Тема : Тепловые явления. Класс : 8 Цель: закрепить знания, полученные по пройденной теме, использовать их для объяснения природных явлений. Задачи : Обучающая: научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни, углубленное понимание сущности известного понятия, закона, явления путём его использования, для объяснения природного явления. Развивающая: развивать смекалку, эффективное внимание и аналитическое мышление, познавательную активность учащихся. интерес к получаемым знаниям по предмету, любознательность. Воспитывающая: воспитывать коллективизм, сплоченность, внимательность. Тип урока : обобщающий урок- соревнование. Оборудование урока: проверочные закрытые тесты, отрывок рассказа , Как наша прожила б планета Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей. Мицкевич. 1.Вступительное слово . Вот и закончили мы с вами изучать раздел физики «Тепловые явления». И сегодня на уроке мы должны подвести итог, показать наши знания, а главное умение применять эти знания при объяснении природных явлений. Наш урок пройдёт под девизом «Я умею и знаю всё». Первый конкурс, который я вам предлагаю, называется «Я знаю определения и формулы». Сейчас вы должны ответить, как называются процессы и виды теплопередач, и переходы веществ из одного состояния в другое. То есть должны показать знания всех определений, которые вы изучали в этом разделе. Отвечать будете по тестам с самопроверкой. Как только все закончат, вы сами проверите правильность ответов и поставите себе оценки. Ну что ж, оценки вы выставили. Перейдём к следующему этапу соревнований. Он пройдёт под девизом «Я умею правильно объяснять явления». А вопросы у нас будут из серии « Термодинамика на кухне».Для этого мне нужны помощники – по одному из каждой команды. Вы прекрасно знаете, что этот раздел физики, имеет широкое применение в нашей жизни. Все изученные явления можно пронаблюдать, например, на кухне. (по возможности помощники демонстрируют опыты). Игроки команд могут пополнить копилку команды и свою собственную. За каждый ответ даётся фишка. 1. В какой посуде пища быстрей пригорает: в медной или чугунной? Почему? 2. В каком чайнике закипит вода быстрее: в старом или новом? Почему? 3. В каком чайнике вода остынет быстрее: светлом или тёмном? Почему? 4. Почему ручки чайников делают пластмассовыми или деревянными? 5. Прежде, чем налить кипяток в стакан, в стакан опускают чайную ложку. Объясните, для чего это делается? 6. Почему вы обжигаете губы, когда пьёте из металлической кружки и не обжигаете, когда пьёте из фарфоровой кружки, если температура чая одинаковая? 7. Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры в комнате? 8. В двух одинаковых тарелках налит жирный и постный суп. В какой тарелке суп остынет быстрее? 9. Почему чай остывает быстрее, если в него добавить молоко? По окончании этого этапа подвести итоги. Следующий конкурс «Я умею объяснить опыт». 1. Явление кипения воды. 2. Явление конденсации. 3. Явление теплопередачи. Оценивается точный ответ, активность команды. ( схема ответа предлагается) Следующий конкурс «Я умею искать ошибки». В прочитанном отрывке найти ошибки и объяснить их. Рассказ «Дорога ошибок». « В яркий солнечный день дети отправились в поход. Чтобы было не жарко, ребята оделись в тёмные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг и пришлось сбавить шаг. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. Над костром повесели два чайника: круглый и цилиндрический. В первом вода закипела быстро. После захода солнца на небе показался серп луны. Было очень красиво.» За каждую исправленную ошибку получите фишку. Тепловые явления очень широко описываются многими поэтами. Следующее задание « В стихах мы отыщем суть». Поясните, о каком явлении идёт речь в отрывке. 1. Татьяна перед зеркалом стояла, На стёкла хладные дыша, Прелестным пальчиком писала На затуманенном стекле Заветный вензель О и Е. 2. Туман над озером дымился, И красный месяц в облаках Тихонько по небу катился. ( почему вечером над водоёмами появляется туман?) 3. Проснулся утра шум приятный. Открыты ставни. Трубный дым Столбом восходит голубым. (почему дым поднимается к верху?) 4. Смотри, бревно грызёт пила, Остра, зубаста и светла. Попробуй, тёпел срез бревна, А вот пила, - как жжет она Так почему, скажи быстрей, Пила намного горячей? 5. Жарче день – обильней росы Серебрят ночную тьму. Осаждаются повсюду. Кто ответит почему? 6. То мороз, то снег с водой, А в тазу бельё горой. Высохнет когда быстрей: В день морозный иль сырой? 