Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия |
[ Скачать с сервера (183.5 Kb) ] | 2015-03-28, 9:24 AM |
11 класс Форма: Интегрированный урок химии и биологии Тема урока: Спирты Цель урока: - Сформировать первое представление о спиртах, их свойствах и применении Задачи урока: Обучающие: • познакомить с простейшими представителями кислородсодержащих органических веществ; • продолжить формировать основные понятия органической химии: гомолог, изомер, функциональная группа; • научить распознавать многоатомные спирты. • изучить строение и свойства спиртов • познакомиться с представителями многоатомных спиртов Воспитательные: • формировать основные компетентности получения и обработки информации; • воспитывать способности самостоятельно добывать знания. Развивающие: • развивать умения сравнивать, анализировать; • развивать навыки коммуникативной культуры и умения сотрудничества при работе в паре; • формировать умения работать с учебным и раздаточным материалом, с обучающими компьютерными программами. Методы: словесные, наглядно-практический. Оборудование и дидактический материал для изучения темы: • обучающая программа “Спирты” в виде флипчарта; • компьютерный тест “Спирты”; • рабочая карта к уроку; Оборудование: настойки трав, йода, духи, одеколон, глицерин, растворитель красок, белок, спирт этиловый. Продукты для диабетиков, ксилит, метанол, этанол, сорбит. План урока 1. Орг. момент. 2. Номенклатура и классификация спиртов. 3. Получение спиртов. 4. Применение спиртов. 5. Физиологическое действие спиртов на живые организмы. 6. Свойства спиртов. 7. Многоатомные спирты и их значение. 8. Выводы, итоги урока. Ход урока 1.Орг.момент. Учитель химии. Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок – химии и биологии. Мы с вами постараемся выяснить, возможно, ли существование человека и природы без спиртов? Запишем тему урока в тетрадь. Как сказал один древний медик: Все есть яд и все лекарство, все дело в дозе. Парацельс Поэтому целью нашего урока является не только узнать классификацию и свойства спиртов, их значение, способы получения, а также выявить их физиологическое действие на живые организмы. 2.Номенклатура и классификация спиртов. Учитель. Сначала объясняет классификацию и номенклатуру спиртов, затем дает задание. Учитель химии. А для начала, чтобы настроиться на серьезную работу я предлагаю вам выполнить задание: Соотнесите формулы, название и классы спиртов. Каковы же правила номенклатуры спиртов? Какие классы спиртов нам известны? Итак, спиртов много, они классифицируются по различным признакам. А давайте обратимся к истории, как давно человеку известен спирт? Внимание на экран. 3.Получение спиртов. Учитель химии. Чистый спирт начали получать в 6 веке из плодов. А в наше время, какие существуют способы получения? Я попрошу 2 уч-ся составить на доске схемы их получения. Задание: составить схемы получения спиртов.(2 ученика на доске составляют схемы) 1. глюкоза-------- спирт.(вспоминаем биологию, реакцию брож.) 2. этен---------спирт(вспоминаем химические свойства алкенов) 4.Применение спиртов. Учитель химии. Где же находят применения спирты? (ответы учащихся) (доклады, + самостоятельно подготовленные слайды-презентации). 5.Физиологическое действие спиртов на живые организмы. Ученик в роли учителя биологии. Да, безусловно, спирты имеют огромное значение для человека – неотъемлемый элемент культурных традиций многих народов мира.Кроме того, оказывается, что в малых дозах винный спирт постоянно присутствует в организме,т.к. вырабатывается самим организмом человека. Его концентрация в крови составляет 0,01-0,05%, она необходима для обеспечения энергетических затрат организма. Сообщения учащихся -В чём польза спиртов? -Мифы и реальность о спиртах.(по презентациям) В продолжение можно добавить слова врача древности Парацельса: «Мера определяет, быть веществу вредным или полезным». В настоящее время ни для кого не секрет, что распространение алкоголизма – является серьезной проблемой многих стран. Похититель рассудка – так именуют алкоголь с древних времен. Давайте посмотрим как действует этанол на живые клетки и клеточные структуры. Демонстрация опытов. -действие этилового спирта на белки.(проводят все учащиеся, наблюдают денатурацию, делают выводы) Как видите этанол оказывает губительное действие на клетки, а это значит и на организм в целом. Последствия этого действия могут быть очень тяжёлые. Вопросы учащимся. -действие этанола на организм человека. - действие этанола на психику человека. - особенности действия алкоголя на организм детей. К сожалению,очень часто причиной тяжелейших отравлений является другой спирт – метанол.(сообщение про метанол) 6.Свойства спиртов. Учитель химии. Возникает проблема: почему именно он становится этой причиной ? Поможет нам найти ответ следующее задание. Задание: Заполнить таблицу. (2 ученика заполняют ее на доске) Характеристика этанола и метанола Характеристика Этанол Метанол Цвет Запах Коэффициент Рефракции Относительная плотность, г/мл Температура, С ПДК, мг/м ( учащиеся заполняют таблицу,2 человека у доски) Вывод: отличить ядовитый метанол от этанола можно только в лабораторных условиях, с помощью специального оборудования и реактивов. Опыт : « Качественные реакции на метанол и этанол» Учитель химии. В настоящее время нередки и отравления жидкостями, которые заливают в автомобиль, особенно антифризами. Дело в том, что в их состав входит этиленгликоль – ядовитое вещество. 7.Многоатомные спирты и их значение. Ученик в роли учителя биологии. Какие же еще спирты полезны и одновременно опасны для человека? Сообщение учащихся.(по многоатомным спиртам) 8 . Закрепление: 1. Общая формула спиртов. 2. Назовите вещества: CH3OH CH3-CH2-CH2-CH2-OH CH2(OH)-CH2(OH) 3. Составьте структурную формулу пропанол-2. 4. Чем определяется атомность спирта? 5. Перечислите области применения этанола. 6. Какие спирты используют в пищевой промышленности? 7. Какой спирт вызывает смертельное отравление при попадании в организм 30 мл? 8. Какое вещество используется в качестве незамерзающей жидкости? 9.Выводы и итоги урока Ученик в роли учителя биологии. А теперь давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопрос: Возможно ли существование человека и природы без спиртов? (ответы учащихся) Да, действительно, невозможно, спирты - наши постоянные спутники, они служат сырьём для промышленных товаров, входят в состав некоторых продуктов, являются частью живых организмов, используются в медицине. Учитель химии: А завершить урок мне хочется словами В. Гёте: «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей.» А домашнее задание будет таким: ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. На столах лист рефлексии - заполните их пожалуйста. Спасибо за урок. До свидания. | |
Просмотров: 1042 | Загрузок: 17 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|