Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика |
[ Скачать с сервера (27.5 Kb) ] | 2012-04-14, 5:18 PM |
ЗКО с. Жанибек СОШ №1 Учитель физики Жамашева Гульнара Амангельдиевна Организация познавательной деятельности учащихся при проведении учебных экскурсий. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении предполагает поиск методов, которые вызывали бы у них активные отношение к усваиваемым знанием и формирование рациональных приемов умственной деятельности. Одним из таких методов является проведение учебных экскурсий. Эффективность экскурсии во многом зависит от качества ее подготовки и умения учителя организовать работу учащихся во время экскурсии. Составляя план и конспект урока – экскурсии, учитель должен предусмотреть формы включения учащихся в активную деятельность на уроке и способы подведения итогов экскурсии. Рассмотрим пример возможных форм организации деятельности учащихся при подготовке и проведении уроков – экскурсий. Как показывает опыт, происходит «присвоение» учащимися не только результата деятельности, но и ее процесса. Учащиеся 8 класса могут организовать исследовательскую экспедицию в природу по теме «Теплопередача и работа». Цель работы – установление взаимосвязи и единства различных способов передачи теплоты в природе. Маршрут экспедиции: школа – поле (вспаханное и целина) – водоем – школа. В составе экспедиции три группы. Первая исследует тепловой баланс почвы и воздуха; теплоемкость различных почв, влияние влажности на теплоемкость почвы и солнечного излучения на тепловой режим почвы. Вторая исследует тепловой баланс воды и воздуха; производит сравнение температуры воды в различных участках водоема, изучает влияние излучение солнца на тепловой режим воды в водоеме. Третья проводим опыты у костра с целью исследования роли конвекционных потоков, особенностей явлений теплопроводности и излучения. Каждая группа выполняет определенные задания, соответствующие объекту исследования. I. 1. Измерить температуру: а) у поверхности земли; б) на уровне верхушек трав (15 – 20 см.); в) на высоте 1,5 – 2 м над землей. 2. Исследовать, какие почвы прогреваются меньше: сухие или влажные; чернозем или песок, камни. 3. За счет какой энергии нагревается земля, что способствует передаче тепла в глубь почвы? 4. Путем изменения каких физических свойств почвы возможно регулирование потока тепла в почву. II. 1. Сравнить температуру воды: на поверхности и в глубине; на теневых и освещенных местах; прозрачной и в гуще водяных растений. Объяснить различие в показаниях. Сравнить с температурой воздуха. 2. Объяснить, почему при приближении к водоему (в безветренную погоду) ощущается легкий ветерок. В каком направлении он дует? 3. Дать прогноз направления ветра около водоема ночью. III. 1. Держа деревянный прут за один конец, другой внести в огонь; то же самое проделать с железным прутом. Почему во втором случае рука ощущает, что прут нагрелся, а в первом нет. 2. Если подвести руку к костру, то ощущается его жар, что это: а) теплопроводность воздуха (если заслонить руку от костра листом бумаги, ощущает жар)? б) конвекция (загородить предлагаемые потоки, а в этом случае жар ощущается)? в) излучение? Итоги работы подводятся в отчетах каждый исследовательской группы. Исследование обсуждается и выносится их научная оценка. Уроки – экскурсии имеют большие возможности для развития познавательных интересов учащихся: выполнение ими проблемных заданий, проведение экскурсий отдельными группами, каждая из которых получает задание, дифференцированные согласно интересам и возможностями учащихся, организация групп поиска научных сведений, участие самих школьников в проведении экскурсий, развитие технического творчества и самостоятельности. | |
Просмотров: 1395 | Загрузок: 172 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|