Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия |
[ Скачать с сервера (1.29 Mb) ] | 2015-05-04, 2:03 PM |
Учитель химии Черепанова Ольга Аскаровна КГУ «Бобровская средняя школа» Класс: 8 Урок № ____ Дата: _____________ Тема урока: Кислоты Цель урока: познакомиться с составом, классификацией и представителями кислот, развивать навыки экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты. Тип урока: изучение нового материала Оборудование: фосфорная кислота, индикаторы, металлический цинк, гидроксид натрия, оксид меди, пробирки, чашки Петри, воронки. Ход урока: I Орг. момент Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта Учитель: Тема нашего урока зашифрована в шараде: Мы первым слогом позовем кота, Вторым измерим с судна толщу вод, Союз на окончание пойдет, И целым станет слово... Ученики: Кислота. Слайд 2 Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг пламенного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн тонн азотной кислоты. Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый “букет” кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив или вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из незрелых плодов. Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70 % муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. “Химическое оружие” широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее как оружие межвидовой борьбы. Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. “Много дел” и у соляной кислоты – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. У вас на столе лежат драже аскорбиновой кислоты. Попробуйте их на вкус. Именно вкус кислот дал им название. Но можно ли определить все кислоты по вкусу? Для этого существуют специальные вещества – указатели. II Изучение новой темы Слайд 3 Внимательно посмотрите на формулы кислот. Что в них общего? HNO3 – азотная кислота HNO2 – азотистая кислота H2SO4 – серная кислота H2SO3 – сернистая кислота H2S – сероводородная кислота HCl – соляная кислота H2CO3 – угольная кислота H2SiO3 – кремниевая кислота H3PO4 – ортофосфорная кислота Слайд 4 Что такое кислота? Давайте составим определение кислоты. ( Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. Атомы водорода способны замещаться на металл. Слайд 5 Формулы, каких веществ «лишние» и почему? 1) HCI 2)CO2 3)NaOH 4) H2SO4 5) NaCl 6) H3PO4 7) HNO3 8) H2S 9) СаО 10) H2CO3 11)Н2О 12)Н2SiO4 Слайд 6,7 (возврат к слайду 3 – щелкаем по слову кислорода) Разделите вышеперечисленные кислоты на группы 1) по числу атомов водорода Слайд 8 А теперь мы с вами будем учиться называть кислоты. Бескислородные кислоты называют с конца молекулы, соединяя название последнего элемента через соединительную гласную О со словом водородная, и добавляем название класса соединения - кислота. Например: ПОКАЗЫВАЮ HCl – хлороводородная кислота, другое, чаще употребляемое название ее, – соляная кислота. Немного о ней: (показываю пузырек с кислотой) – это жидкость, без цвета и запаха, концентрированная дымит на воздухе; содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только мы начнем пережевывать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, так как сок начнет переваривать стенки самого желудка. Название кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы. Например: ПОКАЗЫВАЮ H2SO4 и H2SO3 – в середине стоит сера, поэтому первую (у которой больше кислорода) называют серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше кислорода) – сернистой (победнее и скромнее). Немного о серной кислоте: (показываю ее) – это жидкость, без цвета и запаха, хорошо поглощает окружающие пары воды и другие газы. Концентрированная серная кислота требует особого обращения с ней при разбавлении: ее нужно приливать в воду, а не наоборот. Иначе может произойти закипание и выплеск кислоты, что может привести к ожогам рук, глаз и лица. Назовите кислоты Слайд № 8 Слайд 9 Физические свойства кислот: Кислоты могут быть твердые, жидкие (разное агрегатное состояние),бесцветные, белые, коричневые (цвет разнообразный). Растворы имеют кислый вкус (яблочная , лимонная, щавелевая), разъедают растительные и животные ткани.(!). Слайд 10-11 Польза и вред кислот (предлагаю учащимся назвать самим, потом дополнить) Слайд 12 ТБ от строгой химички Слайд 13 Химические свойства кислот: 1.Кислоты окрашивают индикатор. ВОПРОС: Что такое индикатор? Какие индикаторы вы знаете? (Ответ: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый). ОПЫТ Л/Р: К растворам кислот добавляем индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый. Наблюдаем окраску, записываем. 2.Растворы кислот взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода, с выделением водорода. Исключение азотная кислота (водород не выделяется). ОПЫТ Взаимодействие цинка с соляной кислотой Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 р.з. 3. Кислоты реагируют с основными оксидами. CaO + H2SO4 = CaSO4 + H2O р.о. CaO + 2HСl = CaCl2 + H2O р.о. 4. Кислоты реагируют с основаниями. ВОПРОС: Как называется эта реакция? ОПЫТ 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O р.о. . Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O р.о. 5. Кислоты взаимодействуют с солями. HNO3 HCl H2SO4 H3PO4 H2SO3 H2CO3 H2SiO3 Каждая предыдущая кислота вытесняет последующую. Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SO3 р.о. 6. Нестойкие кислоты разлагаются. Слайд 16 Обобщение химических свойств Реагент (условие реакции) Индикатор Основание Основный оксид Соль Металл Кислота Лакмус- красный Соль + вода Соль + вода Соль*+Кислота* Соль + Н2 ↑ III Закрепление темы 1. Выберите формулы кислот: м) HCl в) P2O5 ж) NH3 г) Ca(OH)2 о) H3PO4 и) NaCl 2. Выберите двухосновные кислоты: п) HNO3 р) HF н) HCl с) H3PO4 л) H2SO4 о) H2CO3 3. Выберите бескислородные кислоты: д) H2S ч) HF т) HNO3 з) H3PO4 к) H2SO3 м) HNO2 4. Выберите формулу кислоты, в которой степень окисления атомов серы +6: д) H2SO3 и) H2SO4 а) H2S 5. Выберите формулы кислот, ион кислотного остатка которых имеет заряд 2-: н) H2S б) HNO3 а) H2CO3 к) H3PO4 Проверьте свои ответы по ключу. Подведение итогов урока | |
Просмотров: 898 | Загрузок: 28 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|