7. Зимнем днём расселись гости Всюду в комнате моей, Окна быстро запотели. Почему, Скажи скорей? Вы отвечали на вопросы в стихах, но и в устном народном творчестве очень часто используются тепловые явления. Вам необходимо пояснить о чём говорится в поговорках. 1. Куй железо пока горячее. 2. И горячая вода остынет. 3. Щи поел- словно шубу одел. За верный ответ учащийся получает фишку. Наш следующий конкурс « Я умею решать задачи». Давайте подсчитаем сколько же энергии мы получим, когда выпьем чай с бутербродом. 1. Какое количество теплоты получит человек, выпив чашку чая массой 200 грамм, нагретого до температуры 45,6°С? Температура человека 36,6°С. 2. Какую энергию получит человек, съев кусочек хлеба с маслом массой 100 гр? Удельная теплота сгорания пшеничного хлеба со сливочным маслом 19280 ДЖ/ кг. 2. Рефлексия. Вот и закончилось наше соревнование. С каким настроением вы закончили урок? Какова была цель нашего урока? Что вы узнали сегодня на уроке для себя нового, полезного? С какими трудностями вы столкнулись? 3.Подведение итогов. Озвучить командные и персональные оценки учащихся. 4. Домашнее задание. Подготовиться к зачётной работе, вспомнить или найти в литературе пословицы, поговорки или стихи, в которых говорится о тепловых явлениях. ПРИЛОЖЕНИЕ В прочитанном отрывке найти ошибки и объяснить их. Рассказ «Дорога ошибок». « В яркий солнечный день дети отправились в поход. Чтобы было не жарко, ребята оделись в тёмные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг и пришлось сбавить шаг. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. Над костром повесели два чайника: круглый и цилиндрический. В первом вода закипела быстро. После захода солнца на небе показался серп луны. Было очень красиво.» В прочитанном отрывке найти ошибки и объяснить их. Рассказ «Дорога ошибок». « В яркий солнечный день дети отправились в поход. Чтобы было не жарко, ребята оделись в тёмные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг и пришлось сбавить шаг. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. Над костром повесели два чайника: круглый и цилиндрический. В первом вода закипела быстро. После захода солнца на небе показался серп луны. Было очень красиво.» В прочитанном отрывке найти ошибки и объяснить их. Рассказ «Дорога ошибок». « В яркий солнечный день дети отправились в поход. Чтобы было не жарко, ребята оделись в тёмные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг и пришлось сбавить шаг. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. Над костром повесели два чайника: круглый и цилиндрический. В первом вода закипела быстро. После захода солнца на небе показался серп луны. Было очень красиво.» « Я знаю определения, формулы, графики». I -вариант. 1. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое называется….. 2. Явление превращения жидкости в пар называется …. 3. Формула нахождения количества теплоты плавления… 4. Чему равна температура кипения воды? 5. Процесс, при котором давление не изменяется Р-const, называется… 6. Изобразите график адиабатного процесса. 7. Какой процесс носит название закона Шарля? 8. Как выглядит I закон термодинамики при изохорном процессе? 9. Какая величина является постоянной при изотермическом процессе? 10. Какой процесс выражается формулой Q=∆U+A? « Я знаю определения, формулы, графики». I I -вариант. 1. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое называется …. 2. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется… 3. Формула нахождения количества теплоты парообразования. 4. При какой температуре вода кристаллизуется? 5. Процесс, при котором температура не изменяется – Т- const, называется… 6. Изобразите график изохорного процесса. 7. Какой процесс носит название закона Гей – Люссака? 8. Как выглядит I закон термодинамики при адиабатном процессе? 9. Какая величина является постоянной при изохорном процессе? 10. Какой процесс выражается формулой Q=∆U? «Я умею объяснять опыты» №1. Цель: объяснение процесса превращения интенсивного парообразования. Оборудование: стакан с водой, кипятильник. Вопросы: 1. Какой процесс вы наблюдаете? 2. Чем данный процесс отличается от испарения? 3. В каком слое жидкости происходит этот процесс? 4. От чего зависит скорость протекания данного процесса? 5. При какой температуре протекает данный процесс? 6. Какую технику безопасности необходимо соблюдать при протекании данного процесса? «Я умею объяснять опыты» №2. Цель: объяснение процесса парообразования. Оборудование: стакан с горячей водой, блюдце. Вопросы: 1. Какой процесс вы наблюдаете? 2. Чем данный процесс отличается от кипения? 3. В каком слое жидкости происходит этот процесс? 4. От чего зависит скорость протекания данного процесса? 5. Какой процесс сопутствует данному?
|