Главная » Файлы » В помощь учителю » Химия |
[ Скачать с сервера (96.5 Kb) ] | 2015-08-21, 3:19 PM |
Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» Д. И. Менделеев Цель урока: познакомиться с важнейшими соединениями Ca и Mg, нахождением их в природе, их применением. Задачи: • Образовательные: 1. Познакомить учащихся с представителями соединений металлов Ca и Mg. 2. Продолжить обучение учащихся пользоваться периодической системой. 3. Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций. 4. Способствовать развитию практических умений при работе на интерактивной доске. • Воспитательные: 1. Показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства и успешной адаптации будущих специалистов в современном обществе. • Развивающие: 1. Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике. 2. Развивать память и внимание учащихся. 3. Продолжить формирование химического языка. Оборудование: • коллекции соединений кальция, • интерактивная доска, • Power Point – презентация, • Flash–мультимедиа, • Видеофрагменты, План урока для учителя: 1. Проверка домашнего задания. 2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока. 3. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов второй группы главной подгруппы. 4. Подведение итогов урока. Ход урока Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений кальция и магния, нахождение их в природе и применение этих соединений в различных областях жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений. Организационный момент. 1. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа у доски. К доске вызываются двое учащихся и воспроизводят упражнения домашнего задания на доске. Правило: если использовать тетради, то оценки «4» или «5» не получишь. Воспроизведенные упражнения проверяются по окончании фронтальной проверки. Задания 4 в цепочке превращений - можно усложнить, предложив записать уравнения в полном и сокращенном ионном виде. Осуществить превращение, реакцию 4 разобрать в молекулярном и ионном виде: Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 → CaCO3 Реакция горения кальция в кислороде (видеофрагмент) Фронтальный опрос класса: учитель (вопросы) 1. Какие химические элементы относятся к семейству щелочно-земельных металлов? 2. Что общего и в чем отличие электронного строения щелочно-земельных металлов? Рассказывают по рисунку: 3. Как это отражается на их восстановительных свойствах? Исходя из положения данных элементов в ПСХЭ видно, у всех элементов по 2 электрона на последнем энергетическом уровне – номер группы; но разный заряд ядра – порядковый № элемента; различный радиус атома – номер периода. Восстановительные свойства увеличиваются (способность отдавать электроны) увеличивается сверху вниз, так как увеличивается радиус атома и электроны последнего уровня не прочно связаны с ядром атома, а следовательно легче отдают. 4. Проверка домашнего задания у доски: Проверяем правильность написания уравнений реакций, расстановки коэффициентов. Цепочка превращений остается на доске. 5. Встречаются ли перечисленные металлы в свободном виде? Нет, в виду своей активности, только в виде соединений. 2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока. Учитель: Сегодня мы познакомимся с соединениями элементов второй группы главной подгруппы на примере Кальция и Магния. (Презентация «Где встречаются соединения кальция и магния») 3. Формирование и совершенствование знаний о соединениях металлов. Учитель: Обратимся к цепочке превращений: Какой элемент все время повторяется в цепочке превращений? 20 Кальций Ca 40,078 4s2 Ка́льций — элемент главной подгруппы второй группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 20. Обозначается символом Ca (лат. Calcium). Простое вещество кальций (CAS-номер: 7440-70-2) — мягкий, химически активный щёлочноземельный металл серебристо-белого цвета. Название элемента происходит от лат. calx (в родительном падеже calcis) — «известь», «мягкий камень». Оно было предложено английским химиком Хэмфри Дэви, в 1808 г. выделившим металлический кальций электролитическим методом. Нахождение в природе Из-за высокой химической активности кальций в свободном виде в природе не встречается. На долю кальция приходится 3,38 % массы земной коры (5-е место по распространенности после кислорода, кремния, алюминия и железа). Большая часть кальция содержится в составе силикатов и алюмосиликатов различных горных пород (граниты, гнейсы и т. п.), особенно в полевом шпате — анортите Ca[Al2Si2O8]. В виде осадочных пород соединения кальция представлены мелом и известняками, состоящими в основном из минерала кальцита (CaCO3). Кристаллическая форма кальцита — мрамор — встречается в природе гораздо реже. Довольно широко распространены такие минералы кальция, как кальцит CaCO3, ангидрит CaSO4, алебастр CaSO4•0.5H2O и гипс CaSO4•2H2O, флюоритCaF2, апатиты Ca5(PO4)3(F,Cl,OH), доломит MgCO3•CaCO3. Присутствием солей кальция и магния в природной воде определяется её жёсткость. Mg — Магний МАГНИЙ (лат. Magnesium), Mg (читается «магний»), химический элемент IIА группы третьего периода периодической системы Менделеева, атомный номер 12, атомная масса 24,305. Природный магний состоит из трех стабильных нуклидов:24Mg (78,60% по массе), 25Mg (10,11%) и 26Mg (11,29%). Электронная конфигурация нейтрального атома 1s22s2p63s2, согласно которой магний в стабильных