Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

Метод проекта как инновационная образовательная технология
[ Скачать с сервера (30.2 Kb) · Скриншот ] 2017-03-24, 11:12 PM
Тема:
"Метод проекта как инновационная образовательная технология"

Выполнила: учитель физики

ГУ "Каменскуральская СШ" Ибраева Р.К.



Оглавление.
1. Введение
2. Инновационные технологии.
3. Метод проектов
4. Заключение
5. Используемая литература.

1. Введение.
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Обществу нужны люди, способные творчески мыслить и проявлять инициативу, принимать нестандартные решения. Ответственность ложится на школу, а значит на нас - учителей.
Наиболее конструктивным решением данной проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый должен занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, развить интеллект и творческое начало.
XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь - невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не "открыть"
Актуальность выбранной темы:
ў технология метода проектов - это технология развивающего обучения;
ў … - это технология, способствующая активизации познавательной деятельности обучающихся;
ў … - это технология, способствующая формированию личностных качеств;
ў … - технология, развивающая умения работать в коллективе, в группе
Цели и задачи.
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
o развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
o формирование высокого уровня правовой культуры;
o развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
o толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого нами предмета "Физика", определили цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, вытекают задачи:
o Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
o Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
o Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
o Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Проблема:
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получив реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию.
2. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество, изменение.
Главной целью инновационных технологий является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.
Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
В последнее время все чаще возникает необходимость применения современных образовательных технологий при обучении школьников, в том числе физике. С чем это связано?
Во-первых, стандартная форма проведения уроков не соответствует динамике социальной жизни, когда в человеке ценятся инициатива и ответственность за сделанный выбор, когда он должен уметь быстро реагировать в изменяющихся условиях, налаживать контакты с окружающими его людьми и искать информацию.
Во-вторых, школьная программа ориентирована на усвоение определенных знаний, но не создает условий для формирования оценочных умений, умений планировать и проводить рефлексию своей деятельности. При этом знания ученикам даются в готовом виде. А жизнь требует от школьников умений ставить проблему, выдвигать гипотезы, знать методы достижения цели, уметь оценивать среди них оптимальные и соотносить возможный результат с поставленной целью. В итоге получается, что при окончании школы уже взрослые люди не умеют применять знания на практике и не готовы к творческому поиску.
В-третьих, методы административного стимулирования прилежания учащихся в основном не эффективны.
Для решения названных задач важно изменить не только содержание образования, но и подходы к организации учебно-воспитательного процесса. В этой связи учение рассматривается как самостоятельная познавательная деятельность, и для ее организации применяются современные личностно ориентированные образовательные технологии.
3. К технологиям личностной ориентации относится и метод проектов, который в последние годы находит все более широкое распространение в системах образования разных стран мира, становится одним из популярных способов организации работы учащихся. Он имеет богатую историю применения, претерпел изменения по содержанию и структуре.
В педагогической энциклопедии метод проектов определяется как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. В современных условиях метод проектов применяется в учебном процессе с некоторыми изменениями в функциях и методике выполнения, чем в прошлом веке. Это дает возможность эффективно использовать его как элемент классно-урочной дидактической системы, а также при организации внеклассной деятельности учащихся. При этом метод проектов не должен рассматриваться основным и вытеснять все другие методы обучения. Метод проектов следует использовать как средство развития творческого мышления школьников и как средство создания положительной мотивации обучения.
Обобщая характеристику метода проектов, следует отметить, что проект - это средство развития материальных, внешнеречевых, умственных действий школьников, средство их ориентации в познавательной деятельности за счет усвоения знаний укрупненными единицами; это актуальная проблема, решение которой обеспечивает удовлетворение практических интересов учащихся, их познавательных потребностей и тем самым обеспечивает положительную внутреннюю мотивацию.
Метод проектов - в свою очередь, как инновационная педагогическая технология, ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
В основе деятельности при выполнении проектов лежат субъект-субъектные отношения между учениками и учителем. В такой деятельности развиваются коммуникативные умения, умения анализировать и проводить рефлексию своих действий. Выполняя значимый по проблеме проект (поставленный самостоятельно или при помощи взрослого), школьник реализует свои способности, свое желание познать мир и, что важно, самостоятельно постигает методы познания мира, причем это познание происходит не изолированно, а в тесном взаимодействии с другими людьми.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Главное это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой урока.
Главная цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
- умение проектировать процесс (изделие);
4. Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
5. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в "команде". Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.
Этапы проектной деятельности.
1.Этап предпроектной подготовки
o выбор и формулирование темы проекта;
o определение цели учебно-исследовательского проекта;
o выдвижение гипотезы;
o постановка задач;
o определение методов исследования;
o сбор необходимой информации.
2. Этап планирования
o планирование процесса выполнения проекта руководителем;
o обсуждение возможных результатов по направлениям исследования;
o планирование работы творческих групп;
o определение сроков представления промежуточных и итоговых результатов.
3. Организационно-исследовательский этап
o обсуждение и обработка информаций по направлениям исследования;
o подведение промежуточных итогов исследования;
o дополнительный сбор информации;
o сопоставление конечных результатов с положениями выдвинутой гипотезы;
o итоговый отчет творческих групп о результатах исследования;
o оформление результатов исследования по выбранным направлениям.
4. Заключительный этап (этап представления результатов)
o подготовка презентации результатов;
o публичная презентация проектной работы;
o анализ работы, проделанной в течение проектного периода;
o оценка работы проектной группы в целом и каждого его ученика.
Использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнёров, в самом себе - неведомые ранее резервы для профессионального роста.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики Казахстана. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос, философско-физические исследования (в жанре эссе)
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и литературно-физические трактаты т.п.
Краткосрочные проекты:
? составление паспорта физического явления
? написание опорного конспекта
? демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов
? написание сказок с физическими вопросами
? проведение лабораторных работ
4. За этим методом будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриального общества. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения казахстанского образования.
В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.
"Если ждать достаточно долго и терпеливо, то … ничего не случится". Не будем ждать, давайте будем взаимодействовать. Создавать на уроке условия, при которых дети будут, общаясь узнавать. Мы желаем Вам и себе этого взаимодействия.

Используемая литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000 г.
2. Интернет.
Категория: Физика | Добавил: rsaldyibraeva@resurskz
Просмотров: 684 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-12-14, 10:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru