Дата: Класс: 7 класс Тема урока: Вес тела. Невесомость. Цели задачи урока: ознакомить учащихся с понятием вес тела; изучить явление изменения веса тела: уметь объяснять различную физическую природу веса тела и силы тяжести; уметь решать задачи на определение веса тела. продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике. осознание мотивации познавательной деятельности; формулирование версий и их анализ развитие коммуникативных умений при обсуждении заданий; продолжить формирование познавательного интереса к . предмету. Форма проведения урока: индивидуальная, групповая Методы проведения урока: урок-беседа с элементами исследования ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Оборудование: динамометры лабораторные, деревянные бруски, калориметрические грузики, линейка, рабочие листы для оформления результатов исследования. Наглядный материал: презентация к уроку, флипчарт № 5 к уроку. Раздаточный материал: индивидуальные карточки с тестовыми задания, разноуровневые карточки-задачи. Межпредметная связь: с геометрией, с ИЗО, алгеброй. Тип урока: Комбинированный. Ход урока Сопровождение урока 1. Актуализация знаний а) Экспресс-опрос 1. Каков смысл слова «сила» 2. формула для расчета силы тяжести. 3. Когда возникает сила упругости? 4. Что называют деформацией тела? 5. Что такое всемирное тяготение? 6. какая единица принята в системе СИ основной единицей измерения сил? Слайд № 2 ( после каждого ответа учащегося на интерактивной доске появляется правильный ответ) Работа по группам Взаимопроверка ( ответы написаны на доске). Взаимооценивание б) ответы на тесты; (1 группа) Задания для учащихся. 1.Продолжи фразу: • Сила, с которой Земля притягивает к себе тела, называется… • Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется… • Первым открыл закон Всемирного тяготения… • Силы притяжения между телами увеличиваются, при увеличении… • Силы притяжения между телами уменьшаются, • при увеличении… 2.Притяжение между какими телами больше? Расстояние между 1 и 2 телами 1м, а между 3 и 4 -2м. ----------------------------------------------------------------------------------------- 3. Правильно расставь единицы измерения величин 1. масса 2. скорость 3. сила 4. плотность 5. расстояние Кг/м³; м; кг; Н; м/с Ф.И. учащегося_______________________________________ в) работа на интерактивной доске с помощью ручки с помощью стрелок указывается правильная дорога( 2 группа) Задание: «Найди правильную дорогу» V сила, с которой Земля м притягивает тело массой 1 кг плотность g кг площадь s м2 сила ρ с масса υ Н скорость h Н/кг время F м3 высота t м m объем кг/м3 S путь м/с г) работа с интерактивной доской Выпиши номера правильных формул 1. ρ= m/V 6. υ= s/t 2. ρ= m*V 7. V = a/c 3. F = m▪g 8. V = a ▪b ▪ c 4. F = m/g 9. t = υ/s 5. s= υ▪t 10. S = a/b Ответ на интерактивной доске Правильные ответы: 1,3,5,6,8 II. Изучение нового материала. Только что мы с вами выяснили, что на все тела действует сила тяжести. Вопрос классу: к чему приложена сила тяжести? Проблемная ситуация: 1. на вас ребята, оказывает воздействие сила тяжести? 2. куда она приложена? Покажите, пожалуйста, мне. 3. вот вы сейчас сидите на чем?... 4. как вы думаете на что вы давите с некоторой силой?... и как вы думаете называется эта сила? Проблемная ситуация: Слайд № 1 Анимация. Открыли тетради и записали тему урока. «Вес тела. Невесомость» Показать анимацию с мальчиком А теперь давайте попробуем дать определение веса тела? А теперь послушайте определение веса тела, которое дано в физике: Определение: Весом тела в физике называют силу, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес. (Рассмотреть рисунок по слайду № 3) Ввести формулу веса тела: (здесь чертится наш "любимый" треугольник. Слайд № 4 ( запись в тетрадях) Обозначение веса тела. Единица измерения веса тела. Обратить внимание на то, что вес тела- величина - векторная. Вопрос классу: Скажите, мне, пожалуйста, из курса геометрии, что значит величина – векторная . Сделать вывод. Слайд № 5 Слайд № 6,7 Проблемная ситуация: В быту часто говорят: «Взвесьте 0,5 кг колбасы, спортсмен поднял штангу весом 100 кг, борец полусреднего веса» Вопрос классу: « Что имеют в виду при этом? Что такое вес тела? Чем отличается вес тела от его массы? Ответ на слайде.Слайд № 8 У каждого ученика такая же таблица на столах. (которую они возьмут домой) Ну а теперь давайте порешаем задачи у доски ( 2 человека). На местах 1 вариант – первая задача. 2 вариант – вторая задача Задача 1 Дано: СИ: Анализ: Решение: m = 45 кг Р = m g Р=45 кг• 9,8 Н/кг = 441 Н. g = 9,8 Н/кг Р - ? [ Н] Ответ: Р = 441 Н. Задача 2. Дано: СИ: Анализ: Решение: m = 500 г 0,5 кг Р = m g Р=0,5 кг• 10 Н/кг = 5 Н. g ≈ 10 Н/кг Р - ? [ Н] Ответ: Р ≈ 5 Н. Невесомость. ( записать определение и формулу) III. Закрепление. а) проводится по флипчарту № 5 «Вес тела. Невесомость» б) Показать различную физическую природу силы тяжести и веса тела. в) Практическая работа. ( по группам) IY. Подведение итогов. Выставление оценок. Y. Рефлексия. Выразите, пожалуйста, ваше отношение к сегодняшнему уроку На столах у учащихся « рисунок "яблоко Ньютона» ( учащиеся выражают свое отношение к уроку (т.е дают самооценку) YI. Домашнее задание: Флипчарт № 5 + индивидуальные карточки Автор: учитель физики шг № 14 г. Астана Усабекова Г.З.
|