ГУ «Школа-интернат № 3 для слабовидящих детей» г. Семей Методическая разработка урока по физике в 9 классе Составители:Аубакирова А.А, учитель физики, Аубакиров К.К, учитель инфарматики Изучение некоторых тем целесообразно проводить целестно, укрупненными блоками, что дает возможность выработать у учащихся общий подход к рассмотрению природы данных явлений и высвобождает больше времени на решение задач. Например, при прохождений темы «Электрический ток в различных средах» вводный урок можно начать с изучения электропроводности различных сред не изолированно, а как частные случаи действия электрических сил. Обобщенный подход обеспечивает сопоставлением природы тока, закономерностей его прохождения с особенностями внутреннего строения каждой среды. Реализация такого подхода помогает возможности компьютера, по теме «электрический ток в различных средах», использование мультимедийных программ. Мультимедийная программа составлена совместно с учителем информатики ГУ «СШ №18» Аубакировым Канатом Кайратхановичем, рассмотренная и одобренная на заседании кафедры общей физики СГПИ. ТЕМА: Электрический ток в различных средах ЦЕЛЬ: разъяснить физическую природу электрической проводимости различных сред. Закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока. ЗАДАЧИ: Обучающие – изучить реально протекающие процессы в мире микрообъектов, не воспринимаемых зрительно, с помощью компьютерной технологии. Развивающие – формировать умение наблюдать и анализировать физическую природу электиреского тока в различных средах, развивать наглядно-образное мышление. Воспитывающие – формировать у учащихся правильную физическую картину мира, интерес к миру физических явлений и технике, компьютерную грамотность. Коррекционные – коррекция недостатков в познании мира, мира микрообъектов. ТИП УРОКА: комбинированный МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ :наглядно-иллюстративный МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА (средства наглядности, источники информации, ТСО): Компьютеры, мультимедийная программа, раздаточный материал, амперметры, вольтметры, соединительные провода, ключ, лампочки на подставке, источник тока, обобщающая таблица (кластер). МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: Информатика, химия, технический труд. Содержание и ход урока. І. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, мобилизация внимания учащихся). ІІ. Проверка домашнего задания, повторение. Фронтальный опрос: 1) – Что такое электрический ток? 2) – Какие условия необходимы для того, чтобы электрический ток возник и существовал длительное время? 3) – Каким образом можно обнаружить электрический ток? 4) – Каким прибором измеряют силу электрического тока?Как он включается в цень? 5) - Каким прибором измеряют напряжение? Как он включается в цепь? 6) – Какие условные обозначения используются в схемах электрических цепей? А) начертить схемы электрических цепей. Б) сделать сборку электрических цепей. 7) – Какие среды вы знаете (по электропроводности)? 8) – Гимнастика для глаз: - закрыли глаза (счет 2). - открыли глаза. - посмотрели на кончик носа. - посмотрели вдаль. 9) – итоги проверки знаний. Оценки. ІІІ. Объяснение нового материала. Тема: «Электрический ток в различных средах»\ внести в кластер\ 1. Демонстрация компьютерной модели «Электрический ток в металлах» - перед вами модель кристалла железа (внутренняя структура металла) - в узлах находятся нейтральные атомы Fe - нажмите кнопку «Play» (запуск анимации) - к металлу приложено постоянное электрическое поле - электроны начинают двигаться под влиянием сил электрического поля, в металле появляется электрический ток. - Поддерживая постоянное напряжение на концах проводника, мы получим постоянное перемещение электронов – постоянный электрический ток. - Вопрос: что представляет собой электрический ток в металлах? - Вывод: электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение электронов. - Делаем первую запись в обобщающей таблице – кластере. 