Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика |
[ · Скачать удаленно (373.0 КБ) ] | 2013-01-03, 10:03 AM |
Урок в 7 кл. по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». Тип урока: интегрированный урок-соревнование /физика + биология/ Цели и задачи урока: Цель: • активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через интегрированное обучение; • вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность; • развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение; • формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы; • формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий. • Создать условия для развития умений анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи, применять знания в стандартных и в новых ситуациях, для расширения кругозора и, как следствие, способствовать формированию культуры учебного труда. • Совершенствование имеющихся и формирование новых знаний по теме ««Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», рассмотрение значения способов изменения давления в природе и жизни человека. Задачи: Образовательные: 1. Научить учащихся решать качественные задачи по данной теме. 2. Сформировать умения сравнивать давления в различных практических ситуациях. Развивающие: 1. Развитие познавательной активности учащихся через интеграцию между предметами биология, иностранный язык, математика, география, их логического мышления, умения самостоятельно делать выводы. 2. Способствовать дальнейшему развитию физического мышления. Воспитательные: 1. Научить учащихся, имея жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения, или уменьшения давления. 2. Прививать учащимся чувство ответственности по отношению к окружающему миру. Формы работы по теме: индивидуальная, коллективная, фронтальная Эпиграф: «Науку всё глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет.» Фирдоуси Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами повторим, обобщим и систематизируем накопленные знания по теме: Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». Урок пройдёт в виде игры – соревнования. За каждый верный ответ учащиеся получают жетон. В конце урока подведём итоги по количеству набранных жетонов. Урок начнём с разминки. В какой обуви удобнее отправляться в поход? Ответ: в обуви на низком каблуке, так как в этом случае вес равномерно распределен по большей площади стопы и давление на стопу меньше, чем в обуви на высоком узком каблуке и ноги устают меньше. Какую ручку лучше пришить к рюкзаку /широкая лямка от рюкзака и узкий ремешок от дамской сумочки/? Ответ: широкую лямку, так как вес рюкзака будет действовать на большую площадь лямки и давление на плечи будет меньше. Какой формы должна быть лопата для более лёгкого вскапывания грядки? Ответ: лопатой овальной формы, т. к. площадь режущей кромки меньше, то давление на почву можно создавать, действуя меньшей силой. Почему ножницы нужно подавать тупыми концами вперед? Ответ: у острых концов ножниц площадь меньше, чем у тупых, поэтому даже небольшим усилием можно создать значительное давление, что может привести к травме. По какому признаку объединены объекты: игла, клещи, оса, пчела, шмель, комар ? Ответ: из-за маленькой площади поверхности острия можно создавать большое давление, действуя малой силой. Удав не ядовит, но не менее опасен, чем ядовитые змеи. Почему? Ответ: удав, обвиваясь вокруг тела жертвы, напрягает мышцы (т. е. увеличивает силу) и, таким образом, создает большое давление на нее. Учащимся задаются вопросы-задачки на которые нужно ответить. 1. Объясните, почему под рельсы укладывают шпалы? 2. Колеса легкового автомобиля оказывают давление 300кПа. Грузовые автомобили оказывают большие давления. Как можно уменьшить давление на дорогу этого вида транспорта? 3. Снегоходы, болотоходы, автомобили, предназначены для передвижения в пустынях имеют большую площадь гусениц. Зачем у этого транспорта увеличивают площадь опоры? 4. Важен учет давления, производимое на грунт высотным сооружением. Эти сооружения ставят на … /массивные/ фундаменты. 5. Как нужно двигаться по хрупкому льду? Учитель: Следующим этапом нашего урока будет «Объяснялка». Необходимо объяснить увиденное. /Учитель демонстрирует несколько опытов/ 1. Водяной подсвечник /№110 Горев/ 2. Яйцо в графине /№103 Горев/ 3. Вода в перевёрнутом стакане. / №79 Горев/ 4. Всасывание пробирки /№62 Билимович/ 5. Опыт с воронкой и горящей свечой. Учитель: Следующий этап урока называется «Переводчик». Необходимо перевести физические понятия, приборы с русского на иностранный язык/гр., фр., итал./ ГИДРАВЛИКА – /гр. Гидор-вода, аулос-трубка/ АТМОСФЕРА - /гр. Атмос-пар, сфера-шар/ БАРОМЕТР - /гр. Барос – тяжесть, метрео-измеряю/ АНЕРОИД - /гр. Безжидкостный/ АЛЬТИМЕТР - /итал. Альт-высота/ МАНОМЕТР - /гр. Манос-редкий, неплотный/ АРЕОМЕТР - /гр. Арайос – жидкий/ ДИРИЖАБЛЬ - /фр. Управляемый аэростат/ ПНЕВМАТИКА - /гр. Пневматикос-воздух/ Учитель: А теперь послушаем краткие сообщения ребят /ваше домашнее задание/ 1. Работа органов, действующих за счёт атмосферного давления 2. Роль атмосферного давления в жизни живых организмов 3. Кессонная болезнь 4. Как дышит человек? 5. Почему кашалота не раздавишь? Работа органов, действующих за счет атмосферного давления. Механизм сосания. Мышечным усилием (сокращени¬ем мышц языка, нёба и др.) создается отрицательное давление (разрежение) в ротовой полости, и атмосферное давление втал¬кивает туда порцию жидкости. Механизм действия разного рода присо¬сок. Присоски имеют форму либо полушарообразной чаши с липкими краями и сильно развитой мускулатурой (края прижи¬маются к добыче, затем объем присоски увеличивается; примером могут служить присоски пиявок и головоногих), либо состоят из ряда складок кожи в виде узких карманов. Края прикладываются к поверхности, на которой надо держаться; при попытке оттянуть присоску глубина карманов увеличивается, давление в них умень-шается, и атмосферное давление (для водных животных давление воды) сильнее прижимает присоску к поверхности. Например, рыба-прилипала, или ремора, обладает присоской, которая за¬нимает почти всю длину головы. Эта рыба присасывается к дру¬гим рыбам, камням, а также к лодкам и кораблям. Она приса¬сывается так прочно, что ее легче разорвать, чем отцепить. Благодаря этому она может служить своеобразным рыболовным крючком. Подобным же образом устроены присоски свиного цепня, при помощи которых этот ленточный червь прицепляется к стенке кишечника человека. Строение этих присосок можно показать на влажном препарате цепня, который имеется в кабинете биологии. Ходьба по вязкой почве. Влияние атмосферного давления сказывается весьма заметно при ходьбе по вязкой почве (засасывающее действие болота). При поднятии ноги под нею образуется разреженное пространство; избыток внешнего давле¬ния препятствует поднятию ноги. Сила давления на ногу взрослого человека может достигать 1000 Н. Особенно это видно при ходьбе лошади, твердое копыто которой действует подобно поршню. Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. На тело человека, площадь поверхности которого при массе 60 кг и росте 160 см примерно равна 1,6 м2, действует сила 160000 Н, обусловленная атмосферным давлением. Каким же образом вы¬держивает организм такие огромные нагрузки? Это достигается за счет того, что давление жидкостей, за¬полняющих сосуды тела, уравновешивает внешнее давление. С этим же вопросом тесно связана возможность нахождения под водой на большой глубине. Дело в том, что перенесение организма на другой уровень вызывает расстройство его функций. Это объясняется деформацией стенок сосудов, рассчитанных на определенное давление изнутри и снаружи. Кроме того, меняется при изменении давления и скорость многих химических реакций. Вследствие чего меняется и химическое равновесие организма. При увеличении давления происходит усиленное поглощение газов жидкостями тела, а при его уменьшении — выделение раство¬ренных газов. При быстром уменьшении давления вследствие Интенсивного выделения газов кровь как бы закипает, что приводит к закупорке сосудов, нередко со смертельным исходом. Этим определяется максимальная глубина, на которой могут производиться водолазные работы /не ниже 50м/. Опускание и поднятие водолазов должно происходить очень медленно, чтобы выделение газов происходило только в лёгких, а не сразу во всей кровеносной системе. Как дышит человек? У человека в дыхании принимает участие вся поверхность тела – от самого толстого эпидермиса пяток до покрытой волосами кожи головы. Особенно интенсивно дышит кожа на груди, спине, животе. Однако во всем дыхательном процессе участие кожи ничтожно по сравнению с легкими, так как общая площадь поверхности легких, если раз¬вернуть все 700 млн, альвеол, микроскопических пузырьков, через стенки которых происходит газообмен между воздухом и кровью, составляет около 90—100 м2, а общая площадь поверхности кожи человека около 2 м2, т. е. в 45—50 раз меньше. Ритмичное дыхание грудной клетки еще не есть дыхание, но оно обеспечивает дыхание. При