слово учителя: (2 мин)
Здравствуйте ребята! Мне приятно видеть вас сегодня на уроке.
Закройте глаза и подумайте о чём-то хорошем. (звучит спокойная мелодия)
Пожелайте всем и себе удачи, успехов и хорошего настроения.
Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.
Сегодня мы с вами окунёмся в уже знакомый вам мир неметаллов в немного необычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где подаются блюда для закрепления и обобщения знаний о неметаллах.
Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока «Неметаллы».
Это кафе необычно ещё тем, что за блюда платят посетителям, а не наоборот.

Но прежде чем ознакомиться с меню, давайте укажем адрес, где находится наше кафе.
Фронтальный опрос. (3 мин.)
Сколько всего в периодической системе химических элементов – неметаллов? (22)
2. Где расположены неметаллы в периодической системе химических элементов?
( в правом верхнем углу)
3.Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у неметаллов?
(4 – 8 ).
4. Неметаллы являются «s» или «р» элементами?
5. Как изменяются неметаллические свойства в периодах?
(в периодах слева направо усиливаются)
6. Как изменяются неметаллические свойства в группах?
( в группах сверху вниз ослабевают)
7. Какой вид связи между двумя атомами неметаллов? (ковалентный).
8. При взаимодействии с металлами неметаллы проявляют ----------- . (окислительные)

Систематизация пройденного материала.
Определив месторасположения кафе, переходим к изучению меню.
В меню указаны блюда, которые скрывают задания по данной теме, а напротив некоторых блюд слайды, раскрывающие эти задания, которые вам предстоит выполнить. За правильно выполненное задание я буду давать красный жетон, если задание выполнено с некоторыми недочётами, то вы получите жетон синего цвета, а если вы частично справились с заданием, то получите жетон зелёного цвета.
В конце урока вы обменяете жетоны на оценки.

Итак, первое, что указано в нашем меню это – «ДЕГУСТАЦИЯ». (3мин)
Самое главное при изучении химии знать и строго соблюдать технику безопасности на уроках.
Пожалуйста, зачитайте её:
Запрещается: есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус.
Нельзя брать реактивы руками, пробовать их на вкус.
Нельзя наклоняться над открытыми сосудами с реактивами. Рассматривайте их с боку.
Остатки реактива не высыпать и не выливать обратно в сосуд с чистым веществом.
Вещества для проведения опыта старайтесь брать точнее и в небольших количествах.
При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.
Соблюдать осторожность при работе с кислотами и щелочами.
Если реактив попал на тело или на одежду, немедленно смыть его большим количеством воды.

Второе, что указано в нашем меню это – конфеты «АССОРТИ». (10 мин)
Пожалуйста, угощайтесь. Открывайте и читайте задания.
1 столик: Последовательность цифр 2-4 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (С)
2 столик: Последовательность цифр 2-8-4 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (Si)
3столик: Последовательность цифр 2-5 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (N)
4 столик: Последовательность цифр 2-8-5 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (Р).
Здесь нужно узнать, какой элемент зашифрован в задании и дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов.
Доказано, что из 110 химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева около 80 входят в состав клеток живых организмов. Их условно можно разделить на макроэлементы и микроэлементы. Из изученных неметаллов к макроэлементам относят: O, C, H,N,P,Cl,S;
Макроэлементы входят в состав молекул органических и минеральных веществ клетки.
А ионы и микроэлементы участвуют в биохимических реакциях, происходящих в клетке, выполняют жизненно важные функции для организма

Третье блюдо это – печенье «БИОЛОГИЧЕСКОЕ». (5мин.)
Вам нужно узнать, о каком химическом элементе идёт речь в данном тексте.
1 столик: _____ является жизненно важным элементом, так как входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Непосредственно из воздуха его способны усваивать лишь некоторые бактерии, а все другие организмы усваивают только соединения ________ . Человек получает ______ не из воздуха, а из соединений ________ , содержащихся в пищи. В теле человека содержится 3 % ______ .Как говорится: «Без белка нет жизни, без ______ нет белка».
(азот)
2 столик:
_______ жизненно важный элемент, в связанном виде содержится во всех высших организмах (составная часть белков). Для людей свободная _____ не ядовита. Тем не менее, даже в малых количествах она обладает ослабляющим действием. Мелкозернистая _______ раздражает кожу. Серная мазь применяется для лечения кожных заболеваний.
(сера).
3 столик:
_____ относится к так называемым примесным элементам; его содержание в организме человека крайне мало и составляет 10-3 % . _______ обнаружен в печени, надпочечниках, волосах и хрусталике глаза. Недостаток _______ приводит к нарушению структуры костей и соединительной ткани.
(кремний).
4 столик:
Как и азот _______ входит в состав белков растений и животных. В костной ткани взрослого человека _______ содержится до 600г., в мышечных тканях – 56 г., в мозговых и нервных клетках – до 5 г. Соединения______ участвуют во всех обменных процессах жизнедеятельности живых организмов.
(фосфор).