соединениях двухвалентен (степень окисления +2). Простое вещество магний — легкий, серебристо-белый блестящий металл. Магний относится к щелочноземельным металлам Физические и химические свойства: металлический магний обладает гексагональной кристаллической решеткой. Температура плавления 650°C, температура кипения 1105°C, плотность 1,74 г/см3 (магний — очень легкий металл, легче только кальций и щелочные металлы). Стандартный электродный потенциал магния Mg/Mg2+ равен –2,37В. В ряду стандартных потенциалов он расположен за натрием перед алюминием. Нахождение в природе: магний — один из десяти наиболее распространенных элементов земной коры (8-е место). В ней содержится 2,35% магния по массе. Из-за высокой химической активности в свободном виде магний не встречается, а входит в состав множества минералов — силикатов, алюмосиликатов, карбонатов, хлоридов, сульфатов и др. Так, магний содержат широко распространенные силикаты оливин (Mg,Fe)2[SiO4] и серпентин Mg6(OH)8[Si4O10]. Важное практическое значение имеют такие магнийсодержащие минералы, как асбест, магнезит, доломит MgCO3•CaCO3, бишофит MgCl2•6H2O, карналлит KCl•MgCl2•6H2O, эпсомит MgSO4•7H2O, каинит KCl•MgSO4•3H2O, астраханит Na2SO4•MgSO4•4H2O и др. Магний содержится в морской воде (4% Mg в сухом остатке), в природных рассолах, во многих подземных водах. Применение: основная часть добываемого магния используется для получения различных легких магниевых сплавов. В состав этих сплавов, кроме магния, входят, как правило, алюминий, цинк, цирконий. Такие сплавы достаточно прочны и находят применение в самолетостроении, приборостроении и для других целей. Важнейшие соединения кальция и магния: CaO – оксид кальция, негашеная известь; Видеофрагмент Ca(OH)2 – гидроксид кальция (гашеная известь, известковая вода, известковое молоко в зависимости от концентрации раствора). Общее – одна и та же химическая формула Са(ОН)2. Отличие: известковая вода – прозрачный насыщенный раствор Са(ОН)2, а известковое молоко – это белая взвесь Са(ОН)2 в воде. (видеофрагмент) CaCl2 - хлорид кальция, хлористый кальций; CaCO3 – карбонат кальция, мел, мрамор ракушечник, известняк. CaS04 ∙ 2H20 — кристаллогидрат сульфата кальция, гипс; MgC03 ∙ CaC03 — двойная соль – карбонат кальция, магния - доломит; MgC03 – карбонат магния - магнезит; MgS04 — сульфат магния - горькая или английская соль, содержится в морской воде. Учитель: Особо выделяются соединения Са и Mg, как наиболее распространенных и важных элементов. Рассказываете о роли Са и Mg для жизни и здоровья человека. Магний - Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения. Кальций - Ионы кальция необходимы для процесса кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние нервной системы, оказывают противовоспалительное действие. Как можно получить эти соединения – закрепим с помощью заданий на интерактивной доске (flash–мультимедиа «Генетический ряд магния. Превращения соединений магния»), с записью уравнений реакций на доске и в тетради. (видеофрагмент) Где находят применение соединения кальция и магния? 1) Стихи про кальций и магний – дополнительный материал подготовленный учащимися. Магний. В природе магний - горы доломита Нагромождает в горные хребты. В асбесте, тальке он, и в магнезите, В голубизне морских глубин. Он символом земной жизни На голубой планете стал, Ведь магний это фотосинтез И жизнь зеленого листа. Без магния нет хлорофилла И жизни как таковой Он чудодейственная сила В нем жизни всей круговорот Химически он энергичен, И химикам помог не раз Внеси его хоть в пламя спички Он вспыхнет и сгорит тотчас. Сплав с алюминием легчайший Дает он марки «Электрон», В когорту сплавов им крылатых Как равноценный входит он. А ты в аптеку загляни-ка И убедиться сам изволь! Там магний тоже знаменитость Ведь он - слабительная соль! Кальций. Взметнулись ввысь ажурные громады Кирпичной кладки стройные ряды, Вот в облицовке поражает мрамор Оттенков нежностью своих Расцвеченный моллюска панцирь, Коралл, ракушки завиток – Все это многоликий кальций, Ему в строительстве почет. Животным он каркас надежный В соединениях дает. И поражает облицовкой Он нас на станциях метро. И если кальций ниже нормы Окажется у нас в крови Кровотечением опасным Даже царапина грозит. В земной коре его немало, В достатке гипс и известняк. Слагают горы мел и мрамор, В морской воде он и в костях. 2) Презентация «Где применяются соединения кальция и магния». 3) Применение гидроксида кальция. (видеофрагмент) 4. Контроль знаний – игра «Собери слово». (презентация) Нужно собрать слово, правильно отвечая на вопросы, которое означает что это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков. (вопросы) На слайдах презентации написаны задания и если учащиеся отвечают правильно, то после щелчка мыши «загорается» буква. В конце игры из букв собирается слово «мрамор». 5. Подведение итогов урока. 1. По проверке домашнего задания. 2. Познакомились с соединениями металлов 2 группы на примере кальция и магния. 3. Познакомились с коллекцией минералов и применений соединений кальция и магния в быту и в народном хозяйстве. 4. Собрали слово – контроль полученных знаний. 5. Далее учитель комментирует и оценивает ответы учащихся на всех этапах урока и диктует домашнее задание: § 6.6, упр. 5 | |
Просмотров: 2350 | Загрузок: 116 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|