вдохе за счет работы межреберных мышц объем грудной клетки увеличивается. При этом давление воздуха в легких падает ниже атмосферного: вследствие обра¬зовавшейся разности давления происходит вдох. Затем вследствие расслабления мышц объем грудной клетки уменьшается, давление в легких становится выше атмосферного — происходит выдох. На рисунке представлена схема газообмена в легких. Здесь по¬казана диффузия кислорода О2 и углекислого газа СО2 через стенки альвеол. Кессонная болезнь. Наиболее интенсивно диффузия проис¬ходит между газами или между газом и жидкостью. Газы ад¬сорбируются на поверхности жидкости, а затем путем диффузии распространяются по всей ее массе, иначе говоря, растворяются в ней. При не слишком высоких давлениях масса газа, раство-ряющегося в жидкости, прямо пропорциональна парциальному давлению газа над ней. При снижении давления газа над по¬верхностью жидкости растворенный в ней газ выделяется в фор¬ме пузырьков. Это явление лежит в основе кессонной болезни, которой страдают водолазы. Известно, что на глубине под водой водолаз дышит воздухом при повышенном давлении и кровь его насыщается газами, особенно азотом. В результате резкого снижения давления при возвращении на поверхность воды азот выделяется из крови в виде пузырьков, которые могут попасть в кровеносный сосуд небольшого диаметра. В этом случае может наступить полная закупорка сосудов /эмболия/. Чтобы избежать этого приходится возвращать водолаза на поверхность очень медленно /после работы на глубине 80м в течении 1ч на подъём надо затратить около 9ч/ или же использовать специальные декомпрессионные камеры. В настоящее время разрабатываются устройства с применением гелиево-кислородной смеси, которые дают возможность более быстрого возвращения водолаза на поверхность. Почему кашалота не раздавишь? Кашалот способен пребывать под водой не дыша час-полтора, и нырять на глубины порядка километра. Можно было бы предположить, что чудовищное давление огромного столба воды должно сплющить кита и раздавить. Однако этого не случается. Объяснение этому следующее: оказывается, тело кита примерно на 90% состоит из жиров, которые почти не сжимаются: расплющить кашалота при давлении 100∙105 Па невозможно! Но, казалось бы, легкие, уносящие с поверхности многие кубометры воздуха, могут лопнуть, а при подъеме к поверхности кит может «заболеть кессонной болезнью». Оказалось, что у глубоконыряющих китов (кашалот и бутылконос) объем легких в полтора-два раза меньше, чем у сухопутных зверей. Оттого что легкие по отношению к общей массе кита невелики, эмболия, или кессонная болезнь, которая погубила многих водолазов, слишком быстро возвращающихся с глубин, китам не опасна, так как они уносят в легких относительно мало воздуха, а с ним и азота. Кроме того, кровь кита и обильные жировые массы обладают, по-видимому, повышенной способностью растворять азот, при этом не проис¬ходит образования пузырьков. Учитель: Последним этапом урока будут проверочные тесты по изученному материалу. 1 вариант 1. Назовите верную формулу для вычисления давления твёрдых тел. А. Р=F/S Б. P=S/F В. P=F×S 2. Назовите газ, которым заполняют аэростаты А. кислород Б. азот В. Углекислый газ Г. Нагретый воздух 3. В какой жидкости не утонет свинец? А. вода Б. глицерин В. молоко Г. Эфир 4. Как связано атмосферное давление с высотой? А. Чем больше высота, тем меньше давление Б. Чем больше высота, тем больше давление В. Атмосферное давление не зависит от высоты 5. Какое давление испытывает человек на глубине 2м? /ρ=1030кг/м3/ А. 20200Па Б. 20900Па В. 6800Па Г. 4120000Па Д. 1030Па 2 вариант 1. Глубина, на которую погружается судно в воду А. ватерлиния Б. водоизмещение корабля В. осадка корабля Г. грузоподъёмность корабля 2. Монгольфьер – это … А. дирижабль Б. гидросамолёт В. воздушный шар Г. подводная лодка 3. Медный цилиндр объёмом 250см3 опущен в керосин. Вычислите архимедову силу, действующую на цилиндр. А. 18Н Б. 2Н В. 1,8Н Г. 0,02Н Д. 2×10-4Н 4. Свинцовый и мыльный пузырь имеют одинаковый объём. Равны ли по модулю архимедовы силы, действующие на эти шары в воздухе? А. силы равны Б. больше сила, действующая на мыльный пузырь В. больше сила, действующая на свинцовый пузырь 5. Нормальное атмосферное давление равно… А. 760мм рт.ст. Б. 740мм рт.ст. В. 670мм рт.ст. Г. 760гПа Домашнее задание: написать эссе или сочинить сказку о давлении. Подведение итогов. Выставление оценок в журнал. Рефлексия. | |
Просмотров: 5026 | Загрузок: 751 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|