Следующее блюдо торт «СЮРПРИЗ». (5 мин.) слайд №2
Вам предлагаю решить задачу на содержание примеси.
Задача:
Сколько граммов углекислого газа выделится при сгорании 40 г. угля содержащего
20% негорючей примеси.

При растворении солей в клетках образуются катионы и анионы

Следующее блюдо коктейль «АНИОНЫ» (5 мин.)
Вам даны соли Na, определите анионы этих солей.
Чтобы не ошибиться вспомните качественные реакции на анионы.
1столик: 2 столик:
Na2CO3 + 2HCl→ 2NaCl + H2O+ CO2 Na3 PO4 +3 Ag NO3 → Ag3PO4↓+ 3NaNO3
CO32- + 2H+ → H2O+ CO2 ↑ PO43-+ 3Ag+→ Ag3PO4↓
3 столик: 4 столик:
NaCl + Ag NO3 → AgCl↓ + HNO3 Na2SO4 + Ba(NO3)2 → BaSO4↓ +2HNO3
Cl- + Ag+→ AgCl↓ SO42-+ Ba2+→ BaSO4↓
Запишите молекулярное, полное и сокращённое уравнения реакции.
(один из учеников с каждой микрогруппы записывает сокращенное ионное уравнения реакции)

Следующее блюдо десерт «ФАНТАЗИЯ». (6мин.)
Посмотрите внимательно видеозадания, о каком веществе идёт речь, составьте генетическую связь, по первому уравнению реакции сделайте схему электронного баланса.
(один человек у доски)
S→SO3→H2SO4

Подведение итогов (6 мин.)
Итак, подсчитайте количество жетонов, как вы думаете, какую оценку вы бы поставили себе?
Д/з стр. 93 А №5.
В завершении этого урока я бы хотела обратиться к словам М. В. Ломоносова
«Химия широко распростирает свои объятья делам человеческим …..» Сегодня эти слова становятся всё более современными и актуальными.
Но химия – это не только новые конструкционные материалы, удобрения и средства для защиты растений.
Откроите слайд № 3
Химия – это загрязнение окружающей среды, (диоксид серы вызывает аллергию и раздражение дыхательных путей у человека и животных, диоксид азота снижает уровень гемоглобина в крови, раздражает слизистую оболочку глаза, если диоксида углерода в воздухе достигает 10%, появляется головокружение, иногда возможна потеря сознания) озоновые дыры в атмосфере, кислотные дожди. Поэтому важно знать и правильно использовать достижения современной химии.
Использовать экологически чистые источники энергии: энергию ветра, солнечную энергию, например, имеется установка во Франции, работающая на солнечной энергии она состоит из 9500 отдельных зеркал. В Алматинской области идёт интенсивное строительство гидроэлектростанции.
Я думаю, что в будущем мы можем избежать экологических катастроф, используя экологически чистые источники энергии.
Дополнительное задание, если осталось время.
Игра слов
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами, а потом садитесь сами!
Вот из слова гастроном вышел важный астроном,
А за ним и агроном ….
Вот вам слово «сульфадиметоксин», составьте слова связанные с биологией и химией.

Литература:
1. Н.А. Алексеев. Личностно-ориентированное обучение в школе.
Ростов-на-Дону. Феникс, 2006.
2. В. Малышкина. Занимательная химия./ Санкт-Петербург, «Тригон», 2001.
3. Журнал Химия, №8, 2010 г. Практико-ориентированные проблемно-
творческие задачи. О.Д-С. Кендиван, к.х.н. Москва. «ИГ «Основа»
Категория: Химия | Добавил: allasemukina
Просмотров: 1643 | Загрузок: 58 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-11-30, 0:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru