Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Спирты.Алканолы
[ Скачать с сервера (183.5 Kb) ] 2015-03-28, 9:24 AM
11 класс
Форма: Интегрированный урок химии и биологии
Тема урока: Спирты

Цель урока: - Сформировать первое представление о спиртах, их свойствах и применении
Задачи урока:
Обучающие:
• познакомить с простейшими представителями кислородсодержащих органических веществ;
• продолжить формировать основные понятия органической химии: гомолог, изомер, функциональная группа;
• научить распознавать многоатомные спирты.
• изучить строение и свойства спиртов
• познакомиться с представителями многоатомных спиртов
Воспитательные:
• формировать основные компетентности получения и обработки информации;
• воспитывать способности самостоятельно добывать знания.
Развивающие:
• развивать умения сравнивать, анализировать;
• развивать навыки коммуникативной культуры и умения сотрудничества при работе в паре;
• формировать умения работать с учебным и раздаточным материалом, с обучающими компьютерными программами.

Методы: словесные, наглядно-практический.
Оборудование и дидактический материал для изучения темы:
• обучающая программа “Спирты” в виде флипчарта;
• компьютерный тест “Спирты”;
• рабочая карта к уроку;

Оборудование: настойки трав, йода, духи, одеколон, глицерин, растворитель красок, белок, спирт этиловый. Продукты для диабетиков, ксилит, метанол, этанол, сорбит.

План урока
1. Орг. момент.
2. Номенклатура и классификация спиртов.
3. Получение спиртов.
4. Применение спиртов.
5. Физиологическое действие спиртов на живые организмы.
6. Свойства спиртов.
7. Многоатомные спирты и их значение.
8. Выводы, итоги урока.

Ход урока

1.Орг.момент.
Учитель химии. Здравствуйте ребята. Садитесь.
Сегодня у нас не совсем обычный урок – химии и биологии.
Мы с вами постараемся выяснить, возможно, ли существование человека и природы без спиртов?
Запишем тему урока в тетрадь.
Как сказал один древний медик:
Все есть яд и все лекарство, все дело в дозе.
Парацельс

Поэтому целью нашего урока является не только узнать классификацию и свойства спиртов, их значение, способы получения, а также выявить их физиологическое действие на живые организмы.

2.Номенклатура и классификация спиртов.
Учитель. Сначала объясняет классификацию и номенклатуру спиртов, затем дает задание.
Учитель химии. А для начала, чтобы настроиться на серьезную работу я предлагаю вам выполнить задание: Соотнесите формулы, название и классы спиртов.
Каковы же правила номенклатуры спиртов?
Какие классы спиртов нам известны?
Итак, спиртов много, они классифицируются по различным признакам. А давайте обратимся к истории, как давно человеку известен спирт? Внимание на экран.

3.Получение спиртов.
Учитель химии. Чистый спирт начали получать в 6 веке из плодов. А в наше время, какие существуют способы получения? Я попрошу 2 уч-ся составить на доске схемы их получения. Задание: составить схемы получения спиртов.(2 ученика на доске составляют схемы)

1. глюкоза-------- спирт.(вспоминаем биологию, реакцию брож.)
2. этен---------спирт(вспоминаем химические свойства алкенов)

4.Применение спиртов.
Учитель химии. Где же находят применения спирты?
(ответы учащихся) (доклады, + самостоятельно подготовленные слайды-презентации).

5.Физиологическое действие спиртов на живые организмы.
Ученик в роли учителя биологии. Да, безусловно, спирты имеют огромное значение для человека – неотъемлемый элемент
культурных традиций многих народов мира.Кроме того, оказывается, что в малых дозах винный спирт постоянно присутствует в организме,т.к. вырабатывается самим организмом человека. Его концентрация в крови составляет 0,01-0,05%, она необходима для обеспечения энергетических затрат организма.
Сообщения учащихся
-В чём польза спиртов?
-Мифы и реальность о спиртах.(по презентациям)
В продолжение можно добавить слова врача древности Парацельса: «Мера определяет, быть веществу вредным или полезным».
В настоящее время ни для кого не секрет, что распространение алкоголизма – является серьезной проблемой многих стран. Похититель рассудка – так именуют алкоголь с древних времен. Давайте посмотрим как действует этанол на живые клетки и клеточные структуры.
Демонстрация опытов.

-действие этилового спирта на белки.(проводят все учащиеся, наблюдают денатурацию, делают выводы)
Как видите этанол оказывает губительное действие на клетки, а это значит и на организм в целом. Последствия этого действия могут быть очень тяжёлые.
Вопросы учащимся.
-действие этанола на организм человека.
- действие этанола на психику человека.
- особенности действия алкоголя на организм детей.
К сожалению,очень часто причиной тяжелейших отравлений является другой спирт – метанол.(сообщение про метанол)

6.Свойства спиртов.
Учитель химии. Возникает проблема: почему именно он становится этой причиной ?
Поможет нам найти ответ следующее задание.
Задание: Заполнить таблицу. (2 ученика заполняют ее на доске)

Характеристика этанола и метанола
Характеристика Этанол Метанол
Цвет
Запах
Коэффициент
Рефракции
Относительная
плотность, г/мл
Температура, С
ПДК, мг/м


( учащиеся заполняют таблицу,2 человека у доски)
Вывод: отличить ядовитый метанол от этанола можно только в лабораторных условиях, с помощью специального оборудования и реактивов.
Опыт : « Качественные реакции на метанол и этанол»





Учитель химии. В настоящее время нередки и отравления жидкостями, которые заливают в автомобиль, особенно антифризами. Дело в том, что в их состав входит этиленгликоль – ядовитое вещество.

7.Многоатомные спирты и их значение.
Ученик в роли учителя биологии. Какие же еще спирты полезны и одновременно опасны для человека?
Сообщение учащихся.(по многоатомным спиртам)
8 . Закрепление:
1. Общая формула спиртов.
2. Назовите вещества:
CH3OH
CH3-CH2-CH2-CH2-OH
CH2(OH)-CH2(OH)
3. Составьте структурную формулу пропанол-2.
4. Чем определяется атомность спирта?
5. Перечислите области применения этанола.
6. Какие спирты используют в пищевой промышленности?
7. Какой спирт вызывает смертельное отравление при попадании в организм 30 мл?
8. Какое вещество используется в качестве незамерзающей жидкости?

9.Выводы и итоги урока
Ученик в роли учителя биологии. А теперь давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопрос: Возможно ли существование человека и природы без спиртов?
(ответы учащихся)
Да, действительно, невозможно, спирты - наши постоянные спутники, они служат сырьём для промышленных товаров, входят в состав некоторых продуктов, являются частью живых организмов, используются в медицине.
Учитель химии: А завершить урок мне хочется словами В. Гёте: «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей.»
А домашнее задание будет таким: ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.
На столах лист рефлексии - заполните их пожалуйста.
Спасибо за урок. До свидания.
Категория: Химия | Добавил: alesya
Просмотров: 1042 | Загрузок: 17 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-11-23, 4:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru