Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия |
[ Скачать с сервера (168.0 Kb) ] | 2015-08-21, 3:12 PM |
Цели урока: 1. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы. 2. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов. 3. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение. Задачи урока: Образовательные: 1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов; 2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся. Развивающие: 1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов. 2. Совершенствовать умения логически мыслить. 3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала. 4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи. Воспитательные: 1. Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок. 2. Продолжить развитие речевых навыков. 3. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений. 4. Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе. Оборудование и реактивы: натрий металлический, стакан, вода, раствор фенолфталеина, фильтровальная бумага, компьютер, проектор, презентация Power Point. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний: К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства и получение металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках. Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их соединениями. На интерактивной доске (слайд 1) показаны некоторые свойства металлов, их них вам нужно убрать лишние: Таким образом, вспомнив важнейшие свойства металлов, мы продолжим наше знакомство с металлами и более подробно рассмотрим элементы 1 группы главной подгруппы. Записываем тему нашего урока: «Щелочные металлы» (cлайд 3) Раскрываются цели урока. (слайд 4) 3. Объяснение нового материала Кто они – щелочные металлы? Учащиеся слушают рассказ учителя (слайд 5) Щелочны́е мета́ллы — это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов. ▪ Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице (слайд 6) Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов. История открытия шелочных металлов ▪ Нахождение в природе (слайд 7) Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие. Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это: - NaCl – поваренная соль - Na2SO4 ∙ 10H2O - десятиводный кристаллогидрат (декагидрат) сульфата натрия. - KCl • NaCl - осадочная горная порода, состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина. - KCl•MgCl2•6H2O - минерал, представляющий собой двойную соль хлорида калия и хлорида магния ▪ Получение щелочных металлов (слайд 7) Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида. В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные хлорид-ионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлорид-ионы, анионы, в электрическом поле передвигаются в сторону положительного электрода – анода, на котором они отдают электроны и превращаются далее в молекулярный хлор, который и выделяется из электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному электроду – катоду, на котором происходит разряжение ионов и образование жидкого металлического натрия: Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов. ▪ Физические свойства щелочных металлов (слайд 8) Для щелочных металлов, как и для других металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое. Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства. Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом. Демонстрация: разрезание кусочка натрия ножом. ▪ Химические свойства щелочных металлов (слайд 9) У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны Щелочные металлы вследствие их высокой активности хранят в толстостенных сосудах из темного стекла под слоем керосина. Литий из-за его малой плотности хранят под слоем вазелинового масла. 1. Взаимодействие с простыми веществами: 4 Li + O2 → 2 Li2O (натрий образует пероксид, а калий надпероксид) 6 Li + N2→ 2 Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха, забегая вперед, скажу, что азот воздуха химически инертен и при комнатной температуре реагирует только с литием) 2. Взаимодействие со сложными веществами Демонстрация: Взаимодействие натрия с водой. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2 NaOH + ф. фт. → малиновый раствор Литий реагирует с водой спокойно, другие же щелочные металлы реагируют более бурно, натрий – воспламеняется, а калий взрывается. 3. Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени Природные соединения натрия - галит ▪ Биологическая роль и применение соединений калия (слайд 11) Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор кислотности). Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель Глауберова соль - используют в стекольном производстве, в стиральных порошках, зарегистрирован, как пищевая добавка Е 514 – регулятор кислотности ▪ Закрепление изученного материала: Учащиеся выполняют задание на доске и затем вместе с учителем проверяют на доске (слайд 12). ▪ Домашнее задание: (слайд 14) ▪ Подведение итогов урока. | |
Просмотров: 1215 | Загрузок: 44 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|