Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия |
[ Скачать с сервера (1.17 Mb) ] | 2015-01-20, 8:03 PM |
Семыкина Алла Васильевна Стаж работы: 19 лет Специальность: учитель биологии и химии Образование: высшее педагогическое Урок химии в 9 классе. Урок по теме «НЕМЕТАЛЛЫ». Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Неметаллы». Задачи урока: Обучающие: Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для характеристики химических элементов по периодической системе; Закрепить умение составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно–восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс; Развивающие: развивать общеучебные умения и навыки, уметь использовать свои знания для решения практических задач, навыки обращения с лабораторным оборудованием развивать умение работать в микрогруппах. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Воспитывать чувства доброжелательности и товарищества в коллективе. Методы и методические приёмы: Методы организации научно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: учебная дискуссия; Метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; Оборудование: Компьютеры, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости солей и оснований. Реактивы:Na2CO3, HCl, Na3PO4, AgNO3, Na2SO4, Ba(NO3)2, NaOH, NaCl, H2SO4. Мультимедиа. План урока 1. Организация деятельности учащихся 2. Актуализация: фронтальный опрос 3. Систематизация пройденного материала. 4. Подведение итогов 5. Домашнее задание 6. Завершение урока. Ход урока. Организационный момент. Вступительное слово учителя: (2 мин) Здравствуйте ребята! Мне приятно видеть вас сегодня на уроке. Закройте глаза и подумайте о чём-то хорошем. (звучит спокойная мелодия) Пожелайте всем и себе удачи, успехов и хорошего настроения. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Сегодня мы с вами окунёмся в уже знакомый вам мир неметаллов в немного необычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где подаются блюда для закрепления и обобщения знаний о неметаллах. Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока «Неметаллы». Это кафе необычно ещё тем, что за блюда платят посетителям, а не наоборот. Но прежде чем ознакомиться с меню, давайте укажем адрес, где находится наше кафе. Фронтальный опрос. (3 мин.) Сколько всего в периодической системе химических элементов – неметаллов? (22) 2. Где расположены неметаллы в периодической системе химических элементов? ( в правом верхнем углу) 3.Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у неметаллов? (4 – 8 ). 4. Неметаллы являются «s» или «р» элементами? 5. Как изменяются неметаллические свойства в периодах? (в периодах слева направо усиливаются) 6. Как изменяются неметаллические свойства в группах? ( в группах сверху вниз ослабевают) 7. Какой вид связи между двумя атомами неметаллов? (ковалентный). 8. При взаимодействии с металлами неметаллы проявляют ----------- . (окислительные) Систематизация пройденного материала. Определив месторасположения кафе, переходим к изучению меню. В меню указаны блюда, которые скрывают задания по данной теме, а напротив некоторых блюд слайды, раскрывающие эти задания, которые вам предстоит выполнить. За правильно выполненное задание я буду давать красный жетон, если задание выполнено с некоторыми недочётами, то вы получите жетон синего цвета, а если вы частично справились с заданием, то получите жетон зелёного цвета. В конце урока вы обменяете жетоны на оценки. Итак, первое, что указано в нашем меню это – «ДЕГУСТАЦИЯ». (3мин) Самое главное при изучении химии знать и строго соблюдать технику безопасности на уроках. Пожалуйста, зачитайте её: Запрещается: есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус. Нельзя брать реактивы руками, пробовать их на вкус. Нельзя наклоняться над открытыми сосудами с реактивами. Рассматривайте их с боку. Остатки реактива не высыпать и не выливать обратно в сосуд с чистым веществом. Вещества для проведения опыта старайтесь брать точнее и в небольших количествах. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду. Соблюдать осторожность при работе с кислотами и щелочами. Если реактив попал на тело или на одежду, немедленно смыть его большим количеством воды. Второе, что указано в нашем меню это – конфеты «АССОРТИ». (10 мин) Пожалуйста, угощайтесь. Открывайте и читайте задания. 1 столик: Последовательность цифр 2-4 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (С) 2 столик: Последовательность цифр 2-8-4 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (Si) 3столик: Последовательность цифр 2-5 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (N) 4 столик: Последовательность цифр 2-8-5 соответствует распределению электронов по энергетическим уровням атома __________ ? Дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. (Р). Здесь нужно узнать, какой элемент зашифрован в задании и дать характеристику этому элементу по периодической таблице химических элементов. Доказано, что из 110 химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева около 80 входят в состав клеток живых организмов. Их условно можно разделить на макроэлементы и микроэлементы. Из изученных неметаллов к макроэлементам относят: O, C, H,N,P,Cl,S; Макроэлементы входят в состав молекул органических и минеральных веществ клетки. А ионы и микроэлементы участвуют в биохимических реакциях, происходящих в клетке, выполняют жизненно важные функции для организма Третье блюдо это – печенье «БИОЛОГИЧЕСКОЕ». (5мин.) Вам нужно узнать, о каком химическом элементе идёт речь в данном тексте. 