Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия |
[ Скачать с сервера (106.0 Kb) · Скачать удаленно () ] | 2015-04-20, 8:01 PM |
Дата урока: 26.02.2015г Урок №46 Тема урока. Медь, цинк и их важнейшие соединения. Цель урока. Сформировать знания учащихся о химических элементах: меди, цинке, об их основных свойствах, об их получении и практическом применении, на основе самостоятельного поиска материала. Задачи урока: Образовательные: 1) углубление знаний о положении меди, цинка, в периодической системе химических элементов, о строении их атомов, о физических и химических свойствах металлов, об их получении, о наиболее важных природных соединениях меди, цинка, об их сплавах, об их применении и практической значимости. Рассмотрение биологической роли металлов и их влияние на окружающую среду. 2) повторение характеристик изученных веществ, развитие умений составлять уравнения химических реакций, определять их тип; Развивающие: развитие речи, внимания, памяти, познавательного интереса, потребности в приобретении и применении знаний. Воспитательные: воспитание у учащихся культуры речи, поведения, манеры. Тип урока. Комбинированный Оборудование урока. Дидактический материал, медные стружки, цинковые гранулы Виды работы учащихся: 1. Групповая и индивидуальная. 2. Ответы на теоретические вопросы. 3. Написание уравнений реакций План урока: 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний учащихся по теме общая характеристика d-элементов 3. Изучение нового материала 4. Закрепление знаний 5. Задание на дом Ход урока 1. Урок начинаем с сообщения темы, которую учащиеся записывают в тетради. Уточняем цель урока, представляем, друг другу группы учащихся, которые будут “двигаться” по двум маршрутам. Приступая к работе, учащиеся записывают в тетради название своего маршрута и каждого этапа следования. 1-ряд учащихся «Группа Cu» 2-ряд учащихся «Группа Zn» 2. Фронтальный опрос по теме «Общая характеристика d-элементов» 1) В связи с чем d-элементы так называются? (валентные электроны заполняют d-подуровень) 2) Почему d-элементы можно назвать переходными элементами? (располагаются между типичными металлами и типичными неметаллами) 3) Где располагаются d-элементы в ПСХЭ Д.И.Менделеева? (во всех побочных подгруппах) 4) d-элементы по химическим свойствам являются окислителями или восстановителями? (восстановители) 5) Назовите d-элементы (Cu, Zn, Cr, Fe, Mn и т.д.) 3. Изучение нового материала Каждому участнику группы раздаются одинаковые задания, только по своей теме. Задание 1 участнику (легкий уровень) I. Описать элемент по расположению его в ПСХЭ по предложенному плану: 1. Название элемента и его обозначение 2. Порядковый номер 3. Атомная масса 4. Номер периода 5. Номер группы и подгруппа 6. Строение атома элемента (количество протонов, нейтронов, электронов) 7. Количество энергетических уровней 8. Электронная формула атома элемента II. Описать нахождение элемента в природе Задание 2 участнику (средний уровень) I. Описать физические свойства элемента II. Написать химические реакции, лежащие в основе получения элемента Задание 3 участнику группы (сложный уровень) I. Описать химические свойства элемента и его соединений II. Составить кластер на применение элементов Задание 1 (легкий уровень) I. Описать элемент по расположению его в ПСХЭ № Характеристика Cu Zn 1 Название элемента и его обозначение Медь Cu Цинк Zn 2 Порядковый номер 29 30 3 Атомная масса 64 65 4 Номер периода 4 4 5 Номер группы и подгруппа IB IIB 6 Строение атома элемента (количество протонов, нейтронов, электронов) 6429Cu (29p+35n0)29e- 6530Zn (30p+35n0)30e- 7 Количество энергетических уровней +29Cu )2 e-)8e-)18e-)1e- +30Zn )2 e-)8e-)18e-)2e- 8 Электронная формула атома элемента 29Cu 1s22s22p63s23p63d104s1 30Zn 1s22s22p63s23p63d104s2 II. Нахождение в природе Медь: в земной коре содержание меди составляет 0,01% по массе. Она встречается в виде самородков, но чаще в виде