Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия

Медь, цинк и их важнейшие соединения.
[ Скачать с сервера (106.0 Kb) · Скачать удаленно () ] 2015-04-20, 8:01 PM
Дата урока: 26.02.2015г
Урок №46
Тема урока. Медь, цинк и их важнейшие соединения.
Цель урока. Сформировать знания учащихся о химических элементах: меди, цинке, об их основных свойствах, об их получении и практическом применении, на основе самостоятельного поиска материала.
Задачи урока:
Образовательные:
1) углубление знаний о положении меди, цинка, в периодической системе химических элементов, о строении их атомов, о физических и химических свойствах металлов, об их получении, о наиболее важных природных соединениях меди, цинка, об их сплавах, об их применении и практической значимости. Рассмотрение биологической роли металлов и их влияние на окружающую среду.
2) повторение характеристик изученных веществ, развитие умений составлять уравнения химических реакций, определять их тип;
Развивающие: развитие речи, внимания, памяти, познавательного интереса, потребности в приобретении и применении знаний.
Воспитательные: воспитание у учащихся культуры речи, поведения, манеры.
Тип урока. Комбинированный
Оборудование урока. Дидактический материал, медные стружки, цинковые гранулы
Виды работы учащихся:
1. Групповая и индивидуальная.
2. Ответы на теоретические вопросы.
3. Написание уравнений реакций
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся по теме общая характеристика d-элементов
3. Изучение нового материала
4. Закрепление знаний
5. Задание на дом
Ход урока
1. Урок начинаем с сообщения темы, которую учащиеся записывают в тетради. Уточняем цель урока, представляем, друг другу группы учащихся, которые будут “двигаться” по двум маршрутам.
Приступая к работе, учащиеся записывают в тетради название своего маршрута и каждого этапа следования.
1-ряд учащихся «Группа Cu»
2-ряд учащихся «Группа Zn»
2. Фронтальный опрос по теме «Общая характеристика d-элементов»
1) В связи с чем d-элементы так называются? (валентные электроны заполняют d-подуровень)
2) Почему d-элементы можно назвать переходными элементами? (располагаются между типичными металлами и типичными неметаллами)
3) Где располагаются d-элементы в ПСХЭ Д.И.Менделеева? (во всех побочных подгруппах)
4) d-элементы по химическим свойствам являются окислителями или восстановителями? (восстановители)
5) Назовите d-элементы (Cu, Zn, Cr, Fe, Mn и т.д.)
3. Изучение нового материала
Каждому участнику группы раздаются одинаковые задания, только по своей теме.
Задание 1 участнику (легкий уровень)
I. Описать элемент по расположению его в ПСХЭ по предложенному плану:
1. Название элемента и его обозначение
2. Порядковый номер
3. Атомная масса
4. Номер периода
5. Номер группы и подгруппа
6. Строение атома элемента (количество протонов, нейтронов, электронов)
7. Количество энергетических уровней
8. Электронная формула атома элемента
II. Описать нахождение элемента в природе
Задание 2 участнику (средний уровень)
I. Описать физические свойства элемента
II. Написать химические реакции, лежащие в основе получения элемента
Задание 3 участнику группы (сложный уровень)
I. Описать химические свойства элемента и его соединений
II. Составить кластер на применение элементов
Задание 1 (легкий уровень)
I. Описать элемент по расположению его в ПСХЭ
№ Характеристика Cu Zn
1 Название элемента и его обозначение Медь Cu Цинк Zn
2 Порядковый номер 29 30
3 Атомная масса 64 65
4 Номер периода 4 4
5 Номер группы и подгруппа IB IIB
6 Строение атома элемента (количество протонов, нейтронов, электронов) 6429Cu (29p+35n0)29e- 6530Zn (30p+35n0)30e-
7 Количество энергетических уровней +29Cu )2 e-)8e-)18e-)1e- +30Zn )2 e-)8e-)18e-)2e-
8 Электронная формула атома элемента 29Cu 1s22s22p63s23p63d104s1 30Zn 1s22s22p63s23p63d104s2
II. Нахождение в природе
Медь: в земной коре содержание меди составляет 0,01% по массе. Она встречается в виде самородков, но чаще в виде соединений. В настоящее время известно свыше 170 медьсодержащих минералов, из них только 10-15имеют практическое значение: халькопирит CuFeS2 (30% меди), халькозин – медный блеск Cu2S (79,8% меди), ковеллин CuS (64,4% меди), малахит CuCO3∙Cu(OH)2 (57,4% меди), азурит 2CuCO3∙Cu(OH)2 (55,5% меди), куприт Cu2O (81,8%).
Цинк: по содержанию в земной коре цинк занимает 23-е место среди других элементов, в земной коре содержание его по массе 0,01%. Обычно цинковые руды – полиметаллические. Они содержат также минералы меди, свинца, кадмия и других металлов. Важнейшие минералы: цинковая обманка ZnS, цинкит ZnO, цинковый шпат (галмей) ZnCO3 и др.
Задание 2 (средний уровень)
I. Описать физические свойства элемента
Медь – блестящий металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается.
Tплавления= 10830С, ρ=8,9г/см3. Отличный проводник электрического тока (уступает только серебру)
Цинк – металл синевато-белого цвета с сильным металлическим блеском, металл средней твердости. ρ=7,13 г/см3,цинк легко плавится Tплавления= 419,40С и принадлежит к числу летучих металлов Ткипения=905,70С. Его теплопроводность 60% от теплопроводности серебра, а электрическая проводимость в 4 раза меньше.
II. Написать химические реакции, лежащие в основе получения элемента
Медь: Из сульфидных руд медь получают пирометаллургическим методом, а из кислородосодержащих – гидрометаллургическим.
2Cu2S + 3O2 = 2Cu2O + 2SO2
2Cu2O + Cu2S = 6Cu + SO2
Цинк: для получения металлического цинка из руд используются пирометаллургические и гидрометаллургические процессы.
2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2 SO2↑
ZnO + C = Zn + CO↑
Задание 3 (сложный уровень)
I. Описать химические свойства элемента и его соединений
Взаимодействие меди с простыми веществами
1) Cu + Cl2 = CuCl2
2) 2Cu + O2 = 2CuO
3) Cu + S = CuS
Взаимодействие со сложными веществами
t
1) Cu + 2H2SO4(конц.) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O
t
2) Cu + 4HNO3(конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
t
3) 3Cu + 8HNO3(разб.) = 3Cu(NO3)2 + 2NO↑ + 4H2O
4) 2Cu + 4HCl + O2 = 2CuCl2 + 2H2O
5) Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag
Химические свойства соединений меди:
1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
2) Cu(OH)2 = CuO + H2O
3) CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
4) Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
Взаимодействие цинка с простыми веществами
1) Zn + Cl2 = ZnCl2
2) 2Zn + O2 = 2ZnO
3) Zn + S = ZnS
Взаимодействие со сложными веществами
1) Zn + H2O = ZnO + H2↑
2) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
t
3) Zn + 2 NaOH(крист.) = Na2ZnO2 + H2↑
4) Zn(OH)2 + 2 NaOH + 2 H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2↑
тетрагидроксоцинкат
(II) натрия
Химические свойства соединений цинка
1) Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
2) Zn(OH)2 + 2 NaOH = Na2[Zn(OH)4]
II. Составить кластер на применение элементов
Применение меди