1 столик: _____ является жизненно важным элементом, так как входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Непосредственно из воздуха его способны усваивать лишь некоторые бактерии, а все другие организмы усваивают только соединения ________ . Человек получает ______ не из воздуха, а из соединений ________ , содержащихся в пищи. В теле человека содержится 3 % ______ .Как говорится: «Без белка нет жизни, без ______ нет белка». (азот) 2 столик: _______ жизненно важный элемент, в связанном виде содержится во всех высших организмах (составная часть белков). Для людей свободная _____ не ядовита. Тем не менее, даже в малых количествах она обладает ослабляющим действием. Мелкозернистая _______ раздражает кожу. Серная мазь применяется для лечения кожных заболеваний. (сера). 3 столик: _____ относится к так называемым примесным элементам; его содержание в организме человека крайне мало и составляет 10-3 % . _______ обнаружен в печени, надпочечниках, волосах и хрусталике глаза. Недостаток _______ приводит к нарушению структуры костей и соединительной ткани. (кремний). 4 столик: Как и азот _______ входит в состав белков растений и животных. В костной ткани взрослого человека _______ содержится до 600г., в мышечных тканях – 56 г., в мозговых и нервных клетках – до 5 г. Соединения______ участвуют во всех обменных процессах жизнедеятельности живых организмов. (фосфор). Следующее блюдо торт «СЮРПРИЗ». (5 мин.) слайд №2 Вам предлагаю решить задачу на содержание примеси. Задача: Сколько граммов углекислого газа выделится при сгорании 40 г. угля содержащего 20% негорючей примеси. При растворении солей в клетках образуются катионы и анионы Следующее блюдо коктейль «АНИОНЫ» (5 мин.) Вам даны соли Na, определите анионы этих солей. Чтобы не ошибиться вспомните качественные реакции на анионы. 1столик: 2 столик: Na2CO3 + 2HCl→ 2NaCl + H2O+ CO2 Na3 PO4 +3 Ag NO3 → Ag3PO4↓+ 3NaNO3 CO32- + 2H+ → H2O+ CO2 ↑ PO43-+ 3Ag+→ Ag3PO4↓ 3 столик: 4 столик: NaCl + Ag NO3 → AgCl↓ + HNO3 Na2SO4 + Ba(NO3)2 → BaSO4↓ +2HNO3 Cl- + Ag+→ AgCl↓ SO42-+ Ba2+→ BaSO4↓ Запишите молекулярное, полное и сокращённое уравнения реакции. (один из учеников с каждой микрогруппы записывает сокращенное ионное уравнения реакции) Следующее блюдо десерт «ФАНТАЗИЯ». (6мин.) Посмотрите внимательно видеозадания, о каком веществе идёт речь, составьте генетическую связь, по первому уравнению реакции сделайте схему электронного баланса. (один человек у доски) S→SO3→H2SO4 Подведение итогов (6 мин.) Итак, подсчитайте количество жетонов, как вы думаете, какую оценку вы бы поставили себе? Д/з стр. 93 А №5. В завершении этого урока я бы хотела обратиться к словам М. В. Ломоносова «Химия широко распростирает свои объятья делам человеческим …..» Сегодня эти слова становятся всё более современными и актуальными. Но химия – это не только новые конструкционные материалы, удобрения и средства для защиты растений. Откроите слайд № 3 Химия – это загрязнение окружающей среды, (диоксид серы вызывает аллергию и раздражение дыхательных путей у человека и животных, диоксид азота снижает уровень гемоглобина в крови, раздражает слизистую оболочку глаза, если диоксида углерода в воздухе достигает 10%, появляется головокружение, иногда возможна потеря сознания) озоновые дыры в атмосфере, кислотные дожди. Поэтому важно знать и правильно использовать достижения современной химии. Использовать экологически чистые источники энергии: энергию ветра, солнечную энергию, например, имеется установка во Франции, работающая на солнечной энергии она состоит из 9500 отдельных зеркал. В Алматинской области идёт интенсивное строительство гидроэлектростанции. Я думаю, что в будущем мы можем избежать экологических катастроф, используя экологически чистые источники энергии. Дополнительное задание, если осталось время. Игра слов Если взять большое слово, Вынуть буквы раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Поиграйте раньше с нами, а потом садитесь сами! Вот из слова гастроном вышел важный астроном, А за ним и агроном …. Вот вам слово «сульфадиметоксин», составьте слова связанные с биологией и химией. Литература: 1. Н.А. Алексеев. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов-на-Дону. Феникс, 2006. 2. В. Малышкина. Занимательная химия./ Санкт-Петербург, «Тригон», 2001. 3. Журнал Химия, №8, 2010 г. Практико-ориентированные проблемно- творческие задачи. О.Д-С. Кендиван, к.х.н. Москва. «ИГ «Основа» | |
Просмотров: 1643 | Загрузок: 58 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|