соединений. В настоящее время известно свыше 170 медьсодержащих минералов, из них только 10-15имеют практическое значение: халькопирит CuFeS2 (30% меди), халькозин – медный блеск Cu2S (79,8% меди), ковеллин CuS (64,4% меди), малахит CuCO3∙Cu(OH)2 (57,4% меди), азурит 2CuCO3∙Cu(OH)2 (55,5% меди), куприт Cu2O (81,8%). Цинк: по содержанию в земной коре цинк занимает 23-е место среди других элементов, в земной коре содержание его по массе 0,01%. Обычно цинковые руды – полиметаллические. Они содержат также минералы меди, свинца, кадмия и других металлов. Важнейшие минералы: цинковая обманка ZnS, цинкит ZnO, цинковый шпат (галмей) ZnCO3 и др. Задание 2 (средний уровень) I. Описать физические свойства элемента Медь – блестящий металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается. Tплавления= 10830С, ρ=8,9г/см3. Отличный проводник электрического тока (уступает только серебру) Цинк – металл синевато-белого цвета с сильным металлическим блеском, металл средней твердости. ρ=7,13 г/см3,цинк легко плавится Tплавления= 419,40С и принадлежит к числу летучих металлов Ткипения=905,70С. Его теплопроводность 60% от теплопроводности серебра, а электрическая проводимость в 4 раза меньше. II. Написать химические реакции, лежащие в основе получения элемента Медь: Из сульфидных руд медь получают пирометаллургическим методом, а из кислородосодержащих – гидрометаллургическим. 2Cu2S + 3O2 = 2Cu2O + 2SO2 2Cu2O + Cu2S = 6Cu + SO2 Цинк: для получения металлического цинка из руд используются пирометаллургические и гидрометаллургические процессы. 2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2 SO2↑ ZnO + C = Zn + CO↑ Задание 3 (сложный уровень) I. Описать химические свойства элемента и его соединений Взаимодействие меди с простыми веществами 1) Cu + Cl2 = CuCl2 2) 2Cu + O2 = 2CuO 3) Cu + S = CuS Взаимодействие со сложными веществами t 1) Cu + 2H2SO4(конц.) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O t 2) Cu + 4HNO3(конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O t 3) 3Cu + 8HNO3(разб.) = 3Cu(NO3)2 + 2NO↑ + 4H2O 4) 2Cu + 4HCl + O2 = 2CuCl2 + 2H2O 5) Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag Химические свойства соединений меди: 1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 2) Cu(OH)2 = CuO + H2O 3) CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O 4) Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O Взаимодействие цинка с простыми веществами 1) Zn + Cl2 = ZnCl2 2) 2Zn + O2 = 2ZnO 3) Zn + S = ZnS Взаимодействие со сложными веществами 1) Zn + H2O = ZnO + H2↑ 2) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ t 3) Zn + 2 NaOH(крист.) = Na2ZnO2 + H2↑ 4) Zn(OH)2 + 2 NaOH + 2 H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2↑ тетрагидроксоцинкат (II) натрия Химические свойства соединений цинка 1) Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O 2) Zn(OH)2 + 2 NaOH = Na2[Zn(OH)4] II. Составить кластер на применение элементов Применение меди Применение цинка 4. Закрепление материала Каждая группа получает задания для закрепления темы противоположной группы. «Группа Cu» выполняет задания по теме «Цинк и его соединения», а «Группа Zn» выполняет задания по теме «Медь и его соединения» Задания для закрепления для «Группы Cu»: 1. 2. Выпишите формулы веществ в состав которых входит цинк: CrO, ZnS, Na2CrO4, Na2ZnO2, (CuOH)2CO3, ZnCO3, Cu2S, Cr2O3, Cu2O, Cu(NO3)2, Fe(CrO2)2, Cr(OH)2, ZnCl2, CuFeS2, ZnO, H2CrO4, CrO3, Zn(OH)2, Cu(OH)2, CuO. Задания для закрепления для «Группы Zn»: 1. 2. Выпишите формулы веществ в состав которых входит медь: CrO, ZnS, Na2CrO4, Na2ZnO2, (CuOH)2CO3, ZnCO3, Cu2S, Cr2O3, Cu2O, Cu(NO3)2, Fe(CrO2)2, Cr(OH)2, ZnCl2, CuFeS2, ZnO, H2CrO4, CrO3, Zn(OH)2, Cu(OH)2, CuO. 5. Домашнее задание: §6.2-6.3 упр.5,6 стр.174, упр.5,6 стр.180 Описать биологическое значение этих элементов | |
Просмотров: 2016 | Загрузок: 402 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|