2. Демонстрация компьютерной модели «Электрический ток в жидкостях»: - перед вами молекулы медного купороса CuSo4. - получим водный раствор медного купороса (электролит). - При растворе в воде молекулы CuSo4 диссациируются на два иона: Cu+2 (ион металла) и So42- (ион кислотного остатка). - При отсутствии электрического поля ионы находятся в тепловом хаотическом движении. - При помещении в электролит двух электродов происходит упорядоченное движение положительных ионов к катоду, отрицательных ионов к аноду. - Образуется два потока ионов обоих знаков в противоположных направлениях. Вопрос: что представляет собой электрический ток в электролитах? Вывод: электрический ток в электролитах представляет собой упорядоченное движение положительных и отрицательных ионов в противоположных и отрицательных ионов в противоположных направлениях. Делаем запись в кластере. 3. Демонстрация компьютерной модели «Электрический ток в вакууме» - перед вами модель вакуумной двухэлектродной электронной лампы (диод). - ее работа основана на явлении термоэлектронной эмиссии. - При нагревании катода, электроны «открываются» от его поверхности и образуют «электронное облако». - При подключении диода к источнику постоянного тока, между катодом и анодом возникает постоянное электрическое поле. Электроны приобретают достаточное количество энергии, необходимого для преодоления расстояния между катодом и анодом. - Цепь замыкается, гальванометр регистрирует наличие тока. - Вопрос: что представляет собой электрический ток в вакууме? - Вывод: электрический ток в вакууме представляет собой упорядоченное движение электронов, полученных в результате термоэлектронной эмиссии. Делаем запись в кластере. 4. Демонстрация компьютерной модели «Электрический ток в газах». - перед вами газоразрядная трубка, соединенная в цепь из источника тока, чувствительного гальванометра, ключа. - Тока нет в обычных условиях, т.к. газы состоят из электрически нейтральных атомов и молекул (диэлектрики при обычных условиях). - Становится ионизированным под действием внешнего ионизатора, например ультрафиолетовых лучей, которые проникают через верхнее кварцевое «окошко». - Происходит ионизация газа: деление на положительные и отрицательные ионы и электроны приходят в упорядоченное движение, в цепи возникает электрический ток. Вопрос: что представляет собой электрический ток в газах? Вывод: электрический ток в газах представляет собой направленное движение электронов, положительных и отрицательных ионов. Делаем запись в кластере. 5. Демонстрация модели «Электрический ток в полупроводниках» (собственная проводимость). - перед вами структура германия изображенного на плоскости. Германия четырех валентный элемент, взаимодействие пары соседних атомов посредством парноэлектронной (ковалентной) связи – прочной при низких температурах. - При нагревании происходит разрыв ковалентной связи, образуются свабодные электроны, которые покидают свое место, в котором возникает избыточный положительный заря – «дырка». - Под действием постоянного внешнего поля электроны перемещаются в сторону, противоположную направлению напряженности электрического поля, возникает ток. Вопрос: что представляет собой электрический токв полпроводниках? Вывод: электрический ток в полупроводниках представляет собой упорядоченное движение электронов и дырок в противаположных направлениях под действием электрического поля. Делаем запись в кластере. IV. Закрепление пройденного материала. Общий вывод делают учащиеся с помощью обощающей таблицы (кластера). V. Домашнее задание: §45-46, вопросы к параграфам.и РУКОВОДСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ «1-3» для учащихся: 1. НАХОДИМ НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ ЗНАЧОК 2. ДВОЙНЫМ ЩЕЛЧКОМ ЛЕВОЙ КЛАВИШИ МЫШИ НА ЗНАЧКЕ ЗАПУСТИМ АНИМАЦИЮ. 3. ПОЯВЛЯЕТСЯ ОКНО «Электрический ток в различных средах» 4. НАВОДИМ УКАЗАТЕЛЬ МЫШИ НА ИЕРОГЛИФ-КНОПКУ В ЦЕНТРЕ. ОДНИМ ЩЕЛЧКОМ ЛЕВОЙ КЛАВИШИ МЫШИ ПЕРЕХОДИМ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ. 5. НАВОДИМ УКАЗАТЕЛЬ МЫШИ НА КНОПКУ-«ПОЛУМЕСЯЦ» (ОДНИМ ЩЕЛЧКОМ ЛЕВОЙ КЛАВИШИ МЫШИ). 6. ПОЯВИТСЯ ГЛАВНОЕ МЕНЮ-СОДЕРЖАНИЕ. ВЫ ВИДИТЕ НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ. 7. СЛЕВА И СПРАВА ОТ НИХ ЕСТЬ СКРЫТЫЕ КНОПКИ-СИМВОЛЫ, ОДНИМ ЩЕЛЧКОМ ЛЕВОЙ КЛАВИШИ МЫШИ МОЖНО ПЕРЕЙТИ В ПОДМЕНЮ ДАННОГОГ РАЗДЕЛА. 8. ИТАК, В СВАЮ ОЧЕРЕДЬ, ПОДМЕНЮ ДАННОГО РАЗДЕЛА СОДЕРЖИТ: «АНИМАЦИЯ», «СПРАВОЧНИК» (НЕ ТРОГАТЬ), «СОДЕРЖАНИЕ»Ү 9. ЧТОБЫ УВИДЕТЬ АНИМАЦИЮ НАВОДИМ НА АНАЛОГИЧНУЮ НАДПИСЬ «АНИМАЦИЯ», ЧТОБЫ ПЕРЕЙТИ В ГЛАВНОЕ МЕНЮ НАВОДИМ УКАЗАТЕЛЬ МЫШИ НА НАДПИСЬ-КНОПКУ «СОДЕРЖАНИЕ» И ЩЕЛКАЕМ ЛЕВОЙ КНОПКОЙ ОДИН РАЗ. Back – возврат в соответствующее подменю Play – воспроизведение мультимедийной программы Stop – «пауза», остановка мультимедийной программы
|