Применение цинка

4. Закрепление материала
Каждая группа получает задания для закрепления темы противоположной группы. «Группа Cu» выполняет задания по теме «Цинк и его соединения», а «Группа Zn» выполняет задания по теме «Медь и его соединения»
Задания для закрепления для «Группы Cu»:
1.

2. Выпишите формулы веществ в состав которых входит цинк:
CrO, ZnS, Na2CrO4, Na2ZnO2, (CuOH)2CO3, ZnCO3, Cu2S, Cr2O3, Cu2O, Cu(NO3)2, Fe(CrO2)2, Cr(OH)2, ZnCl2, CuFeS2, ZnO, H2CrO4, CrO3, Zn(OH)2, Cu(OH)2, CuO.
Задания для закрепления для «Группы Zn»:
1.

2. Выпишите формулы веществ в состав которых входит медь:
CrO, ZnS, Na2CrO4, Na2ZnO2, (CuOH)2CO3, ZnCO3, Cu2S, Cr2O3, Cu2O, Cu(NO3)2, Fe(CrO2)2, Cr(OH)2, ZnCl2, CuFeS2, ZnO, H2CrO4, CrO3, Zn(OH)2, Cu(OH)2, CuO.

5. Домашнее задание: §6.2-6.3 упр.5,6 стр.174, упр.5,6 стр.180
Описать биологическое значение этих элементов
Категория: Химия | Добавил: gulnara_isenova
Просмотров: 2007 | Загрузок: 401 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-10-06, 11:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru